Консультация для воспитателей «Создание условий для развития самостоятельности в разных видах активности у детей»
консультация

Чулкова Ирина Валерьевна

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.  Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Амос Коменский.

Природные возможности велики у каждого ребёнка. Но если не создавать соответствующие условия для реализации активности и самостоятельности  - эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_samost_i_aktivnost.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»

Консультация для воспитателей

 «Создание условий для развития

самостоятельности в разных видах активности у детей»

Подготовила:

Чулкова И. В.

г. Канск, 2018г.

Создание условий

для развития самостоятельности и активности у детей

ВВЕДЕНИЕ.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.  Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Амос Коменский. 

Природные возможности велики у каждого ребёнка. Но если не создавать соответствующие условия для реализации активности и самостоятельности  - эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Развитие таких личностных качеств, как активность и самостоятельность детей вынесены в целевые ориентиры ФГОС ДО. 

Вопрос воспитателям:

-   И я хочу задать вопрос присутствующим здесь педагогам: скажите, пожалуйста, какие по вашему мнению целевые ориентиры ФГОС определяют направленность на развитие самостоятельности и активности у детей?

Ответы воспитателей.

 Целевые ориентиры ФГОС:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. 

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей в аспекте развития активности и самостоятельности:

 - проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - способен к принятию собственных решений.

Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. Полноценное развитие ребенка осуществляется через его активность, самостоятельные пробы и ошибки.

ФГОС указывает на необходимость организации образовательного процесса на основе созданий условий для проявлений активности и самостоятельной деятельности воспитанников в дошкольном учреждении.

Следовательно, поддержка активности и самостоятельности дошкольников является одной из главных задач педагога.

ПОНЯТИЯ: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ

Так что же это такое – активность и самостоятельность? Сегодня мы с вами рассмотрим эти понятия.

Вопрос воспитателям.

Уважаемые коллеги, а как вы считаете, что такое активность?

Ответы педагогов.

В Педагогической энциклопедии читаем: «Активность - важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, играх и т. д.».

С. Л. Рубинштейн  определяет активность, как целенаправленную, динамичную деятельность, необходимую для полноценного развития личности и выделяет следующие виды детской активности: поисковая, познавательная, творческая, двигательная, социальная.

Вопрос педагогам:

- Уважаемые коллеги, в чём, по вашему мнению, выражается поисковая активность у дошкольников?

Ответы воспитателей.

Поисковая активность это поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.

Понятие поисковой  активности раскрыто в психолого-педагогической литературе (Комарова Т.Б., Поддяков Н.Н., Щетинина В.В и другие), вы видите его на слайде.

 Поисковая активность – это важная составная часть процессов планирования, фантазирования, исследования. Она  выражается в самостоятельном поиске ребенком информации по заданной взрослым ситуации, в ходе которого ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. 

В качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. 

Вопрос педагогам:

- Как вы считаете, что представляет из себя познавательная активность детей?

Ответы воспитателей.

 «Познавательная активность это деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями».  Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.

В педагогическом словаре сформулировано определение познавательной активности, его вы можете видеть на слайде. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. 

Далее нам предстоит выяснить, в чем проявляется такое свойство личности, как творческая активность.

Вопрос педагогам:

- Как вы полагаете, что такое творческая активность?

Ответы воспитателей.

«Творческая активность это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую». Бондарь М. А.

Творческая активность  это свойство личности, проявляющееся в   оригинальности и созидательности. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество. Творческая активность необходима и в учебной деятельности.

И мы подошли к рассмотрению понятия двигательной активности.

Вопрос воспитателям:

- Уважаемые коллеги, сформулируйте, пожалуйста, определение двигательной активности.

Ответы воспитателей.

«Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем». Рубинштейн С. Л.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка.

В.А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. Согласно определению И.А. Аршавского, двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.

И нам осталось рассмотреть такой вид активности, как социальная активность.

 «Социальная активность – это способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности». 

Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование  социальных отношений.

Социальная активность в дальнейшем является основой таких качеств,  как коллективизм, предприимчивость, творческая инициатива. 

Важно отметить, что полноценное развитие всех видов активности невозможно без проявления волевых качеств человека. Очень важным волевым качеством, необходимым для развития ребенка, является самостоятельность.

Вопрос педагогам:

- Что же такое самостоятельность? Уважаемые педагоги, как можно, на ваш взгляд определить это понятие?

Ответы воспитателей.

 «Самостоятельность это свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает. Это проявление волевой личности, когда человек действует согласно собственной инициативы, ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее». Юсупова Г. 

В «Основах общей психологии» С. Л. Рубинштейна самостоятельность определяется как волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цель, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

В педагогике - это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

 «Условия для развития самостоятельности и разных видов активности у детей». 

Условиями, обеспечивающими развитие самостоятельности и активности являются следующее:

  • Создание обогащённой предметно-пространственной среды;  
  • Создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • Вовлечение в выполнение творческих заданий; 
  • Организация экспериментирования; 
  • Интеграция деятельности;
  • Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к различным видам активности.

 «РППС с учётом ФГОС – вариативность, доступность, полифункциональность, интерактивность, комфортность, безопасность». 

С учетом ФГОС, предметно-пространственная развивающая  среда для развития самостоятельности и разных видов активности у детей должна быть вариативной, доступной, полифункциональной, интерактивной, комфортной, безопасной. Она должна состоять из различных центров: игровых,  центрах экспериментирования,  центров художественного творчества, центров математического, речевого, физического развития и пр.), которые дети могут выбирать самостоятельно по собственному желанию и самостоятельно организовывать в них свою деятельность.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников,
  • экспериментирование с доступными детям материалами,
  • возможность проявления самостоятельности и самовыражения детей.

Организованная по теме недели предметно-развивающая среда всегда несет информацию, которая обеспечивает каждому ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеет развивающий характер и поэтому она всегда яркая, интересная, все центры активности заполняются новым материалом, игрушками, атрибутами, детской художественной литературой. Это привлекает детей, развивает их самостоятельный поиск информации, мотивирует их к познанию окружающего мира, к действию. 

 «Условия для развития самостоятельности и активности – современные образовательные технологии». 

Развитию самостоятельности  и активности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Поэтому, на мой взгляд, на ряду с грамотно организованной предметно-пространственной средой, требованиям к условиям развития детской активности и самостоятельности отвечают современные образовательные технологии: Клубный час, Триз, квест, проект, социоигровой подход. Эти технологии дают возможность организовать образовательную деятельность в непосредственной, игровой и занимательной форме. Ребёнок получает возможность двигаться, играть, рисовать, конструировать, сочинять, узнавать новое и прочее, в соответствии с собственными интересами.

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский»

ВЫВОД

Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка как самостоятельность и активность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и активности у воспитанников дошкольного возраста эффективна, при условии, если будет организована свободная деятельность воспитанников в условиях, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. - М.: Наука, 1982. - С. 43.
  2. Бабаева Т.И. г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
  3. Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 598-601.
  4.  Головин. С.Ю.Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
  5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6.
  6. Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников //2016.
  7. Коменский Ян Амос: Высказывания о пед. мастерстве. К 375-летию со дня рождения. С примеч. ред. - Нар. образование, 1967, № 3.
  8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— ЕкатеринбургВ.СБезрукова2000.
  9. Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996.
  10. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1989. 
  12.  Сухомлинский В. А: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987.
  13. Шишкина, В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников [Текст] / В.А. Шишкина // Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 34 с.
  14. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006.
  15. Юревич С.Н., Магасумова Э.У. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.
  16. Юсупова Г.  Воспитание самостоятельности у детей. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8 - с. 28-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»

Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...

Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей»

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и воз...

консультация для воспитателей "Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей"

Данная консультация содержит рекомендации для воспитателей по наполнению разнообразным содержанием уголков ЗОЖ в разных возрастных группах...

Консультация для воспитателей: Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей

Одним из определяющих факторов воспитания является предметно-развивающая среда...

Консультация для воспитателя " Создание условий для развития познавательной активности детей"

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка....

Консультация для воспитателей "Создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей"

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!»...

Консультация для воспитателей «Создания педагогических условий для самореализации личности детей с неординарными умственными способностями»

Главной задачей образования является поддержка и развитие одаренных детей. В данной статье сдержится информация о теоретических аспектах детская одаренность. Создания педагогических условий для саморе...