Конспект мастер-класса «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»
учебно-методический материал
Духовно-нравственное воспитание дошкольников, конспект для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора» | 37.45 КБ |
презентация | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””
Конспект мастер-класса
«Развитие духовно-нравственных качеств
дошкольника средствами фольклора»
Воспитатели : Михаловская М.Б.
Гунькина Е.А.
Назаретян М.Э.
Вводная часть Музыкальный фольклор как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников
На сегодняшний день Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сложившаяся в современном обществе социально- психологическая ситуация характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие девальвации духовно-нравственных ценностей в период социально-экономической и социально-культурной перестройки в стране.
«Потерянное поколение 90-х» - современные родители дошкольников и школьников – имеет другие представления о добре и зле, справедливости, гражданственности и любви к Родине, товариществе и дружбе, нежели их родители. Опасность такого положения в том, что поколения перестают понимать друг друга, дети оказываются без поддержки родителей в формировании мировоззрения и нормальной социализации. В процессе воспитаниянарушается историческая преемственность поколений: дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, т. к. ценности последних «неэффективны» в современном мире. Находясь в новом контексте культуры, российский народ сейчас переживает весьма противоречивый процесс перехода на новую мораль, к новому мировоззрению. Новые нравственные устои общества еще не сформировались. Тем не менее, известно, что общество, утратившее веками сложившиеся духовно-нравственные устои, рискует потерять свою духовную целостность, целостность нации, и, как следствие, целостность страны, государства.
Наше государство проявляет заботу о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения. Например, в образовательные стандарты общего образования введена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Системе образования признается государством ведущим субъектом воспитания. Особая роль в этом принадлежит дошкольным образовательным учреждениям, т. к. на этой ступени образования в личность ребенка закладываются основы миропонимания, в частности, основы представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном во всем, что нас окружает. Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала становления его характера. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевать средством человеческого общения и важнейшей духовной ценностью – речью. Именно на этом этапе важно правильно определить содержание и средства образования, источники ценностей, прививаемых ребенку.
Неисчерпаемым источником и проверенным педагогическим средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Не случайно образовательные программы многих детских садов активно опираются на него в целях воспитания. Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представление о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самим приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр устного народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было», «как есть» и «как нужно» поступать в определённых случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны - именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребёнком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. В ДОУ используется в основном детский фольклор - это произведения, которые созданы взрослыми для детей, а также произведения, созданные самими детьми, или перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
Детский фольклор - обширная область народного поэтического творчеств. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких). Всё это прекрасный материал для развития детей, начиная с ясельной группы (2-3) года, когда оторванность от родной мамы в связи с поступлением в детский сад становятся для ребёнка настоящим стрессом.
Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Есть потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши, улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.
В работе с детьми средней, старшей групп используются другие фольклорные жанры – веснянки, заклички, колядки игровые песни - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора и учит жить в согласии с природой и людьми. Так, заклички представляют собой обращение к явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны, учат бережно относиться к природе в целом и человеческому труду.
Пословицы и поговорки. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества людей. Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.
Особенно привлекает детей народная музыка. В силу своей природной эмоциональности, дети очень чутки и отзывчивы к народной музыке. Детская народная песня не сравнима с современной песней по близости эмоциональной природе ребенка и доступности пониманию. Поэтому дети с большим желанием принимают ее, поют, пляшут, играют ее и под нее. Особое место среди жанров народной песни занимает колыбельная. Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Когда мама поет колыбельную, ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир - мир люби, добра, всеобщего согласия. И это добро он старается потом передать, сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
Главная педагогическая функция детской народной песни – эстетическое воспитание, т. к. все народные песни прекрасны по своей мелодике, а детские песни, при всей их «детскости», забавности, доступно, образно раскрывают перед ребенком масштабные смыслы бытия, мир чувств и эмоций, дают примеры человеческих отношений. Обрядовые песни вводят детей во взрослый мир, знакомят с его правилами, воспитывают в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает. Игровые песни дети поют, играя и имитируя календарные и семейные обряды. В игровых песнях может предполагаться состязание силой, ловкостью, выносливостью, развитие чувства сопричастности к коллективу («Воротики», Ручеек»,» Молчанка», Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т. д.
Все выше перечисленные фольклорные жанры являются основными на занятиях с детьми в детском саду. Цель их - формирование духовно-нравственных ценностей, лучших качеств личности дошкольников, таких, как доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т. д.
На родительских собраниях мы рекомендуем родителям оформить домашнюю фонотеку с народными песнями, прибаутками, потешками и т. д. для совместного прослушивания и разучивания с детьми. Ко сну петь колыбельные песни своим детям и побуждать их петь колыбельные своим игрушкам в игре. При пении колыбельных главное – доброта, ласка, спокойствие. В колыбельной можно изменять текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Мастер - класс для воспитателей ДОУ
Тема: «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Материал: чистая тетрадь, кувшин, губка для посуды; карточки с загадками жёлтого и синего цвета; цветной картон, ножницы, простые карандаши; маски гуся, петушка, козы, овощей (горох, капуста, морковка); фуражка; сценарий сценки, тест на развитие дикции (несколько экземпляров); запись музыки для выхода животных.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Перед Вами предметы: кувшин, чистая тетрадь, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.
(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.
Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).
Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи.
Народная культура учит любить красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии.
2. Основная часть
«Загадки – близнецы».
Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот продолжает.
- Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень?
Когда вставать.
- Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
С иголками ходит. Иголки везёт.
- И комковато, 3. Меня режут – трут,
И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее. Людям добром плачу.
- Ночью не спит, 4. А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
- Красные лапки, Без водички моется.
Длинная шея.
Щиплет за пятки – 5. В воде купался,
Беги без оглядки. Да сух остался.
- В городе Тит стоит, 6.Сам не берёт
Ничего не говорит, И воробьям не даёт.
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
- Растёт она вниз головой, 7. Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
- Шёл я мимо, 8.То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол лепёшки.
- Сидел на заборе, 9. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож, А всех будит.
Взял да замолчал.
Конкурс «Объяснялки».
Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
• портки (штаны) • косоворотка (рубаха с косым воротом) • рать (войско) • чело (лоб) • изгородь (ограда) • перст (палец) • око (глаз) • уста (рот, губы)
Игра «Назови пословицу».
Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
- Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
- Детская философия.
- Без страдания нет наград.
- Первый из них всегда обречён.
- Один старый и два новых.
- Кредиторы ждать не любят.
- Все пошли – и ты догоняй.
- Чужая рубашка опасна для жизни.
- Будней – то пять, а выходных – два.
- Конфликт поколений в курятнике.
- Баба с воза – кобыле легче.
- Устами младенца глаголет истина.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Первый блин комом.
- Старый друг лучше новых двух.
- Долг платежом красен.
- Семеро одного не ждут.
- Своя рубаха ближе к телу.
- Делу время – потехе час.
- Яйца курицу не учат.
«Назови сказку».
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
3. Практическая часть.
«Модели сказок».
А сейчас я предлагаю поиграть в волшебников и попробовать создать модели к русским народным сказкам. Я предлагаю использовать самый простой вид моделирования – сериационный: эта модель выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски или другие геометрические фигуры разной величины и разного цвета. Превратим героев сказок в геометрические фигуры и оживим их так, чтобы стало понятно, сюжет какой сказки изображён на вашей модели. (Участники делятся на две подгруппы. После окончания работы команды обмениваются моделями и отгадывают название сказки).
Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.
Физкульт минутка.
Пролезть в обруч”
Все игроки встают в круг, взявшись за руки. Руки 2-х игроков, стоящих рядом проходят внутри обруча. Нужно не разрывая рук, пролезть каждому игроку через обруч (внутри) и вернуть его на место. При выполнении задания обруч не должен касаться пола, руки разрывать нельзя, разговаривать нельзя.
«Шуточный тест на развитие дикции»
Все мы знаем, что скороговорки используются для развития дикции. Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурИйский регулировщик регулировал в ЛигУрии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вЫлавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,
как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто,
да не чисто рапортовАл, да не дорапортовАл дорапортОвывал, да так зарапортовАлся про размокропогОдившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик
акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардИр из БрАнденбурга — бомбами забомбардирУет за то, что некто чернорЫлый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара - краля в то время крАлась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары два этих вОра дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардИра ворАм было, и не до дЁготниковой вдовы, и не до дЁготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два - дровокОла- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары вЫдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки - скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономарЯ перепономарИт, — перевЫпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра навралА, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вАхмистр с вАхмистршей, рОтмистр с рОтмистршей,
что у ужа - ужата, а у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.
Итог.
Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы увидели использование загадок, пословиц, сказок, моделей к этим сказкам, и, надеемся, вы по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.
Стр.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества. Задачи : Передача опыта путем прямого и комментированного показа действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Музыкальный фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников ФОЛЬКЛОР в переводе означает «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ» Благодоря ФОЛЬКЛОРУ ребенок легче входит в окружающий мир ФОЛЬКЛОР воспитывает духовно-нравственные устои, целостность
ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА Колыбельные Песня (исторические, игровые) Сказка Частушки Поговорки, пословицы, скороговорки Предания Легенды, былины Загадки Считалки Игры Заклички , веснянки, колядки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Воспитание и развитие духовно- нравственных качеств дошкольников средствами русского фольклора."
Духовно - нравственное развитие посредством русского фольклора....
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора"
Презентация опыта работы...
Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"
Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизм...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора »
Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает...
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»
Опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами фольклора»...
Мастер - класс для воспитателей ДОУ «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»
Мастер класс для воспитателей ДОУ "Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора".Вступительная речь, актуальность темы.Варианты занятий ....
Конспект мастер-класса «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»
laquo;Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»...