диагностика по мелкой моторике рук
методическая разработка (младшая группа)
диагностика по мелкой моторике рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ЗАКАМЕНСКИЙ РАЙОН»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Санагинский детский сад
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Воспитатель: Бандеева О.С.
у. Санага
2019 г.
Цель диагностики: Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии .
Задача: систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы.
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 3-4 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.
6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
3 блок.
Работа с бумагой
1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на дорисовывание
1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 4-5 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
1. Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
2. Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
3. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
4. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
5. Нанизывание пуговиц средней величины.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
2. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
3 блок.
Работа с бумагой
1. Выполнить ножницами прямой разрез.
4 блок
Упражнения на дорисовывание
1. Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
1 блок
Упражнения на координацию движений
1. «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
2. «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
3. Катание шарика.
2 блок.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
1. Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
2. Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
3. Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
4. Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
3 блок
Работа с бумагой
1. Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
2. Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
4 блок
Упражнения на дорисовывание (отдельная система баллов)
1. Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 3 строки при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 2 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 1 строку или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
2. Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии. 0 баллов – с заданием не справился.
3. Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка: 3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
4. Упражнение «Узоры». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка: 3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
5. Упражнение «Узоры по клеточкам». Методика: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
6. Упражнение «Линии». Методика: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка: 3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
7. Упражнение «Домик». Методика: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
8. Упражнение «Лес». Методика: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 18 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 13 до 18 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 13 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-433230-1396950379.jpg)
Методика диагностики состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность изучения состояния мелкой моторики. Приведены методики для оценки состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/29/picture-1012670-1667040930.jpg)
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Определение уровня развития мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою идивидуальную коррекционно-развивающею работу с ребенком...
диагностика развития мелкой моторики рук
Диагностика развития мелкой моторики рук....
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/08/picture-937159-1712569273.jpg)
Диагностика развития мелкой моторики
Диагностика развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с ЗРР...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-132680-1416463744.jpg)
Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/14/picture-1226838-1584191009.jpg)
Консультация для воспитателей "Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников".
Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-1121677-1551178401.jpg)
Выписка из справки. Показатели результативности проводимой работы на основании диагностики развития мелкой моторики рук
Выписка из справки. Показатели результативности проводимой работы на основании диагностики развития мелкой моторики рук...