Программа профессионального развития педагога "Игровые технологии в развитии логического мышления младших дошкольников" на 2021-2022 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Гордеева Светлана Леонидовна

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах. Поэтому меня заинтересовала проблема  развития  логического мышления у детей младшего дошкольного возраста. Анализируя результаты анкетирования родителей, пришла к выводу, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию  мышления у детей (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования игровых технологий. Также ориентация на раннее творческое развитие в настоящее время становится особенно актуальной задачей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша. Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalnogo_razvitiya_2021_2022.docx330.24 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\админ\Desktop\скан титульного листа программы развития.jpeg

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

  1.  Цели и задачи
  2.  Возрастные особенности  детей от 2 до 3 лет.
  3.  Планируемые результаты
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Перспективный план по программе профессионального развития педагога на 2021-2022 учебный год

  1.  Целевые ориентиры игровой технологии
  2.  Форма организации образовательной деятельности и режим занятий
  3.  Особенности организации образовательного процесса
  4.  Перспективно-тематическое планирование с детьми  на 2021-2022 учебный год
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация предметно-пространственной развивающей среды

для реализации программы.

     3.2  Методическое обеспечение программы. Средства обучения и       воспитания.

  1. Оценочные материалы (мониторинг развития логического мышления у дошкольников)
  2.  Список литература для педагогов и родителей

Приложения:

  1. Приложение №1 «Развивающие игры для детей с блоками Дьенеша»

«Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность.

       Что такое «логика» и нужна ли она нашим детям?

       Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких   мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

        В современных программах дошкольного образования уделяется большое внимание логической подготовке детей. Речь идёт о развитии мышления ребёнка.

Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.

       Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Делая ошибки и учась на них, мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

       Чтобы решить эту задачу, можно использовать логические игры. Начав тренировать свое мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.

       Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах.

       Поэтому меня заинтересовала проблема  развития  логического мышления у детей младшего дошкольного возраста. Анализируя результаты анкетирования родителей, пришла к выводу, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию  мышления у детей (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования игровых технологий.

       Также ориентация на раннее творческое развитие в настоящее время становится особенно актуальной задачей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

       Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей.

Педагогическая целесообразность.

       Занятия по данной теме с детьми создаёт своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта, развития анализа и синтеза, моделирования с использованием схем, чертежей; учит детей работать по образцу, создавать новые комбинации из имеющихся элементов. Развивает концентрацию и объём внимания, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Качества, которые в будущем позволят ребёнку стать инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся.

Отличительные особенности.

       Перспективный план игровой деятельности с детьми состоит из развивающих игр, которые при всём своём разнообразии имеют общую идею и обладают характерными особенностями.

       Каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью геометрических фигур и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

       Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, чертеже, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

       Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

ТЕМА: «Игровые технологии в развитии логического мышления дошкольников».

НАПРАВЛЕНИЕ: интеллектуальное.

ГРУППА: 1 младшая (2-3 года).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Гордеева Светлана Леонидовна.

ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2021 г.

ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2022 г.

ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год.

1.2 Цели и задачи программы

Цель:

  • Изучение и повышение своего теоретического, практического уровня и компетентности по теме для детей 2-3 лет.
  • Повышение своего профессионального уровня.
  • Внедрение в активную практику системы работы по развитию логического мышления младших дошкольников посредством игр с блоками Дьенеша.
  • Создание условий для развития логического мышления у детей дошкольного посредством дидактических игр.
  • Формирование у детей интереса к логическим играм, с помощью интересных заданий и игр, способствование развитию у детей внимания, сообразительности.

Задачи для педагога:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет.
  • Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.).
  • Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года.
  • Создать современную предметно-пространственную среду в группе.
  • Разработать методические рекомендации, дидактические материалы, задания игрового содержания по развитию логического мышления у детей 2-3 лет.
  • Использовать разработанный материал на занятиях с детьми.
  • Обогащать новыми представлениями и понятиями.
  • Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
  • Провести анализ эффективности проделанной работы.
  • Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в заочных конкурсах.

Задачи для детей:

Обучающие:

  • Ознакомление с геометрическими фигурами и объёмными телами.
  • Формирование навыков конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу.
  • Овладение навыками пространственного ориентирования и пространственного мышления.
  • Развитие логического и образного мышления, умение распознать и построить образ.
  • Формирование умения действовать по словесным инструкциям и чертежам.

Развивающие:

  • Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, логического мышления, воображения).
  • Формирование психологических предпосылок для овладения исследовательской деятельностью.
  • Развитие произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами;
  • Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
  • Развитие воображения.

Воспитывающие:

  • Формировать интерес и положительную мотивацию обучения.
  • Воспитывать усидчивость.
  • Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

1.3 Возрастные особенности  детей от 2 до 3 лет.

       На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться  предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

       Развитие предметной деятельности связано с условием культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

       Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

       В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное  значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

       Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

       Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000 – 1500 слов.

       К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

       Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

       Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

       На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

       Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

       Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

       Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

       У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.4 Планируемые результаты.

Ожидаемые результаты для педагога:

  • Формирование основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества по данной теме.
  • Повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков.
  • Овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей   среднего дошкольного возраста (игровая технология).
  • Активизация творческих способностей и пропаганда своих достижений, применение полученных знаний на практике.

У детей сформируются:

  • Творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике.
  • Социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско-творческой деятельности.
  • Повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
  • Разовьются внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления.

У родителей воспитанников:

  • Появится интерес к разнообразию игровой технологии, к развивающим играм.
  • Заинтересованность к приобретению развивающих игр на логику.

Практические выходы:

  • Оформление папки по теме;
  • Картотека  дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию логического мышления.
  • Оформление сборника консультаций для родителей и рекомендаций для педагогов;
  • Отчёт о проделанной работе за учебный год в форме презентации (или открытой образовательной деятельности с детьми).

Основные вопросы:

  • история и сущность игровой технологии;
  • актуальность применения деятельности по развитию логического мышления в ДОУ;
  • цели и задачи игровой технологии для детей младшего дошкольного возраста;
  • методика организации развивающих игр для детей дошкольного возраста;
  • прогнозируемые результаты;
  • группы умений, формируемые игровой деятельностью;
  • роль родителей в развитии логического мышления.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Перспективный план по программе профессионального развития педагога

на 2021-2022 учебный год

Этап

Содержание работы

Практическая часть

Организационно-диагностический (подготовительный)

Выбор и определение темы самообразования.

Планирование работы по теме профессионального развития.

Повышение своего профессионального уровня.

1. Изучение инновационных игровых технологий:

- периодическое изучение нового материала на педагогических сайтах;

- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

- составление перспективного плана работы с детьми.

2. Создание развивающей среды (центр познания).

3. Разработка конспектов образовательной деятельности по теме.

4. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по теме.

5. Прогнозирование результатов.

6. Знакомство с работами других педагогов.

7. Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня познавательного развития детей на начало учебного года.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

1. Использование игровой технологии в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии.

2. Составление перспективно-тематического планирования с младшими дошкольниками.

3. Проведение образовательной деятельности с детьми (показ открытых занятий).

4. Привлечение родителей к организации игровой деятельности.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

1. Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня познавательного развития детей на конец учебного года.

2. Итоговая презентация «Развитие логического мышления через дидактические игры: Блоки Дьенеша».

(или открытая образовательная деятельность с детьми).

3. Самоанализ и самооценка проделанной работы по теме профессионального мастерства.

4. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчёт о проделанной работе).

5. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.

Внедренческий

Распространение

опыта работы.

1. Освещение данной темы на сайте педагога (сайте ДОУ), пополнение электронного портфолио.

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальных сетях.

3. Участие в работе муниципальных методических объединениях педагогов, в муниципальных семинарах.

4. Участие в заочных педагогических конкурсах различного уровня.

В течение учебного года

- Детальное изучение методической литературы по данной теме.

- Участие (онлайн) вебинаров, образовательных курсов, мастер-классов и т.д.

- Посещение занятий педагогов, занимающихся данной темой.

- Изучение работы других педагогов (через публикации в периодической печати, сайты).

- Разработка пособий и дидактических игр по интеллектуальному развитию.

- Составление картотеки дидактических игр по развитию логического мышления дошкольников.

- Разработка игровых занятий с учётом ФГОС.

- Прохождение курсов повышения квалификации.

План работы с педагогами

- Консультация «Развиваем мышление вместе с логическими блоками Дьенеша».

- Разработка памяток и буклетов по теме.

- Открытое занятие, организованное для педагогов образовательного учреждения.

План взаимодействия с родителями

Консультации:

- «Квадратный, фиолетовый, высокий»

- «Логические игры для малышей»

- «Игры с блоками Дьенеша»

  1. - «Блоки Дьенеша – логическая игра для развития ума»
  2. - Мастер-класс «Игры с Блоками Дьенеша».

Разработка памяток и буклетов по теме.

  1. Фотоотчёт по теме в родительской группе WhatsApp.

       

2.2 Целевые ориентиры игровой технологии.

- Расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков).

- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий.

Самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;

- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, обучение общению и др.).

  1. Форма организации образовательной деятельности и режим занятий.

       Организованная образовательная деятельность проводится с дошкольниками 2-3лет по подгруппам по 4-5 человек.

       Предусматривается индивидуальная работа с детьми, обладающими различным уровнем психофизического и интеллектуального развития. Форма организации учитывает индивидуальные способности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками конструирования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

       Работа с детьми младшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша проводится не менее 1 раза в неделю небольшими подгруппами и является вариантом организации совместной деятельности педагога с детьми по развитию математических представлений.

Эффективность занятий достигается через использование современных образовательных технологий. В работе используются следующие технологии обучения:

1. Здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника).

2. Проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения).

3. Технологии личностно-ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).

  1. Особенности организации образовательного процесса.

       Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов.

       Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

       Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине т. д.), несколько позже – по трём (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).     При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребёнок строит дорожку так, чтобы рядом в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой – чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

       Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

       Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

       В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с блоками:

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям.

       Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребёнок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребёнку. Например, проложить дорожки между домиками, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.

       С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи. Например, построить дорожку так, чтобы рядом были одинаковые по цвету, но разные по форме блоки, или чтобы рядом были блоки одинаковой формы, но разного размера, или, же чтобы рядом были фигуры разной толщины, но одинакового цвета.

       Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок, прежде всего носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок». После самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

       Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т. д.

6. Помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

  1. Перспективно-тематическое планирование с детьми

на 2021-2022 учебный год

Месяц

Наименование игры

Цель

Октябрь

 «Найди фигуру»

 Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

«За грибами»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

Ноябрь

 «Раздели фигуры»

 Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме.

«Кулинары»

Продолжать знакомить детей с формой. Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по форме.

Декабрь

«Второй ряд»

 Продолжать развивать умение сравнивать предметы по форме. Развивать пространственные представления.

Игра-путешествие «Новый год в городе Волшебных фигур»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по цвету, форме и величине. Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Январь

«Бусы в подарок кукле»

 Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету).

«Раздели фигуры»

Продолжать развивать умение выявлять свойства предметов (цвет, форма). Подводить детей к пониманию отрицания свойств.

Февраль

«Чудесный мешочек»

 Развивать умение выявлять свойства предметов (форма, величина) на ощупь.

«Кто быстрее соберёт»

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (форме и величине).

Март

«Рыбалка»

 Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый — тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине.

«Домино»

Развивать умение сравнивать предметы по толщине.

Апрель

«Поручения»

 Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и толщине).

«Найди фигуру»

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам. Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые».

Май

«Парные картинки»

Познакомить детей с символами свойств, развивать зрительную память.

«Все в ряд»

Продолжать знакомить детей с символами свойств, учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств. Развивать внимание.

Игра-путешествие «В гости к мишке»

Выявить уровень умения: сравнивать и обобщать предметы по трём свойствам (величина, цвет, форма).

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организация предметно-пространственной развивающей среды

для реализации программы.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша:
1. НОД (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления  геометрических фигур, цвета, величины.  Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т.д.  Например, используя обручи, мы сажаем огород, собираем грибы и ягоды.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
Для дидактических игр – это  «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша.

Настольно-печатные  игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим.

В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т.д.

В сюжетно-ролевых играх  - «деньги» в игре «Магазин»,  письма и открытки  в игре «Почта» и т.д. Особенности  структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества.

Формы работы: игра; упражнение; игры с альбомами.

Методы: игровой; диалогический; показ; проблемная ситуация.


3.2 Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.

Наборы логических блоков «Дьенеша» - 3 коробки.

  1. Оценочные материалы

(мониторинг развития логического мышления у дошкольников).

3.4 Список литература для педагогов и родителей.

1. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,

1997.

2. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет.

М., 2008.

3.«Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидак. игр с блоками Бьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Б.

4. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада.- Москва, Просвещение, 1983.

5. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004г.

6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

7. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

8.«Логика и математика для дошкольников» Метод, Издание 2-е, исправленное и дополненное, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Библиотека программы «Детство» 2007г.

9. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:

математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

10. Петерсон Л. Г, Кочемасова Е. Е «Игралочка» практический курс математики для дошкольников. М., 1998.

Приложение 1

Развивающие игры для детей с блоками Дьенеша.

Игра «Найди лишнюю фигуру».

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).


Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по величине).

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами). Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.


Игра «Найди такой же» (развитие умения сравнивать фигуры по величине).

Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.


Игра «Большой – маленький» (умение соотносить величину предмета с движением).

Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.


Игра «Мышки – норушки» (умение различать цвета).

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.


Игра «Домино» (умение сравнивать предметы по цвету).

Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.


Игра «Найди фигуру» (умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине).

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:

- Найти фигуру, как эта по величине

- Найти не такую фигуру, как эта по величине

- Найти фигуру, как эта по цвету

- Найти не такую фигуру, как эта по цвету

- Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

- Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.


Игра «Угощения» (умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).

В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза. Ведущая предлагает сделать

подарки зверям. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:

Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное), а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.


Игра «Рыбалка»
 (умение различать предметы по толщине).

Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую для толстого мишки, а тонкую для куклы.


Игра «Поручения» (умение сравнивать предметы по цвету и толщине).

Ведущая даёт поручения:

Одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры;

Второму - синие, тонкие;

Третьему - жёлтые, толстые и т. д.


Игра «Кто быстрее соберёт»
 (умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на карточки – схемы свойств.)


Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильных ощущений).

Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.


Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание).

Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.

Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.


Игра «Что лишнее?» (на развитие логического мышления).

Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.


Игра «Продолжи дорожку» (логическое мышление).

Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по развитию логического мышления младших дошкольников в процессе использования учебно – игрового пособия блоки Дьенеша

СодержаниеЦелевой разделПояснительная запискаЦели и задачи программы.Возрастная характеристика детей 2-3 лет.Планируемые результаты освоения программы.Содержательный разделОсобенности организации обра...

Статья "Игровые технологии в развитии логического мышления младших дошкольников"

В данной статье я представляю вашему вниманию свои творческие разработки, которые я использую в работе с младшими дошкольниками в рамках программы профессионального мастерства «Игровые технологи...

КАЛЕНДАРНО-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе «От рождения до школы». Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие. Вторая младшая группа 2021 – 2022 учебный год

КАЛЕНДАРНО-ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе «От рождения до школы». Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие Вторая младшая группа 202...

Рабочая программа младшая группа 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа младшая группа 2021-2022 учебный год....

Рабочая программа 1 младшая группа 2021 - 2022 учебный год

Рабочая программа 1 младшая группа 2021 - 2022 учебный год...

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» (2021-2022 учебный год)

М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Тропинка к школе» для детей подготовительной группы на 2021-2022 учебный годАннотация к программе...