"Формирование основ нравственности у дошкольников средствами фольклора"
статья (средняя группа)

Гуськова Ирина Владимировна

Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок способен усваивать как хорошее, так и плохое, необходимо закладывать фундамент добра и любви, развивать чувство красоты, воспитывать для нашего Отечества культурных и широко образованных людей, способных самостоятельно осваивать духовные ценности многонациональной культуры на основе глубокого осознания их исторических корней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование основ нравственности у дошкольников средствами фольклора»

Я хочу поделиться опытом работы с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Формирование основ нравственности у дошкольников средствами фольклора».

Актуальность данной темы состоит в том, что в последние десятилетия формируется образ современного человека – потребителя, живущего по велению своих инстинктов и обладающего властью во всем творить свою волю.

В результате тенденция к появлению своеволия, агрессии, жестокости, грубости и сквернословия наблюдается уже у детей дошкольного возраста. Вседозволенность приводит человека к болезненному состоянию души, в котором он утрачивает смысл жизни, радость жертвенной любви и созидательного труда.

В настоящее время пришло осознание того, что необходимо искать пути формирования и сохранения здоровой нравственности ребенка.

Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок способен усваивать как хорошее, так и плохое, необходимо закладывать фундамент добра и любви, развивать чувство красоты, воспитывать для нашего Отечества культурных и широко образованных людей, способных самостоятельно осваивать духовные ценности многонациональной культуры на основе глубокого осознания их исторических корней.

Эта проблема  нам очень близка. Мы попытались решить ее доступными нам средствами. Дошкольный возраст – возраст сказки. Она будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети учатся, как говорил К. Чуковский, волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств. А так как при слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных, будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик,… - вся наша задача заключается, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек. Только эта способность, привитая с раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня, создавала и будет создавать Бесстужевых, Пироговых, Некрасовых, Чеховых,…                      

Со сказкой дети знакомятся еще в раннем возрасте. В детском саду наша задача поддержать этот интерес и направить его по пути освоения добрых традиций, заложенных в произведении.

Посло́вица — изречение, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме..

Мы решили объединить сказку с пословицей. У нас получилась система работы, которую мы назвали «По страницам знакомых сказок» - для детей средней группы детского сада;

Целью нашей работы мы поставили воспитание нравственности, основанной на традициях русского народа.

Определили следующие задачи:

*Знакомить детей с русскими народными сказками.

*Активизировать знания о событиях знакомых сказок.

*Знакомить с русскими народными пословицами, их значением.

*Учить анализировать поступки героев произведений и сравнивать их со словами народной мудрости.

Начали свою работу с подборки сказок и пословиц, на этом этапе подспорьем стала книга Кузьминой М. «Пословицы». Москва ООО «Хатбер-пресс», 2014г.

Разработали план работы со сказками и пословицами на год. Приведу примеры бесед с детьми:

«В одиночку не одолеешь и кочку». Значение  пословицы. Беседа по русской народной сказке «Репка».  

«В тесноте, да не в обиде». Значение  пословицы. Беседа по русской народной сказке «Теремок».

«Отольются волку овечьи слезы». Значение  пословицы. Беседа по русской народной сказке «Волк и семеро козлят».

«На чужой каравай рот не разевай». Значение  пословицы Беседа по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

«Слезами горю не поможешь». Значение пословицы. Беседа по русской народной сказке «Гуси-лебеди».

«Дружба заботой да подмогой крепка», «Верному другу цены нет». Значение пословиц. Беседа по русской народной сказке «Кот, лиса и петух».

«Будете друг за дружку держаться – можете никого не бояться». Значение пословицы. Беседа по русской народной сказке «Зимовье зверей».

В свободное, чаще вечернее время, мы вспоминали с детьми знакомую сказку, иногда инсценировали ее или разыгрывали с помощью настольного театра. Затем мы пытались ее сравнить со значение пословицы, которую уже слышали и обсуждали в течение дня с детьми в различных ситуациях. Пословицы мы применяем в повседневной жизни детского сада: в конфликтных ситуациях, при организации режимных моментов,  во время приема пищи. Любовь к русским народным сказкам мы прививаем и через аудио сказки, когда готовим детей к дневному сну. Не исключаем и просмотр мультипликационных сказок («советских мультфильмов») по мотивам русских народных с последующим обсуждением.

В результате проведенной работы, мы заметили, что у детей повысился интерес к литературе, к слову, дети стали учиться рассуждать, употреблять в своей речи знакомые пословицы. Повысился уровень связной речи. А самое главное дети стали задумываться над вопросами нравственности. Мы решили продолжить эту работу и дальше, дополним ее другими произведениями  и расширить круг знакомства с видами фольклора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизм...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Изучены аспекты формирования в ребёнке дошкольного возраста нравственных качеств личности, патриотического отношения к окружающему миру, приобщения к источникам национальной культуры через устное наро...

«Формирование основ нравственно - патриотического воспитания средствами устного народного творчества» (презентация)

laquo;Формирование основ нравственно - патриотическоговоспитания  средствами устного народного творчества»...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора »

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает...

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»

Опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

Мастер класс для воспитателей ДОУ "Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора".Вступительная речь, актуальность темы.Варианты занятий ....