Речевая среда как средство развития речи дошкольника
статья

Галушкина Ирина Валентиновна

В статье раскрывается значение речевой среды для развития речи дошкольника, а также особенности ее организации в группах дошкольного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_sreda_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnika.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая среда как средство развития речи дошкольника

Галушкина И.В.,

методист

ГБДОУ детского сада №33

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Аннотация. В статье раскрывается значение речевой среды для развития речи дошкольника, а также особенности ее организации в группах дошкольного учреждения.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» …

- заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Формирование правильной речи детей, развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Это может быть обусловлено массовым масштабом таких негативных явлений, как увлечение детей с раннего возраста гаджетами и порой бесконтрольное их использование, заменяющее прямое личное общение ребенка с родителями и как следствие - бедность словарного запаса, неумение строить высказывания, а также низкая мотивация овладения языком, заучиванию стихов, прослушиванию книг.

Речь не является врожденной способностью, а формируется в процессе развития ребенка. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если день насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению.

Общение - было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Однако важна и речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.

Речевая среда - это многие факторы, которые собраны воедино.

Речевая среда - это рационально организованная окружающая обстановка, наиболее эффективно влияющая на развитие разных сторон речи каждого ребенка, помогающая ему познавать мир, обучаться, улучшать имеющиеся речевые навыки.

Речевая среда может быть естественной и искусственной.

Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития ребенка (в случае если с ребенком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общение с ребенком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его «речь», а также если речь окружающих ребенка людей неправильная — с плохой дикцией, а то и явными дефектами — картавостью, шепелявостью и т. д.).
Естественная р
ечевая среда рассматривается достаточно широко как любые образцы языка, воспринимаемые человеком, т.е. это не только речь окружающих взрослых или детей, но и телевидение, радио, кино, театр.

В дошкольном учреждении — главной целью формирования речевой среды является создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста. В дошкольном учреждении специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с нарочно установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.

Можно выделить несколько компонентов речевой среды в дошкольном учреждении:

- речь педагога

- предметно-развивающая среда в группе (специальное оборудование и пособия)

- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольника

1 компонент. Речь педагога.

Грамотная речь педагога – важнейший составляющий компонент речевой среды, т.к. педагог закладывает основы культуры детской речи, приобщает к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет воспитывающую и обучающую направленность. Речь педагога должна соответствовать следующим качествам:

  • Правильность (соответствие языковым нормам);
  • Точность обозначения (в речи адекватно отражается действительность, однозначно обозначать то, что должно быть сказано, чтобы дети сразу понимали, о чем идет речь);
  • Логичность (наличие в высказывании трех компонентов: начало, основная часть и конец высказывания, педагог должен уметь правильно, грамотно и логично связывать между собой все предложения и части высказывания);
  • Чистота (отсутствие слов-паразитов, чуждых литературному языку);
  • Выразительность (особенность речи педагога, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания);
  • Богатство (наличие большого количества слов, несущих смысловую нагрузку, использование разнообразных видов предложений);
  • Уместность (употребления тех или иных выражений, соответствующих ситуации и условиям общения).

2 компонент. Предметно-развивающая среда

Создавая речевую среду в группе, педагог решает следующие задачи:

  • Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
  • Создание условий для формирования устной речи детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. (Владение речью как средством общения и культуры);
  • Создание благоприятных условий для обогащения активного словаря за счет основного словарного фонда дошкольника, зависящего от словаря педагога и родителей;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения;
  • Создание условий для развития речевого творчества. Работа предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые линии в сюжете сказки и т.д. Речевая практика самих детей возможна, если мы создаем для этого условия;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, восприятие и понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

При формировании развивающей среды важно ориентироваться на следующие требования (в соответствии ФГОС):

  • Доступность всех помещений и уголков для каждого воспитанника.
  • Свободный доступ к играм и книгам.
  • Удобное расположение.
  • Хорошая освещенность в любое время суток.
  • Эстетичность оформления.
  • Насыщенность и вариативность (разнообразие тематики материалов и оборудования для активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением).

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Виды детской деятельности и решение задач развития речи:

  • Восприятие художественной литературы и фольклора. В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы.
  • Музыкальная деятельность. В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия. При специально организованной деятельности, дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных произведений.
  • Организация группового конструирования, моделирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.
  • В изобразительной деятельности происходит обогащение словарного запаса ребёнка-дошкольника через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция). В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка). Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.
  • Познавательно - исследовательская деятельность. Речевое развитие напрямую связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Формирование речевых умений происходит в три этапа.

- На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого.

- На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т.д.) ребенок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед (с учётом возраста).

- На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире (с учётом возраста).

  • Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико-фонематические процессы, связная диалогическая речь. Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала.
  • Игровая деятельность. Игровая деятельность также является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагогу необходимо: развивать потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре.
  • Двигательная деятельность. Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных видов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются.
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд. В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально-положительное реагирование на просьбы и требования взрослого. Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими.

Особое внимание при планировании и оснащении предметно-пространственной среды в группе уделяется созданию специальных зон (уголков) различной направленности, которые стимулируют самостоятельность в выборе своей деятельности. В каждом из них также происходит обогащение речевого опыта ребенка.

  • Речевой уголок Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки для с семенами и камешками. В качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами: шпингалет, дверной крючок, щеколда, велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели. Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметные и сюжетные картинки, предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется подборка из игр с буквами и словами, азбуки, кубики, домино, лото.
  • В книжном уголке должны быть представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей, организованы выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам). Также дети могут делать первые шаги в чтении.
  • Уголок самостоятельной музыкальной деятельности должен быть оснащен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Приветствуется наличие аудиотехники, фонотеки. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся самостоятельно слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что также может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).
  • Уголок конструктивно-модельной деятельности с разнообразным строительным материалом должен находиться в свободном доступе для детей. Для построек необходимо иметь конструктор из разного материала и способами соединения деталей, образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки построек разного типа. В процессе игр дети не только общаются, но и учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
  • Уголку «Художественная мастерская» необходимо отвести хорошо освещенное в группе место. В распоряжении детей должны быть мелки, акварель, гуашь, пластилин или глина, раскраски и обводки по лексической теме, бумага и картон разного цвета формата и фактуры. Здесь же можно предусмотреть место для небольшой выставки с детскими работами, а также с образцами народного художественного промысла.
  • В уголке экспериментирования необходимо поместить разнообразный материал для экспериментов, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
  • Уголок театрализованной деятельности. Здесь должны быть расположены разные виды театров (сказочные персонажи, выполненные из различных материалов). Играя с ними, дети учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаться в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
  • Уголок безопасности дорожного движения. Он должен быть оснащен необходимыми атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки — транспортные средства, светофор, фуражка сотрудника, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.
  • Уголок занимательной математики — удобное рабочее место для игр математического содержания, решения головоломок, отгадывания ребусов и пр. Можно использовать магнитную доску, фланелеграф. В процессе таких игр можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, развитием связной и доказательной речи.
  • Сенсорный уголок. Материал для сенсорного развития детей представляет собой: звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов (данный уголок может быт включен в состав другого уголка (речевого или уголка занимательной математики), или же выделен как самостоятельный при наличии такой возможности.).
  • Игровой уголок должен быть оснащен игрушками, атрибутами и элементами костюмов для сюжетно-ролевых игр, в том числе с учетом интересов девочек и мальчиков, куклами, игрушками из разных материалов, различными видами игр: дидактическими, настольно-печатными, коммуникативными. В процессе игры происходит знакомство с общественным устройством и социальными взаимоотношениями, коммуникативное общение между детьми, развивается монологическая и диалогическая речь.
  • Физкультурный уголок. В нем необходимо поместить спортивный инвентарь для обрабатывания различных упражнений: мешочки для метания, ленточки, палки, скакалки, эспандеры, мячи, атрибуты для эстафет. Игры и упражнения на развитие координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти, восприятия, развития слухового и зрительного анализаторов способствуют развитию речи.

В оформлении уголка педагог может проявить индивидуальный вкус и творчество. Главное, чтобы результат соответствовал возрастным особенностям детей, требованиям ФГОС и способствовал развитию речи у воспитанников.

3 компонент. Методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольника

Методы и приемы работы по речевому развитию:

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет ярко выраженной границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а при словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические

Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов) и опосредованное наблюдение (основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание и рассказывание по игрушкам и картинам. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно).

Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, составление сказок и рассказов (во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности).

Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методические приемы словарной работы, воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы:

  • Речевой образец,
  • Повторное проговаривание,
  • Объяснение,
  • Указания,
  • Оценка детской речи,
  • Вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные: «кто? что? какой? какая? где? как? куда?») и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями («почему? зачем? чем похожи?»). Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Вопрос должен иметь вопросительную интонацию, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы.

Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными. В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс.

Рекомендуются следующие формы работы с семьей:

Мастер-класс;

Круглый стол;

Семинар-практикум;

Родительский клуб;

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;

Индивидуальные консультации;

Обучающие презентации.

По прежнему важно оформлять наглядную информацию для родителей.

В уголке для родителей выставляется материал с рекомендациями и консультациями по речевому развитию детей в семье, указывается перечень игр по познавательно-речевому развитию в соответствии с лексическими темами, заучиванию стихов, пословиц, поговорок, чистоговорок.

Огромную помощь в работе с родителями оказывают совместная проектная деятельность и родительские собрания, которые можно провести в нетрадиционной форме с показом части занятия или презентации.

Подводя итоги, хочется отметить, что развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащенный развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность, способствующую познавательному развитию дошкольника и обогащению его речевого опыта и его речевой активности.

Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Также нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь.

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации - Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

2. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) / Н.А. Рыжова - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

3. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении/ Р.А. Кирьянова - Дошкольная педагогика. #8470; 1.

4. Ахметова, П.О. Развитие речи и творчества дошкольников/ П.О. Ахметова - М.: Академия, 2005.

5. Алексеева, М. М. «Речевое развитие дошкольников» / М.М. Алексеева, Б. И. Яшина - М., 1999; Любина Г. А. «Детская речь». Мн., 2002.

6. Нищева, Н.В. Предметно-развивающая среда в детском саду/ Н.В. Нищева - Принципы построения, советы, рекомендации. СПБ, Детство- пресс, 2006. – 89с.

7. Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении/ М.Н. Полякова - СПБ. Детсво-пресс, 2006.

8. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб. :"Союз" 2001 – 150 с.

9. Эльконин Д.Б. Психология и педагогика игры дошкольника / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 1983.

10. Короткова, Н.А. Материалы и оборудования для построения предметно-развивающей среды/ Н.А. Короткова - Москва 2006.

11 Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. –

12. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000.

13. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003.

14. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

27. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов. - М., 2004. - 215 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников».

Мастер – класс для педагогов: «Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи дошкольников»....

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...