Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
методическая разработка (средняя группа)

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».

Цель: Формирование у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. 
 Слово «загадка» образовано от слова «гадать» которое обозначает «думать», «размышлять». Загадка – это вид народного или авторского творчества, в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним какое – нибудь, хотя бы отдаленное, сходство. Загадки содержат в себе информацию, основываясь на которой, ребенок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку - значит совершить сложнейшую логическую операцию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_rod_ipm_20-21.docx84.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Уважаемые педагоги.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».

Цель: Формирование у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные
признаки предметов или явлений. 
 Слово «загадка» образовано от слова «гадать» которое обозначает «думать», «размышлять». Загадка – это вид народного или авторского творчества, в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним какое – нибудь, хотя бы отдаленное, сходство. Загадки содержат в себе информацию, основываясь на которой, ребенок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку - значит совершить сложнейшую логическую операцию. Использование загадок в работе с детьми побуждает   ребенка думать, логически мыслить,  а это и есть основа развития мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4 — 5-летним детям. .

Но сегодня мы будем с вами говорить не об отгадывании загадок,  а об их составлении.

Для реализации ИПМ я поставила перед собой следующие задачи.

Учить детей выделять признаки объекта и сравнивать их с признаками других (полуактивный этап). Учить детей понимать сравнение, произнесенное педагогом. Упражнять в сравнении объектов по цвету, форме, размеру, назначению. Ввести  в активную речь словесные обороты:  «такой же (по цвету), как», «такой же (по форме), но не» и т.д. Учить повторять за педагогом сравнения. Учить составлять сравнения по двум – трем признакам. В подготовке к составлению загадок мною была проведена предварительная работа в виде дидактических игр. «Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов. «Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. «Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку. «Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?».

 Но ведь у нас не просто составление загадок , а рифмовка  признаков в составление загадок.

Рифма – это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских загадках обычно используют распространённые точные рифмысолнце – оконце, котик – ротик, мост – рост и т. д.

Этапы обучения дошкольников рифмованным текстам

 1.Сначала знакомят с понятием рифмы и её местонахождением (в конце строки).

2. Совместное со взрослым создание простых рифмовок о признакам  из двух словосочетаний по алгоритму. Например: Желтый (цвет) как лимон, горячий ( температура) как огонь. Легкий (вес) как перышко, шершавый (рельеф) как корочка.

Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.

Рифмы для детей дошкольного возраста будут отличной альтернативой планшету или мультикам.  Например: Использование такой игры. На картинках изображены объекты, действия, признаки, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Таким образом детям легче усваивать рифму по признакам.

по температуре теплая как кашка

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\каша.jpg

по цвету белый как снежок

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\снежок.jpg

по форме шарообразный как снежный ком

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\ком.jpg

по действию прыгает как кузнечик

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\кузнечик.jpg

по весу легкий как пушок

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\пух.jpg

по температуре горячая как печка

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\печка.jpg

по влажности мокрая как  речка

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\речка.jpg

по количеству одна как ромашка

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\ромашка.jpg

по цвету зеленый как огуречик

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\огурец.jpg

по размеру как большой дом

C:\Users\Оля\Desktop\Документы группы\Documents\дом.jpg


                             
Методика обучения составлению загадок.
  Обучение детей составлению загадок начинается с 3, 5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом:
 Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Ребенок, сравнивая один объект с
каким-либо другим объектом, находит между ними общее.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Какой?

Что бывает таким же?

по цвету

по форме

по рельефу

Для составления загадки выбран объект (красный мяч).    Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Красный он по цвету – как  хвостик у ракеты, как помидор к обеду, как салют в победу.

По форме он как шар(ик)- как большой самовар, как воздушный шар ,как уличный фонарик.

По рельефу гладкий –как шерстка у лошадки, он гладкий по рельефу-как столик для обеда.

В левой  части признаки могут меняться по усмотрению воспитателя или по желанию детей.

 

Используемая литература:

  1. Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ-ТРИЗ» (методическое пособие для дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей и ВУЗов)                              стр.167-171
  2. Нестеренко А.А. Страна загадок. -Ростов-на-Дону, из-во РГУ, 1995.
  3. Рубин М.С. Личные картотеки - фундамент творчества. 1975-1994 (www.trizminsk.org\e\221001.htm)
  4. Хоменко Н.Н. , Сокол А. Перечень навыков ОТСМ-ТРИЗ. 1997-1999 (www.trizminsk.org\e\215105.htm)
  5. http://www.trizminsk.org/intr.htm)
  6. Картотека педагогических приемов для работы с детьми дошкольного возраста. \сост. А. А. Нестеренко; перераб. и дополн. Т. А. Сидорчук,(Ульяновск, 1992г.), стр.19.
  7. Е.В. Андреева,С.В. Лелюх, Т.А. Сидорчук, Н.А. Яковлева «Творческие задания «Золотого ключика» (г.Самара, Центр развития образования, 2001г.) стр.7, стр.28.

  1. Н.С. Журавлева. Составление детьми загадок по знакомым произведениям // Тезисы докладов Региональной научно – практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников», (Челябинск, 5 – 6 июня, 1998) стр.17-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема инновационного педагогического маршрута: «Воспитание морально-нравственных качеств дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач».Цель: Формирование морально-нравстве...