Консультация для воспитателей: «Развитие познавательной инициативы посредством дидактической игры».
консультация

Рябцова Виктория Витальевна

Консультация для воспитателей:

«Развитие познавательной инициативы посредством дидактической игры».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60»

НМР РТ

Консультация для воспитателей:

«Развитие познавательной инициативы посредством дидактической игры».

Актуальной проблемой дошкольного образования становится развитие у дошкольников способности самостоятельно ставить образовательные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

В ФГОС ДО указано, что одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Как показал проведенный анализ, в педагогических публикациях охарактеризовано участие ребенка в игре, общении, конструировании, но малоизученными остаются вопросы организации и условия развития их инициативности. А целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Инициатива — это показатель познавательной активности. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы и любознательность. К сожалению, в группе всегда есть дети, которые имеют менее стойкий интерес к познанию, легко отвлекаются, неинициативны.

Любой ребёнок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативное переживание, не способствует развитию познавательной активности.

Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, поскольку ему хочется довести, что он способен познавать, понимать и действовать. В такой ситуации и возникает познавательная инициатива как форма проявления уже творческой познавательной активности в области действования.

Познавательная инициатива, утверждает основоположник теории коллективного способа обучения (КСО) Дьяченко В. К., — это «исходящие от субъекта свободные, самостоятельные, сознательные действия по овладению ЗУН и их применению и преобразованию в ходе постановки личностно значимых задач». Педагогу в современных условиях необходимо выработать свой стиль работы, выбрать эффективные формы совместной деятельности, определить условия развития инициативности, чтобы обеспечить достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Это связано с социально-педагогической сферой, в которой чаще всего рассматриваются вопросы успешности личности, проявляющего из ряда личностных качеств инициативу в социально-значимых событиях. К вопросам развития инициативности обращаются психологи, педагоги, изучая возможности среды, в которой сопровождается ребенок со страны воспитателя, родителей. Инициатива рассматривается как один из основных компонентов развития активной личности ребенка. К сожалению, чтобы добиться желаемого результата, надо приложить немало усилий.

Опыт работы с дошкольниками показывает: если ребёнку интересно, если ему поставлена конкретная задача, он осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, он способен познавать, понимать и действовать.

В дошкольном возрасте игра-ведущий вид деятельности и поэтому применение игровой технологии является обязательной частью воспитательно-образовательного процесса. Игровая педагогическая технология это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей нашей работы является организация в группе специального пространства для активизации, расширения обогащения познавательной деятельности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования."

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося росс...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала детей посредством метода ТРИЗ»...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи детей посредством новых педагогических технологий"

Для дошкольников, особенно имеющих общее недоразвитие речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Развитие связной речи является важным не только для наиболее полного устран...

«Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики руки посредством технологии тестопластики»

     В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста.  Этот период в  жизни  ребенка уникален и важен для р...

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно - ролевой игры»

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры"...