консультация для воспитателей "Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей"
консультация на тему

Утина Наталья Павловна

Данная консультация содержит рекомендации для воспитателей по наполнению разнообразным содержанием уголков ЗОЖ в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-soderzhanie_ugolkov_zozh.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №35

Консультация

«Создание

развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ  

ЗОЖ  у детей»

Составила: старший воспитатель Утина Н.П.

г. Саров, 2018г.

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.  Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную активность; личную гигиену; умеренное и сбалансированное питание; ритмичность жизни; безопасность жизни.

Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть: разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной (требования ФГОС ДО).

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни воспитанников, учитываются следующие факторы:

  • индивидуальные социально-психологические особенности детей;
  • особенности эмоционально-личностного развития ребенка;
  • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • особенности физического развития и здоровья детей.    

Поэтому уголок здоровья необходим в каждой возрастной группе детского сада и Основными компонентами  уголка здоровья являются:

  • Полезная информация для родителей
  • Интересная информация для дошкольников
  • Рисунки  и поделки детей по теме здоровья
  • Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию
  • для детей – это  (алгоритмы мытья рук, одевания, полоскания рта и т.д.),
  • немаловажным является организация и устройство тематических выставок рисунков детей, разнообразные конкурсы детских работ, посвященные здоровому образу жизни, размещение детской художественной литературы, раскрасок по данной теме.

Поэтому материалы уголка здоровья могут располагаться в раздевалке, в группе,  в разных других уголках группы  (книжном, изо, ОБЖ, психологической разгрузки, физкультурном  и т.д.)

Рассмотрим содержание данных уголков по возрастам

Ранний возраст

-кукла для определения частей тела (голова, ноги, руки, спина, лицо)

-картинки с изображением органов чувств (нос-нюхать, глаза – смотреть,  рука – хватать, язык – пробовать, ноги – ходить, голова - думать)

-спортивное оборудование

Младшая группа

— Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);

— набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа);

— сюжетные картинки с изображением действий ребенка;

— блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.;

— шаблоны фигурок детей, взрослого человека;

— наборы иллюстраций: о девочке — девушке — женщине — бабушке; о мальчике — юноше — мужчине — дедушке;

— пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела;

— альбом фотографий каждого ребенка от новорожденного до 3-4-летнего возраста;

— дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю);

— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

-спортивное оборудование:  мячи разного размера и материала,  обручи,

— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)

— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)

Средняя группа

— книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам», К.А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия);

— дидактические игры: «Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их); «Узнай на ощупь» (развивать тактильную чувствительность); «Какую пользу приносят?» (о значении частей тела для человека); «Папа, мама, хочу все знать и уметь» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

— ширма «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливание для здоровья);

— схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы»; «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему»;

— альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.);

— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

— спортивное оборудование:  мячи разного размера и материала, обручи, кольцебросы;

— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)

— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)

Старшая группа

— дидактические игры: «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Найди правильную осанку и опиши её», «Удивительное лицо» (мимика);

— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);

— книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др;

— индивидуальные мини-тетради: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж»;

— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

— папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;

— ширмы по темам: «Можно — нельзя»; «Полезно — вредное»;

— пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»;

— папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости»,

— предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскопостопия, нарушения осанки;

— аптечка с предметами для оказания первой помощи;

— микроскоп, микропрепараты, песочные часы, муляжи для проведения наблюдений, экспериментирования;

— дневник настроений;

— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

— спортивное оборудование:  мячи разного размера и материала, скакалки,  обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);

— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);

— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках);

— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни

«Дорожки здоровья».

Подготовительная к школе группа

— папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;

— дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно делиться с другом» (о личных вещах), «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот» (составление из частей тела, лица, движений человека);

— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);

— лото «Робота сердца»;- книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П.Абрахаме; «Главное чудо света», Г.Юдин; «Расти здоровым», Р.Ротенберг; «Скелет», С.Паркер; «Анатомический атлас», Т.Уэстон;

— плакат — сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03, 04»;

— схема, иллюстрации по темам: «Полезные упражнения для сердца (легких)»; «Помоги себе сам, окажи помощь другим»;

— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

— микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи — для проведения наблюдений, экспериментирования;

— аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;

— анатомическая кукла;

— советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины — это всегда полезно», «Правила ухода за больным человеком», «Тренируем память», «Как ты можешь закаляться», «Правильно оказывай первую помощь»;

— папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снята утомления», «Безопасная дорога в школу», «Какие блюда я умею готовить», «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине и др.»;

— дневник настроений.

— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см;

— спортивное оборудование:  мячи разного размера и материала, скакалки,  обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);

— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни

— «Дорожки здоровья»

Наличие в уголках разнообразных дидактических игр и дидактических пособий, лэпбуков, пособий  на развитие правильного дыхания:

  • «Стаканчик с сюрпризом»,
  • «Воздушный футбол»,

Пособий на развитие двигательных навыков:

  • «Балансир»,
  • «Змейка – шагайка»,
  • «Веселый осьминог»,

Можно использовать разные виды терапий:

  • Песочная терапия (это инновационный метод, который объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости)
  • Сказкатерапия (это именно то общение с ребенком, которое ему больше всего понятно, тот способ, в результате которого без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций сможете помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.)
  • Цветотерапия (это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние.)
  • Музыкотерапия (Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.) поэтому необходимо иметь фонотеку с записями:
  • весёлых, задорных, детских песен, такая музыка помогает при сердечных недугах, способствует долголетию
  • звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано обладают расслабляющим действием;
  • звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти) носят успокаивающий эффект;
  • народная музыка помогает обрести временную безопасность
  • классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» уменьшает раздражительность, нервное возбуждение, снимает депрессивные настроения. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца;
  • различные марши повышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие;
  • духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.  

Сеансы цветотерапии хорошо сочетаются с музыкотерапией

  • Фитотерапия (это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. )

Комнатные растения улучшают воздушную среду, выделяя фитонциды. Фитонциды – это летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов.    Все эти растения можно объединить в 3 группы:

1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов. Это герань, алоэ, толстянка, гибискус.

2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями: повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительными действиями. Это монстера, лимон, герань, мирт.

3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан. Это фикус, циссус, хлорофитум. Так, хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.

В настоящее время набирает обороты такая педагогическая технология как музейная педагогика. Поэтому в уголках ЗОЖ могут быть представлены разные мини-музеи.

А также инновационная технология макетирования должна широко применяется педагогами в организации РППС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС"

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, к...

Консультация для родителей: Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая  предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в п...

Развивающая предметно-пространственная среда по формированию основ финансовой грамотности детей подготовительной группы

ull;Образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности разворачивается не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продо...

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей»

Познакомить коллег с требованиями к предметно - пространнственной среде в ДОУ по ФГОС...

Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...