Мастер – класс для воспитателей по теме: «Использование сенсорных игр для познавательного развития ребенка»
методическая разработка

Бессонова Наталья Николаевна

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. 

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки).  Они  обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения);  ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masster_-klass_sensornye_igry.docx394.71 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для воспитателей   по теме:

«Использование сенсорных игр для познавательного развития ребенка»

                                           

            Подготовила воспитатель

Бессонова Н.Н.

Консультация и мастер – класс для воспитателей   по теме: «Использование сенсорных игр для познавательного развития ребенка»

Автор: воспитатель второй группы раннего возраста Бессонова Наталья Николаевна

Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному  развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ.

       Для того чтобы воспитать ребёнка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. 

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки).  Они  обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения);  ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Главными задачами сенсорного воспитания являются: 

1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

  • Чтение познавательной литературы. Например: «Золотой луг» Пришвин, «Синичкин календарь» Бианки, «Лисичкин хлеб» Пришвин, детские энциклопедии «Я познаю мир» и т.д.
  • Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается, и эта кислота нас жжет. Крапива очень полезна при радикулитах, хандрозах.

2. Научить ребёнка обследовать.

Обследование осуществляется в три этапа:

  • Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко- круглое.
  • Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
  • Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

Выделяют эталоны:

  • Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
  • Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
  • Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
  • Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
  • Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
  • Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
  • Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
  • Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
  • Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. 

Например:

  • Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
  • Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
  • Игра. с/р «День рождения». Ребёнок зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик

Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:

1. Разнообразная содержательная детская деятельность.

2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.

4. Наличие в группе материала Монтессори.

5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют  дидактические игры. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи.        Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.                                                                                     В  процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т.д.:

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.    

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам  мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки -  развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант). Способствуют развитию речи;  развивают творческие способности;  развивают усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Сегодня я Вам помогу, как можно   быстро и просто, без особых затрат   изготовить увлекательные пособия своими руками   интересные, разнообразные игры, направленные на сенсорное развитие.  

  

Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.

Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.

Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей,  мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на  развитие логического  мышления, внимания, памяти.

Пособия легки  в использовании, ими  могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом  пространстве, как группы, так и на прогулке. 

                   

1.Сначала, мы с Вами, поиграем в игру «Волшебные прищепочки»  

Описание игры.

К каждой картинке  Вы должны подобрать прищепки такого же цвета

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук,   пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.                            Бельевая прищепка способствует формированию, а затем развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку и т.д.)

Описание приготовления пособия:

*Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на картон.

Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания.

«Сделай дереву веточки», «Сделай колючки ёжику», «Сделай  лучики солнышку» - Проявление творчества.                                                                      

 Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук).

*Существует еще много различных моментов, помогающих познакомить ребенка с цветом: во время совместных игр называйте не только предмет, с которым вы играете (например, мяч), но и цвет игрушки (это мяч красного цвета). Во время одевания ребенка, называйте цвет одежды: «это платье синего цвета, носочки желтого цвета».

2.Теперь я приглашаю Вас на следующую игру,  а в какую, Вы узнаете, отгадав загадки:

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины, (круг)

Обведи кирпич мелком                                Злая рыба хвост-лопата      

На асфальте целиком,                                    Откусила полквадрата –

И получится фигура –                                    Целый угол, верь не верь!

Ты, конечно, с ней знаком                             Кто ж он, бедненький, теперь?                            

 (прямоугольник)                                                             (треугольник)  

   Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

 3. Приглашаю   поиграть в игру « Геометрическая мозаика»

Описание игры. 

Я попрошу Вас, из лежащих на столе  геометрических фигур собрать произвольное  изображение. Работать будем парами. Для изготовления данной игры вам понадобиться: - Салфетки универсальные.  Трафареты геометрических фигур. 

 Данное пособие поможет: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по форме и цвету. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

  Варианты игры: «Собери красивые бусы»,  «Выложи предмет», «Найди пару», «Найди такую же…», «Что изменилось?», «Подбери фигуру» и т.д.

4.  Поиграем в следующую игру «Подбери фигуру»  .

 На Матрешке нарисованы фигуры разной формы и такие же отдельно. Вам необходимо разложить все фигуры на Матрешек так, чтобы украсить сарафан. Эта игра закрепляет представления о геометрических формах, упражняет в их названии и закрепляет знание цвета.  

5. Следующее задание:  Давайте мы с вами выполним упражнение «Мы- команда! Вам необходимо быстро  и четко выполнять задание. Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры: квадрат, круг, треугольник,  прямоугольник.

6. Развивающая игра своими руками (на сенсорику, моторику) "Паучок на полянке" из бросового материала

Для изготовления такого паучка нам понадобятся следующие материалы: пластиковая банка с крышкой, желательно прозрачная; горлышки от сока с крышками; клейкая цветная бумага или скотч; разноцветные шнурки и ленты; ножницы.

Изготовление.

Из цветной клейкой бумаги вырезаем части Паучка, раскладываем на крышке банки и аккуратно приклеиваем. Намечаем глазки и прорезаем отверстия по размеру горлышка бутылки. Вокруг Паучка проделываем отверстия для шнуровки. По бокам банки вырезаем отверстия для горлышек бутылок, отверстия для шнуровки. Украшаем бока, вырезанными из клейкой цветной бумаги, цветами и травой. Все зависит от вашей фантазии. Это может быть не Паучок, а Крабик.

 

4979214_0bCve1gjc7Y (520x390, 93Kb)

С этой поделкой можно
►играть разноцветными крышечками (откручивать и закручивать)

► шнуровать

► подбирать по цвету

► бросать в круглые отверстия мелкие предметы и шарики

► складывать в ведерко разные интересные штучки, носить его за ручку

► плести паутинку для паучка и завязывать ему бантик

Паучок шел по стене,
Нес мешочек на спине:
Всем девчонкам по лаптенкам,
Всем мальчишкам по лаптишкам.
(массаж спинки ребенка. Первые две строки - перебирать пальцами по спинке, вторые две строки - похлопывать спинку малыша).Фото 7

Паучок ползет-ползет.
Паутиночку плетет.
Паутиночка тонка -
Крепко держит паучка.
Паутинка рвется,
Паучок смеется.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха -
паучок смеетя.
(пальчиковая игра. Большой пальчик правой руки соединить с указательным левой, а указательный правой соединить с большим левой руки. Перебирать пальчиками, словно шагая - "плести" паутинку. На последние строки хлопать в ладоши)

                                                                                   

Дидактическая игра своими руками для сенсорного развития

"Слоненок - Сенсоренок"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3071_b3cd8b85047ed3110c67c509a91920fb.jpg.jpg



Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление дидактической игры для сенсорного развития. В основе этой игры лежит всем известная игра М.Монтессори "Волшебный мешочек", где на ощупь надо найти и угадывать разные предметы.

Пособие будет интересно воспитателям детских садов, учителям начальных классов, заботливым родителям и бабушкам. Игра рассчитана на детей с двух лет, с удовольствием будут играть и младшие школьники.
Цель: изготовление дидактической игры для сенсорного развития
Дидактическая игра дает возможность решать задачи: 
- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, воображение, речь, мышление, фантазию, сенсорную память
Необходимые материалы:

- бросовые материалы: коробка, детский джемпер, мочалка; самоклеющая пленка, цветная бумага, лист картона или одноразовая тарелочка из бумаги, клеевой пистолет, ножницы, канцелярский нож, глазки, тесьма, пенопласт или футляры от киндер-яиц
Пошаговое изготовление :
1. Отверстие для хобота. Начертить окружность поможет чашка, в которую свободно входит ваша рука. Канцелярским ножом вырезаете круг.
2. Из старого детского джемпера, который будет в тон самоклеющей пленки, отрезаем рукава. Они нам необходимы для изготовления хобота и хвостика.
3. Обклеиваем открытую часть коробки с отверстием самоклеющей пленкой. Почему? Открытая коробка дает возможность аккуратно приклеить хобот и хвост слоненку.
4.Закрываем коробку крышкой и обклеиваем всю коробку пленкой. Приклеиваем глазки.
5. Пока на слоненка мало похоже наше изделие. Предлагаю изготовить уши из одноразовой тарелочки или картона. Складываем пополам картон и произвольно вырезаем большие уши. Все зависит от размера вашей коробки. Вырезанные уши обклеиваем пленкой.
6.Приклеиваем уши. Вот теперь изделие уже похоже на слоненка!
7. Наводим красоту слоненку. Вырезаем клыки из белого картона. Украшаем розовой бумагой ушки и щечки

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3071_2315f5d870575bb792c8adc2a0f82b6f.jpg.jpg


8. Из мочалки вырезаем игривую челку и приклеиваем слоненку. Хоботок и хвостик можно украсить бантиками
9.А где же наши ножки, которые важно пойдут по дорожке? 
В игрушках нашла пенопластовый бочонок. Разрезаем его на равные четыре части. Думаю, что решением для ног могут быть футляры от киндеров
10. Обклеить пленкой детали для ножек. Приклеиваем ножки слоненку. Он теперь и выше стал!
11. Слоненок к игре готов!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3071_7429c96256a16b7e1b2094873f393905.jpg.jpg

«Слоненок - сенсоренок» 

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры , игрушки ,предметы различной фактуры на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

 Ход игры. В коробке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

Ура! Слоненок у меня живет.
До чего же мне везет!
Любит он со мной играть!
Меня будет развивать!

***

У СЛОНёнка части тела –
Исключительно для дела:
Ушки, чтобы заСЛОНяться,
Спинка, чтобы приСЛОНяться,
А четыре толстых ножки,
Чтоб СЛОНяться вдоль дорожки.

***

У слонёнка хобот есть, 
А секретов в нём не счесть.
Только руку протяни,
На ладошке все они!

***

"Я сегодня рано встал,
Сразу к маме побежал:
— Мне приснился дивный сон,
Как один знакомый слон
В гости к нам домой пришёл,
Только в двери не прошёл.
Лягу и закрою глазки,
Слоник из волшебной сказки
Сразу ростом меньше стал,
Я домой его позвал.
Глазки я свои открыл –
Слоника скорей впустил.
Слоник спит возле кроватки,
Он игрушечный, ребятки.( Ольга Чусовитина)


Положить в "слоненка" мелкие игрушки животных,овощи, фрукты и узнавать их на ощупь. Можно с ребенком угадывать, что лежит внутри или вытаскивать предметы по описанию.

Предложить также тактильным образом узнавать буквы, цифры, геометрические фигуры, количество предметов, свойства предметов (мягкий, твёрдый, деревянный, железный, гладкий, шершавый и т.д.) 


- достать сразу несколько крышечек (захватить рукой определенное количество предметов)
- достань на ___ больше, или на ____ меньше;
- достань столько, чтобы было поровну

Ура! Слоненок у меня живет.
До чего же мне везет!
Любит он со мной играть!
Меня будет развивать

Динамическая пауза                                                                                                 Я буду давать задание, а вы  быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей  с точно таким же, как у Вас, цветом волос.  И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы:                                                                                                     по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Сенсорный куб.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-209260-1460048087.jpg

Цель пособия: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. Формировать восприятие качества  предметов, учить совместной игре и взаимодействовать в коллективе.

Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. В него могут играть одновременно несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются изоляционной лентой. Внутри куба находится несколько цветных шариков разного диаметра. на верхней грани с внутренней стороны подвешен маленький колокольчик.

На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, верёвочки для плетения косичек, бусины - для тактильных ощущений, контейнеры от «киндер-сюрпризов» - с ароматическими наполнителями, небольшие игрушки, цветные прищепки для закрепления основных цветов.

Варианты заданий

Игры , направленные на развитие мелкой моторики .

1.  ,, Массаж .”

Для массажа ладоней предложите детям потереть ими о плоскости куба ,

приговаривая :            

 Девочки и мальчики ,

                  Разминаем пальчики .

                  О решетку их потрем

                 И ладошки разомнем .

2. ,, Нора .”

 Малыш указательным пальцем , или фломастером зажатым в пальцах изображает лису , которая лезет в нору .  (Необходимо попасть в

отверстие решетки пальчиком или фломастером .)

 Залезает лиса в норку ,

                    Она делает уборку ,

                   А потом зовет лисят ,

                  Пусть лисята поглядят .

3. « Урожай ».

 Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох . Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину или горошину и опускает в отверстие куба , говоря :   Сеем мы фасоль , горох,

   Урожай у нас неплох .

  Мы корзины принесем ,

 Урожай наш соберем .

Затем куб убираем и сортируем в разные блюдца фасоль и горох , упавшие на стол .

4. ,, Помощники’’.

   Дети прищепляют на куб прищепки , можно вместе с лоскутком ткани и говорят:

   Белье на веревку

   Вешали ловко .

  Дома маме помогали

  И  нисколько не устали.

5. ,,Домик для магнита’’.

    Предложить ребенку найти домик для магнита , где ему   будет  хорошо.

А хорошо ему там , где он будет крепко держаться. Ребенок прислоняет магнит к различным предметам :деревянным, пластмассовым, металлическим.   Делаем вывод :

В деревянном домике магнитик не живет ,

Из пластмассовой избушки тоже он уйдет ,

А вот в железном домике уютно будет жить .

И в гости он магнитики сможет пригласить .

     Теперь можно предложить остальные магниты разместить на металлической пластинке.

7. ,,Скалолаз’’.

   Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним

пальцами , как ножками по клеткам . ,,Ходить’’ можно поочередно то одной , то другой рукой , а можно и двумя одновременно, говоря:

                 Скалолаз наш очень ловкий

                 Лезет в гору без страховки .

8. ,,Замок’’.

      Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы , соединяет их , образуя колечко. Можно соединять большой и средний пальцы , большой и безымянный , большой и мизинец поочередно ,

читая стихотворение :  

   Дверь закрою на замок

                      И нестрашен серый волк.

9. ,,Косички у сестрички.’’

Ребенок плетет из веревочек косичку , завязывает бант со словами :

                 Я своей сестричке

                 Заплету косички ,

                 Бант Танюшке завяжу ,

                Всем ребятам покажу .

10. ,,Футбол’’.

В игре участвуют один или несколько детей. Просовывая фломастер или карандаш в отверстие необходимо попасть по шару , приговаривая

Буду я играть в футбол

                  И забью в ворота гол .

                  11. ,,Мамины бусы’’.

Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами:

 К маме Миша приходил ,

                    Маму в бусы нарядил .

 Бусин много раз ,два ,три –

                   Как красиво, посмотри .

12. ,,Звонарь’’.

    Предложить ребенку просунуть фломастер или карандаш в отверстие и постучать по колокольчику , говоря на каждый ударный слог.

  Ты звони  как  встарь ,

  В колокол звони, звонарь.

  Ты звони , звони скорей ,

 Созывай моих друзей .

13. ,,Богатыри’’.

      Два ребенка становятся возле угла куба , просовывают карандаш или фломастер и пытаются сражаться ,словно богатыри , мечами. Произносят слова :

Мы ребята силачи

Взяли острые мечи .

 Раз, два, три, четыре , пять

 Кто ж не хочет сильным стать ?

14. ,, Лесенка .”

     Малыш нанизывает скрепки или резинки друг на друга , образуя лесенку , сказав при этом :

 Смастерим мы лесенку ,

Лесенку- чудесенку .

И на ней достанем мы

И до звезд и до луны .

15. ,,Змея.”

    Ребенок в отверстия решетки продевает ленту или шнурок , при этом цитируя:

Ползет змея среди травы ,

                  Не поднимая головы .

16. ,,Швея .”

  На шнурок нанизываются пуговицы .

  Без работы не скучаю ,

                    Пуговицы пришиваю.

Игры , направленные на развитие фонематического слуха , тактильной

   чувствительности , обоняния .

17. ,,Цветок .”

   Ребенку предлагают цветок из гладких и шершавых лепестков, который

висит на плоскости куба. Он водит по лепесткам пальцами и называет

качество лепестков( гладкий , шершавый .)

Удивительный цветок

                   Шершавый , гладкий лепесток .

18. ,,Весы .”

   На стенке куба висят 2 коробочки от киндер- сюрприза . Одна пустая ,другая наполнена гайками.

Воспитатель говорит :

                Раз , два ,три ,четыре -

                На весы поставим гири .

                Взвесим вафли , шоколад ,

                Мармелад и виноград .

Ребенку предлагается определить где легкая , а где тяжелая гиря .

19. ,,Магазин .”

Ребенок  говорит :

              Будем в магазин играть,

             Будем ткани выбирать .

              Платье мы сошьем для Маши ,

             А рубашечку для Саши

  Ребенок  называет качество ткани , находит пару сначала с открытыми ,а затем с                                                      закрытыми глазами.

 20. ,,Пчела и цветы .”

Слова ребенка:

       На лугу пчела живет ,

       Собирает она мед .

       От цветка к цветку летает ,

       Нежный аромат вдыхает .

     Ребенок нюхает коробочки от киндер- сюрприза .

(В них проделаны отверстия и помещены различные пахучие предметы.) Малыш по запаху определяет что находится в коробочке . Ребенку можно предложить найти пару по запаху .

21. ,,Оркестр’’.

Коробочки из-под киндер - сюрприза заполнены: горохом, семенами     укропа, гайками…Они звучат по- разному. С ребенком проводится игра ,,Тихо-громко’’. Можно предложить детям погреметь коробочками одновременно- организовать оркестр, сопровождая его словами:

                На пенечки зайки встали,

                  В барабаны заиграли.

                   Бум- бум ,та-ра-ра

                  Веселится детвора.

22. ,,Катушка.

На  решетке с помощью нитки закреплена пустая катушка ,ребенок наматывает на нее шнурок со словами :

Я возьму катушку,

                Нитку накручу

                И свою подружку

                Тоже научу.

Дыхательная гимнастика.

23 . ,,Ветер.”

На ниточке висит перо. Ребенок произносит слова и дует на перо .

Дует ветер, дует смелый,

                Вот и птичка полетела.

                Полетела высоко ,

                Машет крыльями легко.

Можно предложить подуть на шары или на колокольчик ,которые расположены внутри куба. Поиграть в ураган.

24. « Ураган ».

       Ураган налетел,

       Колокольчик зазвенел,

       И с высокой горы

       Покатились шары.

Гимнастика для глаз.

25. ,,Гимнастика.”

Предлагаем детям посмотреть поочередно на различные предметы, расположенные на кубе, меняя угол зрения. Можно посмотреть на левый

верхний угол, затем на правый верхний угол, на нижний левый угол, на нижний правый угол, в середину куба. Просим детей следить глазами за  перемещением указки в разных направлениях по кубу со словами:

                                              Глазки делают зарядку.

                                                             Начинаем по порядку:

                                                             Раз, два, три-

  Влево, вправо посмотри,

                                                             Ну, скорее не ленись,

                                             Посмотрели вверх и вниз.

                                                             А теперь не зевай,

  Глазки по кругу вращай.

          Ознакомление детей с цветом.

На каждой плоскости куба приклеены с помощью скотча цветные квадраты из картона . По заданию воспитателя ребенок может прищеплять прищепки , завязывать ленточки, закрывать отверстия   пробками от пластиковых бутылок, чтобы они соответствовали цвету квадрата, который расположен на плоскости куба. Можно предложить малышу показать красные, зеленые и т.д. пуговицы, магниты ,бусы…

Примечание.

,,Cенсорный куб’’ прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места, одновременно несколько детей могут пользоваться им. При желании все пособия быстро и легко снимаются. Куб может стать демонстрационным. На нем можно разместить предметные, сюжетные картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры и использовать его на различных занятиях. Например, на математике можно считать бусинки, пуговицы, сколько раз прозвучал колокольчик (с закрытыми глазами). Решать задачи, предложить ребенку нанизать 3 бусинки красного и 2 синего цвета, задать вопрос: «Сколько всего бусинок?». На обучении грамоте закреплять в речи  различные звуки , используя стихотворения «Мамины бусы» (звук «м»), «Звонарь» (звук «з»). Дифференцировать звуки, например, стихотворение «Лиса» (звуки «з», «с»). На музыкальном занятии находить одинаковые, различные по звучанию колокольчики,  организовать  оркестр с нестандартным оборудованием.   На занятия по экологии знакомить с различными семенами, используя игру «Урожай».  Его можно использовать как мини -театр.  На его плоскостях размещают картинки персонажей сказок, декорации. Поворачивая куб, будет происходить смена декораций и сюжета сказки .

 

Заключительный этап

-Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.                                                            

 - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!

Список литературы:

1. Э.Г. Пилюгина "сенсорные особенности малыша".

2. А.Н Павлова "Знакомство малыша с окружающим миром".

3. К. Белая "Первые шаги". Модель воспитания детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Создание и использование сенсорной коробки».

Цель: познакомить педагогов с видами сенсорной коробки и ее использованием в образовательном процессе ДОУ. ...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Цель моего мастер класса: познакомить с возможностями использования сенсорных коробок в работе с детьми....

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»...

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»

Мастер-класс для воспитателей раннего возраста«Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста»...

Мастер – класс для педагогов : «Использование сенсорных игр для познавательного развития ребенка»

Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве,...

Мастер класс для педагогов "Использование сенсорных игр для познавательного развития ребенка"

Сенсорное развитие детей младшего возраста - это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, вкусе, зап...