Настольные экологические игры
статья

Морозова Светлана Геннадьевна

С одной стороны, в последнее время практически не осталось настольных игр: их почти полностью вытеснили компьютерные. До сегодняшнего дня данной проблеме не было уделено должного внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekologicheskie_igry.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Настольные экологические игры

С одной стороны, в последнее время практически не осталось настольных игр: их почти полностью вытеснили компьютерные. До сегодняшнего дня данной проблеме не было уделено должного внимания. Трудно спорить с тем, что настольные игры в большей степени развивают воображение, стимулируют творческую активность, учат взаимодействию в команде. Живое общение, происходящее во время игры за одним столом, едва ли заменит виртуальное общение игры компьютерной. В отличие от компьютерных грамотно построенные настольные игры кроме визуального и звукового каналов восприятия информации задействуют и другие — например тактильный. Настольные игры проще использовать для проведения как различного рода мероприятий: не смотря на быстрые темпы компьютеризации, найдется не много школ или иных образовательных учреждений, которые смогут обеспечить персональным компьютером всех участников не то что крупного, но среднего по масштабам мероприятия. Таким образом, можно подвести следующий итог: настольные игры нужны. Но новые игры практически не появляются, а достать старые особенно в хорошем состоянии очень сложно. Кроме того, современных биологических и экологических настольных игр практически нет. С другой стороны, важным фактором патриотического воспитания является знакомство с родной природой и ее изучение. Сейчас значимость этого аспекта образования и воспитания не до конца осознана и используется мало.

В комплект игры входит: игровое поле, 2 набора карточек с фотографиями биологических объектов, карточки с теоретическими заданиями, описание правил игры, 2 кубика, набор фишек, таблица учета результатов игры и таблица правильных ответов.

Во время игры игроки кидают кубик и перемещают фишки по полю. На игровом поле изображена карта некой воображаемой местности, объединяющая самые различные биотопы и ландшафты: горы, различные типы леса, несколько видов водных экосистем и различные открытые биоценозы. Игроки перемещают фишки по маршруту, проходящему через все эти биотопы. При остановке на определенном пункте (станции) игрок достает карточку с номером этой станции, на обратной стороне которой изображен организм, встречающийся в этом местообитании. В игре предусмотрено 2 варианта сложности — 2 комплекта карточек с биологическими объектами. В один из комплектов входят фотографии живых организмов, встречающихся в различных природных зонах России от самых северных до самых южных (горы Крыма и Кавказ, тундра Кольского полуострова, болота Карелии, альпийские луга, пустыни и полупустыни Астраханской области, тайга и широколиственные леса, водные экосистемы рек, ручьев и озер). Данный комплект карточек представляет реальную сложность и может быть рекомендован аудитории не только имеющий интерес к биологии, но и обладающей определенными биологическими знаниями (например, учащимся специализированных школ или биологических кружков).

Второй комплект более простой. В него входят живые организмы, характерные для средней полосы Европейской России (данный комплект хорошо работает и в рамках обычной школы). Преимуществом обоих комплектов игровых карточек является их всесезонность. Так как большая часть биологических объектов может быть встречена как в летний, так и зимний период, сфера применения игры значительно расширяется. Кроме карточек с фотографиями живых организмов участникам игры предлагается и другой вариант заданий. По пути им встречаются стоянки: станции, которые нельзя преодолеть в текущий ход. На стоянках предлагаются теоретические вопросы по экологии того биоценоза, где располагается стоянка. Для учащихся младших классов теоретические вопросы могут быть слишком сложны, поэтому для них предусматривается и другой вариант прохождения стоянок. Для них вопросы (ситуационные или ролевые) на стоянках задаются по отгаданным ранее карточкам (например, "один из участников вашей экспедиции простудился, какое из встреченных вами растений может ему помочь?").

За счет того, что игра включает несколько комплектов вопросов и подразумевает несколько сценариев, достигается значительная вариативность: игра легко адаптируются к тем условиям, в которых должна быть проведена.

Вариативность сохраняется и в методах оценки результата. Возможна расстановка баллов за правильные ответы (правильно названный объект — 1 балл, организм назван не точно или с ошибкой — 0.5 балла, ответ на теоретический вопрос до 10 баллов). Другой вариант оценки — по карточкам. В случае правильного ответа команда берт карточку с

биологическим объектом с собой ("гербаризирует растение" или "ловит животное"). Если ответ не верен, то "животное убегает" (карточка остается в колоде). В случае этого варианта на стоянках тоже даются вопросы по карточкам, при неправильном ответе те карточки, про которые был вопрос, на стоянке исчезают. Выявление победителя происходит после окончания игры по числу карточек.

Продолжительность игры сильно зависит от варианта правил. Время прохождения поля составляет от получаса до 2 часов. Ускорить игру можно, используя не 1, а 2 кубика. Игра может быть как командная, так и индивидуальная. Максимальное число команд или индивидуальных игроков за одним полем — 4 (при этом рекомендуется использовать 2 кубика).

Представленная игра может быть использована для прохождения или закрепления нового материала и контроля знаний (проверочные и контрольные работы, обобщающие и заключительные уроки). Возможно и повторение пройденного материала в виде викторин и конкурсов.

Тематика игр может быть синхронизирована со школьной программой. Мы использовали игру для проведения занятий с учащимися 1 – 11 классов. Игра может быть применена в рамках предмета "Мы и окружающий мир" в 1 – 4 классах. В 5 классе в 3 – 4 четвертях в теме "Жизнь на земле" — как заключительный урок. Обычно к концу четверти все устают, и после написания итоговой контрольной работы иногда требуется эффектное завершение занятий. Эту функцию может выполнить описанная игра. В 6 классе игра может быть использована в начале года для актуализации знаний приобретенных в 5 классе, а также в конце года для обобщения пройденного материала 6 класса. В 7 классе игра применяется для повторения материала 5 – 6 классов, а также в зависимости от программы для закрепления знаний полученных (либо в конце 2 и 4 четвертей, либо в случае программы Сонина на протяжении всего учебного года, так как весь 7 класс посвящен изучению биологического разнообразия и систематики). В 8 классе игра с трудом синхронизируется с программой Сонина и может быть использована лишь для повторения пройденного ранее. В 9 (в концентрических программах), 10 и 11 классах игра хорошо вписывается в курс экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие настольная экологическая игра с элементами ТРИЗ «Чудесные цветы».

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, направленная на экологическое развитие детей....

Игры с парными карточками. Настольные ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ игры для детей 5-7 лет.

Игры с парными карточками.Настольные ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ игры для детей 5-7 лет. Автор: З. Т. БобылеваИгры данного пособия предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Игровой м...

Настольно-экологическая игра-массажёр "Уборка на даче"

Настольная игра массажер «Уборка на даче» является материалом для самомассажа и стимуляция активных точек на руках, развивает мелкую моторику. Данная игра предназначена для детей 3-5 лет, ...

НАСТОЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА О ФОЛЬГЕ ( для театрализации с детьми старшего дошкольного возраста)

ЦЕЛЬ: Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через наглядно-выразительные средства, речь и театрализациюЗАДАЧИ:1. Развивать, раскрывать творческий потенциал де...

Настольная дидактическая игра "Экологические шахматы" "Прогулка в лес"

Шахматы – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. История шахмат уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается пол...

Конкурсная работа Всероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру Настольная дидактическая игра «Тематический тетрис»

Конкурсная работаВсероссийский конкурс педагогического мастерства для воспитателей ДОУ на лучшую настольно-печатную игру МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 1 ...

Настольно – печатная игра «Экологическая тропа» для детей 4-7 лет

Структура настольно – печатной дидактической игры   Настольно – печатная игра «Экологическая тропа» сделана по принципу игры – «ходилки» и состоит и...