КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

 

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

СЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  гласит: «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)
-социально–коммуникативное;
-познавательное;
-речевое;
-художественно–эстетическое;
-физическое.

… Остановим своё внимание на речевом развитии, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речевых навыков. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, в других видах деятельности зависит успешность ребёнка, его приятие сверстниками, а в дальнейшем – полноценное обучение в школе.

В связи с этим необходимо обратить внимание на ГЛАВУ 3, ПАРАГРАФ 3.3 ФГОС ДО,  где отражена

СЛАЙД 3ЦЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ  РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ- насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи дошкольника.

СЛАЙД 4 ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ. «Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы ДО.                                                      Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.
В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий.
В старшей группе идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и  здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды  регулярно пополняются.
Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий,  а также с правильно организованной предметно–развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

СЛАЙД  5 КАКОВЫ ЖЕ ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ?

  • Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью.
  • Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
  • Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка.
  • Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций.
  • Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

СЛАЙД  6 – Для решения данной проблемы примером может послужить следующая  МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА представлена в следующей таблице.

СЛАЙД  7 -  А теперь предлагаю остановиться на ТРЕБОВАНИЯХ К ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ, что очень важно!

Среда должна быть содержательно-насыщенной, т.е. должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать  активность всех воспитанников в разных видах деятельности

Среда должна быть трансформируемой, что предполагает возможность её изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

Среда должна быть полифункциональной, что предполагает возможность использования полифункциональных предметов в разных видах детской активности

 Среда должна быть вариативной, что предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей

Среда должна быть доступной, что предполагает свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям; исправность и сохранность материалов и оборудования

Среда должна быть безопасной, что предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

СЛАЙД 8 – А поскольку РЕЧЕВАЯ СРЕДА СТРОИТСЯ В НАПРАВЛЕНИЯХ:             

- коммуникативное, когда происходит обмен информацией, что не следует путать с общением, когда происходит обмен мыслями, чувствами и эмоциями и                                                                                                                                    – предметно-развивающее, необходимо рассмотреть каждое из них:

СЛАЙД 9КОММУНИКАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

родитель- ребёнок,                              ребёнок-ребёнок,                                 педагог-ребёнок

СЛАЙД 10 – Предлагаю начать с СИСТЕМЫ «РЕБЁНОК-РЕБЁНОК», которая  включает в себя  

самостоятельную игровую деятельность,      прогулку,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       взаимодействие в режимных моментах.

СЛАЙД  11 – Говоря же о СИСТЕМЕ «ПЕДАГОГ-РЕБЁНОК»  можно заметить, что она прослеживается                                                                                                                                                                                                                                      в любых формах занятий,                                                                                                                                   в специально организованной игровой деятельности,                                                                           в  наблюдениях, экскурсиях,                                                                                                            во всех режимных моментах

СЛАЙД  12 – Теперь, что касается СИСТЕМЫ «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК» включающую в себя                                                                                                                                                                                                                                           взаимодействие во всех сферах жизнедеятельности,                                                                    наблюдения на прогулках по советам педагога,                                                                                                                                                                      совместные игры,                                                                                                                                     чтение и обсуждение книг,                                                                                                                  выполнение домашних заданий

СЛАЙДЫ 13 – Здесь следует остановиться на ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЁЙ, которое тоже в свою очередь включает в себя:                                                                                                                                                       - привлечение родителей к участию в создании предметно-развивающей среды непосредственно с педагогами группы,                                                                                                                                                                                                       - к участию в консультациях,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - в открытых занятиях,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - в развлечениях, праздниках, в спортивных состязаниях,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                - в конкурсах,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            - в общении на сайте ДОУ.

СЛАЙД 14 – Что же является КОМПОНЕНТАМИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ – это                                                                                                                                                                                                                                                     - специальные объекты,                                                                                                                       - развивающие игры и игрушки,                                                                                                         - дидактические пособия и материалы.

СЛАЙД  15 – Под  СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ подразумеваются:

·         Уголок природы и мини-лаборатория

·         Библиотека и уголок речевой деятельности

·         Театральный и музыкальный уголки

·         Уголок конструирования

·         Пространство для сюжетно-ролевых и режиссёрских игр

·         Уголок двигательной активности

СЛАЙД  16 – А под РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ И ИГРУШКИ подразумеваются: крупный и мелкий строитель, конструктор, мозаика, макеты,  игры-вкладыши, сборно-разборные  и сенсорные игрушки, а так же стенды, о которых уже было упомянуто несколько раньше.

СЛАЙД 17 – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЖЕ МАТЕРИАЛЫ И ПОСОБИЯ широко используются всеми педагогами преимущественно

·         В совместной образовательной деятельности

·         В подгрупповых занятиях

·         В самостоятельной деятельности

·         В режимных моментах

СЛАЙД 18Отличных результатов в формировании речи помогают добиваться и ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, когда мультимедийное оборудование используется в комплексных занятиях, во время досугов и праздников, в театрализованной деятельности. Кроме того,  электронные дидактические игры, используемые педагогами непосредственно на занятиях,  помогают:

•       Повышать интерес к заданной теме

•       Удерживать внимание детей на занятии

•       Обогатить занятие иллюстративным материалом

•       Закреплять знания, полученные детьми на занятии

•       Украсить занятие  сюрпризным моментом в любой части занятия

•        И сформировать в целом положительное отношение к занятию

 

СЛАЙД  19 - Таким образом, грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда – это залог всестороннего развития каждого ребёнка.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii_moya_prezentats_po_srede_20.05.2016g.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МБДОУ № 251 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ ВОЙТЕНКО МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Слайд 3

ЦЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ -

Слайд 5

ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ:

Слайд 6

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Создание специальных условий: Планомерная работа во всех образовательных областях Работа с родителями - книжный уголок; -развивающие и дидактические игры; -настольный и пальчиковый театр; -нетрадиционные техники изодеятельности (рисование, лепка, конструирование); -пальчиковые игры ; … -специально организованная деятельность -совместная деятельность -закрепление полученных знаний в режимных моментах; -организация разных видов игровой деятельности; - беседы, наблюдения и др.; -дыхательная и артикуляционная гимнастики ; -самостоятельная деятельность (самостоятельное применение в игровой и предметно-практической деятельности )… -консультативная помощь…

Слайд 7

Требования к построению предметно-пространственной речевой среды

Слайд 8

РЕЧЕВАЯ СРЕДА СТРОИТСЯ В НАПРАВЛЕНИЯХ КОММУНИКАТИВНОЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ

Слайд 9

КОММУНИКАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК РЕБЁНОК - РЕБЁНОК ПЕДАГОГ - РЕБЁНОК

Слайд 10

Ребёнок -ребёнок

Слайд 11

Педагог -ребёнок

Слайд 12

Родитель – ребёнок

Слайд 13

Взаимодействие детского сада с семьёй

Слайд 14

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И ИГРУШКИ ДИДАКТИЧЕС КИЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Слайд 15

Специальные объекты

Слайд 16

Развивающие игры и игрушки

Слайд 17

Дидактические пособия и материалы

Слайд 18

Электронные образовательные ресурсы

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для родителей на тему: « Фольклор как средство развития речи дошкольника».

Влияние устного народного творчества в развитии речи дошкольника....

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Речевая среда как средство развития речи дошкольника

В статье раскрывается значение речевой среды для развития речи дошкольника, а также особенности ее организации в группах дошкольного учреждения....