Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
материал (подготовительная группа)

Пушкарева Ирина Вильгельмовна

 Тема инновационного педагогического маршрута: «Воспитание морально-нравственных качеств дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач».

Цель: Формирование морально-нравственных качеств дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач.

Задачи: -  Формировать  морально-нравственные качества дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач.

                 -Развивать познавательную активность и логическое мышление у детей при постановке проблемного вопроса, подборов способа решения, рассуждения с помощью логических приёмов, формулировке вывода.

                 -Просвещать  родителей в применении новых методов и технологий при ознакомлении детей 6-7лет с процессом решения творческих задач по морально- нравственному воспитанию.

                 -Изучить методическую литературу по теме инновационного маршрута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkareva_vystuplenie_dlya_pedagogov.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема инновационного педагогического маршрута: «Воспитание морально-нравственных качеств дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач».

Цель: Формирование морально-нравственных качеств дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач.

Задачи: -  Формировать  морально-нравственные качества дошкольников 6-7 лет в процессе решения творческих задач.

                 -Развивать познавательную активность и логическое мышление у детей при постановке проблемного вопроса, подборов способа решения, рассуждения с помощью логических приёмов, формулировке вывода.

                 -Просвещать  родителей в применении новых методов и технологий при ознакомлении детей 6-7лет с процессом решения творческих задач по морально- нравственному воспитанию.

                 -Изучить методическую литературу по теме инновационного маршрута.

Нравственные ориентиры закладываются в основном в семье, но оставаться в стороне от этого процесса мы не можем, мы являемся основными помощниками. Формирование нравственных ориентиров в детском саду происходит на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, т. е. это и в режимных моментах, и в непосредственно  образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и в период взаимодействия с родителями. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.  Для решения других воспитательных задач используются инновационные технологии. Это технология  личностно - ориентированного взаимодействия, метод проекта, ТРИЗ - технология. Я бы хотела обратить внимание на ТРИЗ - технологию. Она помогает более осознанно относится к нравственным понятиям и представлениям о патриотизме. ТРИЗ - технология позволяет ребёнку актуализировать свой субъектный опыт и через него получить эмоционально-ценностный опыт - совокупность потребностей общественного характера, устойчиво направленных на социально значимые объекты и деятельность; способность к испытанию эмоций, к нравственным, нравственно-патриотическим, эстетическим, интеллектуальным, социальным переживаниям.  Используя  приемы ТРИЗ – технологии в игре, дети приобретают социальные навыки общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей.
        Я считаю, что воспитатель, решая проблему по нравственному воспитанию, должен ставить перед собой такие задачи:

- помочь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии; 

- организовать воспитательный процесс, в котором значимой становиться личность ребенка; 

- развивать в дошкольниках понимания явлений действительности с позиций нравственно   этических норм; 

- развивать устную речь, творческое мышление, воображения дошкольников. 

Решению этих задач способствуют игры по ТРИЗ — технологии.

Предлагаемые игры направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности дошкольника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. Эти игры используются мной в процессе работы с детьми.

«Волшебный экран» - в работе использую составление сказки описательного типа с помощью «чудесного экрана» (метод системного оператора), у детей происходит формирование понимания, что все в мире изменяется во времени. Дошкольники проживают жизнь вместе с героем в настоящем, прошлом и будущем времени, оценивают его поступки, делают для себя выводы. Происходит и развитие монологической речи, памяти, мышления.  

«Мозговой штурм», например, задайте детям вопрос «Как сохранить мир без оружия?».

«Метод графической аналогии» (задача этого метода - формирование умения обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделив их признаки. Умение свертывать информацию, выделяя в образах самое главное ).

«Загадалки». Например, «Я хочу загадать загадалку о героях какой сказки? - Два брата были очень голодными, нашли головку сыра, не смогли поделить, так как каждый считал, что ему должно достаться больше. Так и остались голодными. («Два жадных медвежонка»). В: Какие действия совершали медвежата? Д: Не делились. В: Глядя на действия этих медвежат, что можно сказать об их качестве характера? Д: Они жадные. В: А как можно сказать наоборот? Д: Щедрые. Дети обсудили и поступок героев и закрепили противоположные качества характера.

 Изучив литературу, нашла источник составления проблемных ситуаций по алгоритму. Чтобы детям было легко работать с алгоритмом, я разработала схематическое изображение знаками.

Хочу представить вашему вниманию алгоритм решения проблемы:

1. Выбери объект – героя, с которым будешь работать.

2. Перечисли его действия в хронологическом порядке.

3. Выбери действие, которое привело к проблеме.

4.Формулируй проблему по схеме:

Если сделать так-то, то +… но - …,

Если не делать так - то +... но - ...

Как сделать так, чтобы + был с +, а минусы исчезли.

5.Ищи ресурсы самого объекта и вокруг него.

6.Выбери одно решение, самое близкое к ИКР (идеальный конечный результат).

7.Формулируй новую проблему, которая вытекает из решения и решай её, начиная с 1 шага.

Мною были придуманы авторские игры «Выучи  пословицу» .Эта игра способствует нравственно- патриотическому  воспитанию .Путем заучивания пословиц об уважении к своей семье, о любви к родине, к родному дому. Играем с детьми таким образом  3-4 ребенка зачитываю каждому пословицу  раскладываю перед ним карточки , убирая одну. Дети подбирают из предложенным мною картинок ту которая соответствует действию или объекту что бы восстановился смысл пословицы.  это способствует запоминанию пословицы. Тем самым у детей помимо воспитания нравственных чувств  развивается мышление речь логика. Также с помощью мнемодорожек дети легко запоминают пословицы. И игра которая непосредственно направлена на решение творческих задач «Веселый кубик».  Цель: Совершенствование и закрепление знания у детей о морально- нравственных качествах через разыгрывание проблемных ситуаций.

Описание игры.

В игре участвуют 3-5 человек.

Способ игры: Ребенок разыгрывает кубик, выпадает картинка соответствующая теме- Например: Сказка.

Дети выбирают из копилки сказочного героя – Например

1.Буратино.

Зная содержание сказки и опираясь на алгоритм дети решают проблемную ситуацию. Например Как можно было научится читать не ходя в школу.

2.Его сделал папа Карло

Дал ему деньги

Отправил в школу.

3.Был ленивый и доверчивый

4.если пригласить к себе учителя это плюс но он не всегда сможет к тебе прийти когда тебе удобно и это минус.

А если не приглашать учителя у тебя будет много свободного времени но читать ты так и не научишься.

Но решение есть нужно купить азбуку, пригласить к себе Мальвину, которая умеет читать для того чтоб она научила чтению Буратино. Плюсы во всем! Ты и встретился с другом, научился читать, свободное время.

5 Ресурсами явились деньги на покупку азбуки и наличие  хорошего друга рядом.

6. Каждый ребенок придумывает свое решение проблемы и в игре мы выбираем решение, самое близкое к ИКР (идеальный конечный результат).Опираясь на мнение  каждого ребенка мы приходим к конечному результату, но решений проблемной задачи может быть столько, сколько участников игры.

7.Что помимо чтения Буратино захочет научится считать рисовать или петь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....