Статья "ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГР И ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ".
статья (старшая группа)

 Игра – это школа самостоятельности и независимости, инициативности и творческого самовыражения. Игра – это самостоятельная психическая реальность и неповторимый мир детства. В игровой деятельности ребёнок любого возраста познает, учится общаться и преодолевает негативные эмоции, совершенствует свои возможности и способности.Уже к первому году жизни различия в развитии психики мальчиков и девочек проявляются в игре. Это значит, что у разнополых детей по-разному функционирует мозг. В соответствии с восприятием себя, как человека определённого пола, ребёнок выбирает игровую роль. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГР И ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ.

Андреева О.Н., воспитатель

МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород

Мамонова Ж.В., воспитатель

МБДОУ д/с №56 «Солнышко», г. Белгород

Игра – это ведущий вид деятельности. Игра – это школа самостоятельности и независимости, инициативности и творческого самовыражения. Игра – это самостоятельная психическая реальность и неповторимый мир детства. В игровой деятельности ребёнок любого возраста познает, учится общаться и преодолевает негативные эмоции, совершенствует свои возможности и способности.

Уже к первому году жизни различия в развитии психики мальчиков и девочек проявляются в игре. Это значит, что у разнополых детей по-разному функционирует мозг. Игры девочек основаны на межличностных отношениях и не содержат правил, они появляются по ситуации, им не нужно большой территории. Для мальчиков характерно интенсивное движение, высота, падение, использование всего предоставленного пространства.

В соответствии с восприятием себя, как человека определённого пола, ребёнок выбирает игровую роль. В игре дети группируются по признаку пола, проявляют доброжелательность к детям своего пола и пристрастное отношение к детям противоположного пола. Это очень важно для становления самосознания, когда ребёнок учиться представлять и осознавать свой образ со стороны (В.С. Мухина).

Девочки склонны к попечительской деятельности – ухаживать, нянчить, проявлять заботу, наставлять, поучать и т.д. всё это проявление первых материнских чувств.

 Все мальчики понатуре исследователи. Им хочется до всего дотянуться, всё потрогать, проверить, попробовать. Принимать решение, добиваться цели любят в процессе игры.

В игровой практике дети усваивают не только социальные роли, но и образцы поведения, общения мужчин и женщин. Всё это становится для них эталоном на который они равняются.

Примером детям для подражания чаще всего становятся взрослые. От их умения найти формы, приёмы и способы совместной деятельности с детьми зависит каким вырастет ребенок.

Предлагаем вашему вниманию игры и игровые ситуации по теме «Гендерное воспитание», которые помогут организовать совместную игровую деятельность детей и взрослых.

Моделирование игровой ситуации через проигрывание психоэтюдов:

  • «Сколько»: мальчик помогает девочке пройти скользкое место, подав ей руку.
  • «Проходи, пожалуйста!»: мальчик пропускает девочку впереди себя, открыв ей дверь.
  • «Запачкался»: мальчики играли в футбол. Недавно прошёл дождь, и земля была сырая. Один из них перехватил мяч и стремительно побежал к воротам, но неожиданно споткнулся и упал. Он встает, потирая ушибленное место. К нему подходит девочка. Она помогает отряхнуть ему грязь.
  • «Дежурный»: дежурный перед обедом накрывал на стол. Вдруг он споткнулся и уронил чашку. Чашка разбилась. Девочка спешит на помощь. Она берёт веник и подметает пол, мальчик собирает осколки.

Игровые ситуации для мальчиков и девочек:

  • «Как я дома помогаю?». Задачи: формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков, воспитывать желание оказывать помощь людям. Ход: дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол и т.д.). Можно разнообразить игру, перечислив обязанности мамы, а потом папы.
  • «Благородные поступки». Задачи: воспитывать в детях желание совершенствовать поступки ради других людей, формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Ход: детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель бросает мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
  • «Ушки на макушке». Задачи: развитие слухового внимания, умения идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку. Ход: взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя лишним (например: Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима).
  • «Давайте говорить друг другу комплименты» Задачи: научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола, закреплять знания о качествах мужественности и женственности. Ход: в гости к детям пришли куклы – Саша и Маша. Они знакомятся с детьми и рассказывают, как они познакомились. Саша, увидев Машу, подошел познакомиться с ней. Он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше тоже понравилось, Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в гости, чтобы узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.

Список используемой литературы:

  1. Елисеева Т.А., Климина Л.В., Хрон О.С. Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО. – Волгоград, 2016
  2. //Дошкольное воспитание. – 2015.  - №10. – 37с.
  3. //Детский сад будущего – галерея творческих проектов. – 2013. – №8. – 18с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИГР И ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ.

Игра – это школа самостоятельности и независимости, инициативности и творческого самовыражения....

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...