Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"
методическая разработка на тему

Неботова Светлана Витальевна

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности. Данный мастер - класс позволяет в очередной раз прикоснуться к народной кладовой под названием "Устное народное творчество", показывает методы и приемы работы с малыми формами фольклора: загадками, пословицами, сказками, скороговорками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер -  класс для воспитателей ДОУ

Тема: «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.  

Задачи:

1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

 

Материал: чистая тетрадь, кувшин, губка для посуды; карточки с загадками жёлтого и синего цвета; цветной картон, ножницы, простые карандаши; маски гуся, петушка, козы, овощей (горох, капуста, морковка); фуражка; сценарий сценки, тест на развитие дикции (несколько экземпляров); запись музыки для выхода животных.

Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Перед Вами предметы: кувшин, чистая тетрадь, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.

(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).                               

Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи.

Народная культура учит любить красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.

В русском песенном фольклоре  чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии.

2. Основная часть

«Загадки – близнецы».

Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца.  Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот продолжает. 

  1. Нет ног, а хожу,                                       1. Кто ходит ночь

     Рта нет, а скажу.                                           И ходит день.

Когда спать,                                                  Не зная, что такое лень?        

Когда вставать.

 

  1. Не портной, а всю жизнь                         2. Ползун ползёт,

С  иголками ходит.                                        Иголки везёт.

                                                                       

  1. И комковато,                                             3. Меня режут – трут,                                        

И ноздревато,                                                Колотят – бьют,

И мягко, и ловко,                                          А я всё терплю-

А всех милее.                                                Людям добром плачу.

  1. Ночью не спит,                                            4. А у нашей Анютки

Мышей сторожит.                                           Зверь в атласной шубке,

                                                                           Возле печки греется,

  1. Красные лапки,                                                Без водички моется.

Длинная шея.

Щиплет за пятки –                                        5. В воде купался,

Беги без оглядки.                                              Да сух остался.

  1. В городе Тит стоит,                                       6.Сам не берёт

Ничего не говорит,                                            И воробьям не даёт.

Сам с грядок не берёт                                  

 И воронам не даёт.

  1. Растёт она вниз головой,                               7. Белая морковка  

Не летом растёт, а зимой.                                  Зимой растёт.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

  1. Шёл я мимо,                                                     8.То блин, то полблина,

Видел диво:                                                         То та, то эта сторона.

Над домом у дорожки

Повисло пол лепёшки.

  1. Сидел на заборе,                                                 9. Не ездок,

Пел да кричал,                                                        А со шпорами,

А как все собрались,                                               Не сторож, А всех будит.

Взял да замолчал.

                                                                               

                             

Конкурс «Объяснялки».

Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:

• портки (штаны)                                                                                                                                                 • косоворотка (рубаха с косым воротом)                                                                                                                                                                        • рать (войско)                                                                                                                                                • чело (лоб)                                                                                                                                                               • изгородь (ограда)                                                                                                                                   • перст (палец)                                                                                                                              • око (глаз)                                                                                                                                      • уста (рот, губы)

Игра «Назови пословицу».

Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

  1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
  2. Детская философия.
  3. Без страдания нет наград.
  4. Первый из них всегда обречён.
  5. Один старый и два новых.
  6. Кредиторы ждать не любят.
  7. Все пошли – и ты догоняй.
  8. Чужая рубашка опасна для жизни.
  9. Будней – то пять, а выходных – два.
  10. Конфликт поколений в курятнике.

  1. Баба с воза – кобыле легче.
  2. Устами младенца глаголет истина.
  3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  4. Первый блин комом.
  5. Старый друг лучше новых двух.
  6. Долг платежом красен.
  7. Семеро одного не ждут.
  8. Своя рубаха ближе к телу.
  9. Делу время – потехе час.
  10. Яйца курицу не учат.

«Назови сказку».

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).

-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).

-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).

-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).

3. Практическая часть.

                                          «Модели сказок».

А сейчас я предлагаю поиграть  в волшебников и попробовать создать модели к русским народным сказкам. Я предлагаю использовать самый простой вид моделирования – сериационный: эта модель выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски или другие геометрические фигуры разной величины и разного цвета. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на вашей модели.               (Участники делятся на две подгруппы. После окончания работы команды обмениваются моделями и отгадывают название сказки).

Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.

Сценка «Ваня в огороде»

Действующие лица:

автор

Ваня

Петух Петрович

Гусак Гаврилыч

Коза Козловна

Овощи: горох, морковка, капуста

Материал: шапочки героев; запись выхода петуха, гуся, козы.

Автор.                                                                                                                                                                     

- Нынче Ваня очень занят,                                                                                                                                              У него не счесть забот.                                                                                                                                     Грядки полет нынче Ваня,                                                                                                                       Поливает огород!

Ваня.                                                                                                                                                                              - Ох, трудна моя работа,                                                                                                                                   Ох, болят спина и бок,                                                                                                                                    Ох, устал я отчего – то.                                                                                                                                 Эх, пойду, вздремну часок.

Автор.                                                                                                                                                                      - Нынче Ваня очень занят,                                                                                                                          У него не счесть забот.                                                                                                                                На лежанке дремлет Ваня.                                                                                                                                           Гости ходят в огород.

Под музыку заходит  петух.

Петух.                                                                                                                                                               - Вот и я - Петух Петрович,                                                                                                                            Ко- ко- ко - хозяев нет,                                                                                                                             Хорошо, когда на грядке                                                                                                                                  Для тебя готов обед.

(Берёт за руку горох и уходят).

Под музыку заходит гусь.

Гусь.                                                                                                                                                              -Вот и я - Гусак Гаврилыч,                                                                                                                             Га-га-га хозяев нет,                                                                                                                                  Хорошо, когда на грядке                                                                                                                                                             Для тебя готов обед.

(Берёт за руку морковь и уходят).

Под музыку заходит коза.

Коза.                                                                                                                                                               -Вот и я – коза Козловна,                                                                                                                                 Ме -ме- ме - хозяев нет.                                                                                                                                          Хорошо, когда на грядке                                                                                                                                     Для тебя готов обед.                                                                                                                       (Берёт за руку капусту и уходят)

Автор.                                                                                                                                                                               - Нынче Ваня очень занят,                                                                                                                                                  У него не счесть забот.                                                                                                                                           Только встал с лежанки Ваня -                                                                                                                       Гости мигом из ворот.

Ваня (хватается за голову).                                                                                                                                                                      - Где морковь и где капуста?                                                                                                                                      Лук исчез, пропал салат.                                                                                                                                                   Ой, беда, на грядках пусто!                                                                                                                             Не поймёшь, кто виноват.

Все.                                                                                                                                                                 – Ой, беда, на грядках пусто!                                                                                                                                 Ты один тут виноват!

«Шуточный тест на развитие дикции»

Все мы знаем, что скороговорки используются для развития дикции. Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В четверг  четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурИйский регулировщик регулировал в ЛигУрии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вЫлавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,
как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто,
да не чисто рапортовАл, да не дорапортовАл  дорапортОвывал, да так зарапортовАлся  про размокропогОдившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик
акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардИр из БрАнденбурга — бомбами забомбардирУет за то, что некто чернорЫлый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара - краля в то время крАлась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары два этих вОра дрова воровали;  но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардИра ворАм было, и не до дЁготниковой вдовы, и не до дЁготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два - дровокОла- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары вЫдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;  цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки - скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономарЯ  перепономарИт, — перевЫпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:  была у Фрола - Фролу на Лавра навралА, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вАхмистр с вАхмистршей, рОтмистр с рОтмистршей,
что у ужа - ужата, а у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм из сыворотки из-под простокваши,  — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,  да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;  но попытка — не пытка.

Итог.

Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, вы по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора »

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает...

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»

Опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

Мастер класс для воспитателей ДОУ "Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора".Вступительная речь, актуальность темы.Варианты занятий ....

Конспект мастер-класса «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

laquo;Развитие духовно-нравственных качеств  дошкольника средствами фольклора»...

Конспект мастер-класса «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников, конспект для воспитателей ДОУ...