Мастер-класс для родителей младшей группы по применению пальчиковой гимнастики «Шустрые ручки»
классный час (младшая группа)

Татьяна Ермакова

Мастер-класс проводится с целью укрепления связи семьи и детского сада для обеспечения единства по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_shustrye_ruchki.docx59.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей младшей группы по применению пальчиковой гимнастики «Шустрые ручки»

Воспитатель: Ермакова Т.Н., МБДОУ д\с «Малыш» г.Данилов Ярославской области

Цель: укрепление связи семьи и детского сада для обеспечения единства по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей.
Задачи: Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики; показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики; побудить родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях; продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование:

Цветные карандаши, массажные мячи, крышки от пластиковых бутылок, платочки, сухой бассейн с крупами, конфетки в салфетках, солёное тесто.

Раздаточный материал - Советы и  памятки для родителей:

  • Чем же можно позаниматься с малышами, тобы развивать ручную моторику?
  • «Ещё несколько идей, чем занять ребёнка».

Ход мастер-класса:

  1. Приветствие

- Добрый день, уважаемые родители!

- Мы очень рады вас видеть на мастер-классе «Шустрые ручки»
-
Предлагаю всем встать в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
«
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший -
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура (машут руками)
-
Спасибо.

Игра «Да или нет»

- И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
«Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».
Детей вы любите, да или нет? (да)
Чтоб ребяткам своим во всем помогать
Вы хотите что-то новое узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие закончилось, можно начинать».

  1. Вступление

- Сегодня мы поговорим о гимнастике для пальцев рук.

Каждому человеку за день приходится совершать множество операций руками, и в особенности кистями. А есть ряд профессий, где подвижность суставов пальцев играет особо важную роль. Сегодня же, когда многие  из нас работают за компьютером, гимнастика для пальцев приобретает особую актуальность. Руки и пальцы устают за день. Чтобы снять напряжение и позволить повысится работоспособности необходимо упражнять пальцы. Как вы думаете, нужны ли в развитии детей пальчиковые игры? Для чего? (ответы).
-
Да, правильно, молодцы.   Для детей пальчиковая гимнастика особенно важна, она развивает мелкую моторику, тренирует участки мозга, отвечающие за речь.  

- Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ Иммануил Кант, что "Рука - это вышедший наружу мозг человека".

- Что такое моторика? Моторика, в переводе с латинского – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

- Вначале ребенок осваивает крупную моторику - бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

- Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

- Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

- В не столь далёкие  времена ботинки у детей были на шнурочках, а куртки на пуговках. Никаких тебе молний и липучек. Вот и тренировались пальчики малышей каждый день по многу раз, становились сильными и ловкими. Получив в свое распоряжение такие блага цивилизации, как молнии, кнопки и липучки, дети автоматически перестали приобретать необходимые навыки мелкой моторики, пальчики «разленились» и не успевают учиться вместе со своим хозяином.

- Что же делать? Как помочь нашим детям? Существуют приятные и увлекательные способы обеспечить развитие мелкой моторики. Среди них - пальчиковая гимнастика.

- Выполнение ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга. Все игры для пальчиков сопровождаются стихами, так они  и запоминаются быстрее, и развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.  

- Если ребенок регулярно будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то:

  • его речь станет более четкой, ритмичной, яркой;
  • усилится контроль за выполняемыми движениями;
  • развивается память ребенка, т.к. он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений;
  • у малыша развиваются воображение и фантазия;
  • в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

- Также, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

- Традиционные «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях  «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Нетрадиционные «Пальчиковые игры» - это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

- Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики может длиться от трёх до пяти минут, можно выполнять во время прогулок и в перерывах между занятиями.

- Перед началом выполнения упражнений необходимо подготовить детские ручки: разогреть их. Для этого можно мягкими движениями потереть ручки друг о дружку или погладить. После того, как наши ручки готовы, необходимо приступать к самой гимнастике.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,

взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

- Пальчиковые игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время.

- Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, посылающим импульсы в центральную нервную систему человека

- Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда это китайская пальчиковая гимнастика для Вас

1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя "круг". Начинаем с левой руки

- Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр в детстве. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массажТолько задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользыТонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это разСтимуляция мыслительных функций и речи — это дваЗаряд положительных эмоций — это триДумаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр

- Малышам такие игры очень  нравятся, они с удовольствием будут повторять за вами все движения и слова. К тому же, они формируют добрые взаимоотношения и между детьми, и между взрослым и ребёнком.

  1. Практическая часть мастер-класса
  1. Рассмотрим положительное воздействие на внутренние органы.

- Уважаемые родители, я попрошу вас побыть в роли детей и поиграть в пальчиковую игру «Сорока-белобока».

- Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграем вместе со мной

Первый этап. В игре «Сорока-белобока» водить пальцем нужно по часовой стрелке, от центра ладони, постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. Дело в том, что в центре ладони находится протекция толстого кишечника (текст нужно произносить не торопясь, разделяя слоги). В идеале закончить варить кашу надо на слове КОРМИЛА, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки.

- Давайте повторим упражнение все вместе. Молодцы, спасибо.

Второй этап. Давайте продолжим, оказывается не все так просто

Каждого «детку», то есть каждый пальчик ребёнка, надо взять за кончик слегка сжать и загнуть

Сначала – мизинчик, он отвечает за работу сердца

Потом – безымянный, для хорошей работы нервной системы и половой сферы

Затем - средний, он стимулирует работу печени

Затем - указательный отвечает за работу желудка

Большой палец не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, повышает функциональную активность головного мозга. Поэтому большой палец недостаточно слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга.

- Не забывайте играть поочередно то с правой, то с левой ручкой

- А сейчас повторим все вместе, приготовились

- Молодцы, хорошо постаралисьКстати эта игра совершенно не противопоказана взрослым. Только Вы сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже

  1. - А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений с предметами, которыми можно заниматься и дома.

С колючим мячиком (или гладким)

«Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу.

И колючками своими колется, колется.

А я ёжику-ежу ту тропинку покажу,

Где катают шишки маленькие мышки».

 С карандашом упражнение «Мотор» (Ладони смыкаем, карандаш размещаем вертикально и передвигаем вперёд-назад между ладоней, меняя темп.)  

«Заведи мотор скорей,

И ладошки разогрей,

Разгоняйся все быстрей,

Сил, дружок мой, не жалей.

Скорость после замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем».

С платочками (утрамбовываем платочек в кулачок, в конце с  силой вытягиваем)

«Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял   

С крышками от бутылок - игра «Башмачки»  

«Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
пр. В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
лев. И пошла по переулку

На весёлую прогулку.

пр. Пальцы словно – балеринки,

Но одетые в ботинки.

лев. Каждый пальчик будто ножка,
Только шаркает немножко». 

С бельевыми прищепками - игра «Котята» (пощипываем ими кончики пальцев, предварительно проверяем, чтобы прищепка не была слишком тугой)

«Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш        

  1. Мастер-класс от  детей

-Предлагаю сейчас пригласить детей, они тоже могут вас научить некоторым играм.

«Зайка и ёжик»

«Зайка – ушки на макушке –

Скачет, скачет по опушке.

А за ним колючий ёжик

Шёл по травке без дорожек».

«Мышка»

«Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

В дырочки она глядит –

На заборе кот сидит».

- Очень интересно детям «прикреплять» иголки – прищепки ежу, вырезанному из картона и т. д. Сейчас дети выполнят работу наперегонки, по командам.

«Ёжик»

«Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем».

«Морковка»

«Прицеплю листочки ловко, и получится морковка».

«Солнышко»

«Солнышко утром рано встаёт, лучики тянет, тепло нам даёт».

  1. Игры с родителями (соревнования)

«Ищем клад»  (Сухой бассейн наполнен крупами: фасоль, горох, чечевица, пшено, можно и шишки, жёлуди, каштаны, ракушки и т.д. Сюрпризы: маленькие игрушки, большие бусины и т.д.)

- Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. В нашем сухом бассейне спрятаны сюрпризы. Ваша задача: найти сюрпризов как можно больше за 1 минуту.

«Сортируем»

В одну миску насыпаем фасоль и пшено. Задача: всю фасоль переложить в отдельную мисочку

Игры с пуговицами

Выложить изображение по контуру рисунка пуговицами.

Игры с бумагой

Дети разворачивают завёрнутую в несколько бумажек (салфеток) конфетку.

!Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски. Можно завернуть в бумагу сюрпризики – ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, а позже и сам научится заворачивать.

  1. Изготовление зайчика на пальчик из квадрата ткани (платочка).
  2. Изготовление гирлянды в технике складывания бумаги.

- Продолжим работу с бумагой и изготовим гирлянду все вместе. Нужно сложить гармошкой лист цветной бумаги, перегнуть её пополам и склеить две ближние половинки – получился веер. Теперь склеим все веера друг с другом,  поочерёдно меняя верх-низ.

  1. Работа с солёным тестом.

- Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.

- Можно изготовить соленое тесто.  

Вот рецепт: мука - соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. 

- Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите из настоящего теста, давайте кусочек полепить и малышу.

- Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

- А сейчас предлагаю на память о сегодняшней встрече сделать из солёного теста отпечаток руки ваших детей.

  1. Заключение.

- Все эти занятия помогут вашему ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит,  

подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей I младшей группы с использованием пальчиковой гимнастики «ТАНЮШКА»

Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы по их содержанию. Развивать речь, мелкую моторику рук, слуховое внимание. Воспитывать интерес к занятиям....

Мастер класс для детей 1 младшей группы и их родителей «Шубка для зайчика»

Мастер класс для детей 1 младшей группы и их родителей «Шубка для зайчика»Автор Луковицкая О.А.Цель: способствовать созданию доброжелательной и дружеской атмосферы между детьми, родителями и воспитате...

Методическая разработка «Развитие речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики»

Методическая разработка содержит перспективный план работы по развитию речи детей младшей группы посредством упражнений пальчиковой гимнастики, развернутые конспекты занятий по развитию речи, информац...

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе с использованием пальчиковых гимнастик «Путешествие по сказке «Колобок»

Занятие по развитию речи во второй младшей группе с использованием пальчиковых гимнастик...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Пальчиковая гимнастика"

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше...