Консультация для родителей "Маленький исследователь"
консультация (младшая группа)

Комлева Наталья Сергеевна

Дети- это великие мечтатели. Но не сталкиваясь в повседневной жизни с чудом, они мечтают о затерянных мирах, о путешествии в дальние страны. А ведь обычный мир вокруг тоже таит столько чудес. Научить ребенка открывать и видеть их волшебство в привычных вещах- значит привить ему интерес к познанию и творчества на всю его жизнь. Делать со своими детьми такие открытия, вместе с ним познавать волшебный мир вокруг- разве не в этом счастье родительской любви?

Поддерживайте и развивайте в ребенке интерес к исследованиям, открытиям. Главное, чтобы со временем, этот интерес у ваших детей не угас, но, если вы будете ему во всем помогать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс "долгоиграющий", мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: "Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!" или "Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком". Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, "сечёт" в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что "Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке", происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: "Вот я старалась, а ты…", "Я тебя растила, а ты…". Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: "А я тебя рожать меня не просил!".

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.


7 правил наказания



(из книги В. Леви "Нестандартный ребенок")

1. Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или нет, то лучше не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких «на всякий случай»!

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке за каждый. Наказание - не за счет любви. Чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что – то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.

Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание действует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения. Запомните!

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.


Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

  • Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
  • Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
  • Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
  • угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.


Как накормить ребенка.



ВОПРОС.   

Моей дочке 2 года 6 месяцев. Накормить наше чадо просто невозможно. Во время кормления мы читаем книжки, включаем мультфильмы, рассказываем сказки, бегаем за ней с ложкой супа, ожидая момента, когда она откроет рот.

Посоветуйте, что делать? Как заставить ребенка есть?

Ответ. М.В.Браткова , кандидат педагогических наук.

Необходимо строго придерживаться режима дня: время кормления и дневного сна должно быть всегда одинаковым, в одни и те же часы. Нежелательно сразу же после сна предлагать малышу есть, лучше это сделать спустя 20-30 минут. Аппетит ребенка будет лучше, если перед едой погулять с ним.

Не советуем во время еды читать книжку, показывать мультфильмы и т.д.: это оказывает отрицательное влияние на процесс пищеварения. Лучше, если вы организуете трапезу за общим столом в качестве одного из способов семейного единения. Доверьте малышу помочь вам накрыть на стол, поделитесь со всеми членами семьи о достоинствах того или иного блюда, его полезности и т.д., подчеркните важность того, что ребенок делал (посоветовал, что приготовить, помешал кашу, протер стол, помог накрыть на стол, передал соль, будет помогать убирать посуду и т.д.).

Если ребенок съел очень мало либо совсем отказался от еды, не заставляйте, не ругайте.

Скажите: "Ты наелся? Больше не будешь? Хорошо, выходи из-за стола, иди играй. Ты почти ничего не ел, поэтому ни конфет, ни печенья не получи – ничего вкусного я тебе до обеда не дам." И до обеда действительно ничего не давайте малышу, даже сок, кефир и другие напитки (кроме воды), так как они отбивают аппетит. Помните, надо набраться терпения и выдержать натиск ребенка – на все его просьбы и мольбы отвечайте:"Нет, терпи до обеда!".

Так же советуем при необходимости вести себя и во время обеда, и во время ужина. Будьте последовательны и терпеливы. Все сладкое и вкусное после еды, потом перерыв. Надеемся. Что время для вхождения в режим питания понадобится вашему ребенку немного, но для каждого оно свое.


Как вести себя в магазине игрушек.



Вопрос.

Моему сыну 3 года. Его детская комната – это склад игрушек. Мы не проходим мимо ни одного детского магазина. Если я отказываюсь от покупок, он начинает реветь, орать, может упасть на пол. Посоветуйте, как мне быть.

Ответ. М.В.Браткова , кандидат педагогических наук.

В отсутствии ребенка уберите половину игрушек. Оставьте только самые любимые. Проследите, чтобы у него были следующие игрушки: большой грузовик, маленькие машинки, детский деревянный конструктор, сюжетные игрушки (мишка, зайка, кукла), детская посуда, мебель, набор овощей. Они понадобятся для самостоятельной игры.

Желательно, как можно чаще играть со своим ребенком. Вашему малышу 3 года, а значит, ему уже интересны сюжетные игры. Играйте с ним в игры «Автосервис», «Зоопарк», «Доктор», «В гостях у сказочного персонажа» и др. Помогите малышу организовать игру, подобрать к ней атрибуты, включайте предметы-заместители, усложняйте содержание игры. Все это поможет вам стать для малыша другом и равноправным партнером, построить мостик к взаимопониманию и доверию.

Вам необходимо перестроить свое отношение к поведению ребенка. Желательно не заходить в магазин детских товаров, если вы не намерены что-либо ему покупать. Если же все-таки малыш умоляет вас зайти в магазин, сразу же скажите ему, что вы ничего покупать не будете. Объясните причину: нет денег, такая игрушка уже есть и др. Главное, будьте последовательны, держите свое слово. Если ребенок начнет орать, упадет на пол, возьмите его, выведите из магазина, напомните: вы ведь договаривались, что ничего не купите. Скажите: что вам стыдно за его поведение, он нехорошо вел себя, вы расстроились. Конечно, так поступать вам придется не один раз до тех пор, пока ребенок не уяснит: мама тверда и последовательна в своем решении и его шумное поведение не приведет к желаемой цели. Вместе с осознанием необходимых правил поведения к мальчику придет и понимание ценности той или иной покупки, радости от приобретения новой игрушки, бережное отношение к ним.


Какие игрушки покупать ребенку.



Вопрос.

Какие игрушки покупать ребенку? Дочери 2 года 2 месяца.

Ответ. М.В. Браткова , кандидат педагогических наук.

Вашу дочку в этом возрасте должны интересовать самые разнообразные предметы, игрушки и способы действия с ними. Известно, что в раннем возрасте ведущая деятельность – предметная: именно в ней перестраиваются основные психические процессы и изменяются психологические особенности личности. В процессе овладения способами действия с тем или иным предметом развивается память, восприятие, внимание, речь ребенка.

Какие же предметы должны быть у ребенка?

- Народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, деревянные ложки, сборно-разборные игрушки;

- Природный материал (фасоль, чечевица, горох, желуди и т.д.), который можно пересыпать в кастрюлю ( в банку, бутылку) различными предметами-орудиями: ложкой, половником, ковшиком и т.д.; кормить куклу, мишку, зайку и т.д.;

- Звучащие игрушки;

- Игрушки-персонажи сказок "Репка", "Курочка Ряба", "Теремок" и др.;

- Сюжетные комплекты: детская плита с набором посуды, модель квартиры с набором мебели и игрушками-людьми, модель домика и семьи, атрибуты к играм "Доктор", "Водитель", "Магазин", "Аптека" и др.;

- Большая кукла с набором одежды;

- Игры-лото;

- Предметы для формирования соотносящихся действий: пирамидки, стаканчики-пирамидки, наборы колец, кастрюли, банки, коробки, разные по размеру и фактуре, крышки к ним, катушки с тесемками, конструкторы, деревянные доски-пазлы. Наборы для нанизывания шариков на палку и др.;

- Предметы для формирования орудийных действий: предметы-орудия и вспомогательные средства (совок, ложки, тарелки, ленточки, молоточки, удочки, палочки и др.;

- Развитие предметной деятельности происходит при активном участии близких людей, в совместной со взрослыми деятельности, поэтому с этими игрушками-предметами советуем играть вместе с ребенком.

Для повседневных игр можно предложить малышам следующие предметы-игрушки: большой и маленький грузовики, сюжетные игрушки (мишка, зайка); набор "Строитель"; наборы посуды, овощей, фруктов, весы, касса.

Эти игрушки помогут ребенку самостоятельно поиграть с куклой (повозить на машине, покормить, уложить спать), построить гараж, поиграть в игру "Гости", "Магазин".

При подборе игрушек помните: одна игрушка должна использоваться в различных играх. Например, дощечка с цветными вставными грибочками поможет не только сформировать у малыша соотносящиеся действия (нанизывание грибочков), НО И ПРИ РАССКАЗЫВНИИИ СКАЗКИ "Три медведя" воссоздать атмосферу леса, а также будет полезной при кормлении ежик и окажется незаменимой при формировании восприятия цвета и т.д. Все зависит от вашей фантазии.

Играйте с малышом! И пусть игра приносит радость ему и вам!


Как приучить ребенка убирать игрушки.



ВОПРОС.

Моему ребенку 2 года. У него много игрушек., но он не умеет с ними играть. Ломает, разбрасывает, отказывается убирать их в игровом уголке. Что делать?

ОТВЕТ. А.В. Закрепина, кандидат педагогических наук.

Все связанное с уборкой игрушек, послушанием – это проблемы организации деятельности ребенка. Она сама по себе не формируется – только с помощью взрослого.

Попробуйте следующие приемы:

Прежде всего наведите порядок в игровом уголке. Помните, игрушек не должно быть много, они должны соответствовать возрасту ребенка и обладать определенными качественными характеристиками (яркие, легкие, удобные, из натуральных материалов и др.). Можно разделить их на два комплекта: один для игр –занятий с мамой и другими членами семьи; другой для свободной самостоятельной игры ребенка.

Игрушки для занятий используются в специально отведенное для них время, к другому комплекту ребенок должен иметь доступ в любое время. Наборы игрушек следует пополнять, а малыша необходимо учить убирать их на место после занятий и после свободных игр. Можно, играя, одновременно наводить порядок в игровом уголке, например, в ходе игр "Поможем Петрушке убрать игрушки", "Кто спрятался", "Идем в гости" и др.

Организуйте совместные мини-игры (т5-10 минут). Их цель – вызвать интерес ребенка к игрушке, а также игровым действиям, которые можно выполнять с ней: например, машинку катить, в барабан стучать, из кубиков строить башню, куклу катать на машинке, зайку кормить.

Используйте сюрпризные моменты: спрячьте игрушку в яркую коробку или корзинку, а затем предложите поиграть с ней (стучать, возить, нажимать кнопки, мешать кашу).

Увлекайте ребенка рассказом об игрушке, используйте кукол в виде помощников. Придумайте сами игры "Помоги Зайке стучать в барабан", "Построим домик для Мишки", "Строим гараж для машины", "Покатаем куклу".

После игры похвалите ребенка; переключите на другой вид деятельности (собираемся на прогулку, готовимся к обеду, рассматриваем картинки в книжке и читаем ее и др.)


Исследуйте осанку своего ребенка.

Вот несколько самых простых приемов визуальной диагностики, помогающих заметить асимметричность осанки.

Попросите ребенка встать прямо, но не напряженно. Желательно, чтоб он был обнажен полностью. Встаньте в нескольких шагах за его спиной.

Попробуйте определить на глаз, симметричны ли:

1. Плечи – по высоте, по форме контура;
2. Лопатки – по высоте и расстоянию от позвоночника;
3. «Треугольники талии» (образованы контурами тела и опущенных рук);
4. Ягодицы – вертикальна ли межъягодичная складка, на одной ли высоте складки под ягодицами.
Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки.

Затем попросите ребенка стоять как можно прямее, как солдат по команде «смирно». За счет напряжения мышц позвоночник может выпрямиться, и асимметрия исчезнет. Если же асимметрия не исчезнет при попытке выпрямиться, нужно заподозрить, что причина ее – не нарушение осанки, а сколиоз- искривление позвоночника. При асимметричной осанке форма позвонков и межпозвонковых дисков не изменена, поэтому мышечным усилием ребенок может выпрямить позвоночник, а при сколиозе позвонки в процессе роста в условиях асимметричной нагрузки приобретают асимметричную форму, поэтому усилием мышц полностью выпрямить позвоночник не удается.

Визуально отличить начальную стадию сколиоза от асимметричной осанки иногда бывает сложно даже врачу. Для точной постановки диагноза необходима компьютерно-оптическая диагностика.

Если Вы заметили, что у ребенка асимметричная осанка, срочно обратитесь к врачу!


Какой должна быть мебель для ребенка?

Важно выработать у детей привычку сидеть с прямой спиной. Такая задача имеет решение лишь при одном условии: ребенку должно быть удобно.

Для этого высота мебели должна соответствовать росту ребенка.

Высота сиденья стула определяется расстоянием от пола до оси вращения коленного сустава, высота столешницы – на 1-2 см выше уровня локтевого отростка свободно опущенной руки сидящего ребенка.

Важно соблюдать отрицательную дистанцию сиденья, когда сиденье стула частично заходит под поверхность стола. Это позволяет удобно положить предплечья на стол и приблизить объект рассмотрения к глазам. При работе с книгой желательно использовать подставку.

Если в силу внешних или внутренних причин у ребенка уже появились проблемы с осанкой, рекомендуется использовать более комфортную посадку при работе сидя. Для этого на сиденье стула, на столешницу и под стопы устанавливают специальные подставки (обязательна консультация врача). Такая посадка позволяет разгрузить поясничный отдел позвоночника, сохранить физиологические изгибы позвоночника в положении сидя, избежать перенапряжения зрения, вследствие сокращения расстояния от глаз до поверхности стола.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильное положение во время сна. С гигиенической точки зрения спать следует на полужесткой постели. Постель должна держать вес ребенка, не проваливаться под ним. Желательно использовать небольшие плоские подушки.


Какой должна быть детская обувь?

1. Она должна соответствовать форме, размеру, стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу.

При ношении чрезмерно свободной обуви могут появиться потертости и мозоли.

2.Подошва должна быть гибкой. Гибкость считается достаточной, если угол состав-ляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой и слишком мягкой (как в чеш-ках).

3. Обязательно должен быть каблук, его высота не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность.

4. В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию.

5. Наряду с фиксированным задником обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в летних туфлях, часто используемой в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы.

6. Прочная фиксация стопы в обуви обеспечивается также соответствующими креплениями. Их отсутствие может привести к ослаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы и деформации пальцев.

7. Не должно происходить перегрева стопы, обувь должна иметь хорошую вентиляцию (переплетение ремешков, дополнительные "окошки").

Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью); иметь достаточно гибкую ( но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему: "Рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста".

    Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:

  1. быть психически и соматически здоровым;
  2. иметь нормальные умственные способности;
  3. иметь нормальный слух и зрение;
  4. обладать достаточной психической активностью;
  5. испытывать потребность в речевом общении;
  6. иметь полноценное речевое окружение.

   Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

    С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка во многом зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. Для этого нужно знакомить ребенка с реальным миром вещей, явлений, событий. Просто необходимо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал и по возможности при этом действовал своими руками. Нужно расширять личный опыт ребенка, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

Работа по обогащению словаря ребенка.

    Предметный словарь. В период примерно около 2 лет малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопросы: «Кто это?», «Что это?». Пользуйтесь этим благоприятным моментом, не ленитесь отвечать, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами.

    На прогулках обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых, зверей. Пусть малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии. Также нужно называть постройки, виды транспорта, который вам встретился на прогулке.

    Также нужно знакомить детей с названиями игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.

    Имена прилагательные. Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды, которую надеваете. За столом можно спрашивать у ребенка, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую и т. д. Рассматривая картинки в книжке, нужно обращать внимание ребенка, какого цвета небо, деревья, цветы.

    Для закрепления в речи прилагательных, обозначающих цвета, можно поиграть с малышом в игру«Парные картинки». Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом. Один набор картинок у взрослого, второй – у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка малыша. С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и т.д., пока не соберутся все группы по цветам. Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных («синяя чашка», «синий мяч», «синееплатье»). Таким образом, вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний прилагательных.

    Не забывайте озвучивать форму предметов («мяч круглый», «кубик квадратный», «яйцо овальное»).

    А также нужно обращать внимание на размер предметов. Кроме слов «большой» и «маленький», нужно знакомить детей с понятиями «широкий – узкий», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «толстый – тонкий», называя признаки окружающих вещей.

    В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: «горячий чай», «теплое пальто», «сухое белье», «мокрое полотенце», «чистая посуда» и т.д.

    На третьем году жизни дети все более активно начинают использовать в своей речи глаголы для обозначения своих действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш. Называть действия нужно точно, с использованием приставок. Например, воду из чашки в стакан перелили, в чайник – налили, потом еще подлили, а из ведра воду вылили.

    При рассматривании иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Много слов-действий встречается в потешках. Читайте детям потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут в свой словарь много разных глагольных форм.

    Ориентироваться в пространстве и времени невозможно без понимания слов – наречий: близко, далеко, рядом, высоко, низко, справа, слева и т.д. В речи взрослых такие слова должны подкрепляться наглядным показом, жестами, интонацией. Формировать пространственные представления и вводить наречия в активную речь лучше в процессе проведения подвижных игр и игр с построениями («Подкинь мяч вверх», «Кто дальше бросит мяч?»).

Развитие грамматического строя речи.

    Развитие грамматического строя речи ребенка осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словаря и формированием правильного звукопроизношения.

    Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми грамматическими навыками, следует использовать разнообразные приемы. Один из ведущих приемов – беседа по сюжетной картинке. Взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок – это, прежде всего, иллюстрации к сказкам. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать картинки в любимых книжках. Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и ненавязчиво спрашивать, кого и что он там видит, к кому или к чему пришел главный герой, с кем или с чем изображен он рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.

    Особое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, подстолом, убрал со стола.

Развитие связной речи у детей третьего года жизни.

    По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей.

    Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый сначала описывает ее, называет основные детали, признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы и т.д. Затем спрашивает у ребенка: «Какой мишка?», «Что есть у мишки?» Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка, который двигает лапами, трогает уши, глаза, гладит мишку. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление.

    Кроме того, с ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.

    В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожа на игрушку: объемная раскладушка, большого формата, с крупными, красочными картинками. Привлечь ребенка к книге, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению книг – главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг.

    Правило для родителей – читать ребенку каждый день. Обязательно читать потешки, народные сказки с повторяющимися действиями, стихотворные сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Телефон» и др. Нравятся детям стихи С.Я.Маршака, А.Барто. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов и легко запоминаются детьми.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Игрушка в жизни ребёнка»

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка  неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья - вагонами поезда, шишки - смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod15.htm

Консультация для родителей   «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания - игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно - значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка - центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Лучше, когда мы - взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Консультация для родителей

«Первые уроки нравственности для детей раннего возраста»

Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, еще недоступно ребенку двух - трех лет. Так не рано ли говорить о нравственном воспитании ребенка этого возраста? Нет, не рано, поскольку любой малыш третьего года жизни сумеет ответить на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Если не начать говорить о воспитании нравственности. Когда ребенок совсем мал, то разговор о ней через несколько лет может просто оказаться запоздалым.

Что же мы будем иметь в виду, когда станем пользоваться по отношению к самым маленьким нашим детям понятием «нравственность»? Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей, о которых следует позаботиться уже сегодня - доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности... И, конечно, элементарные представления малыша о своем родном доме, улице, городе, которые в последствии лягут в основу его представлении о Родине.

В определенном смысле «нравственное лицо» каждого трехлетнего малыша может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть, какие из родительских зерен познания, чувств, воли дали всходы, какие даже не «проклюнулись», а какие не сеялись вовсе. Нравственная воспитанность ребенка раннего возраста как бы подводит итог всему, что сделали родители за три года его жизни, это своеобразный апофеоз всех воспитательных усилий взрослых!

В двух - трехлетнем возрасте у малышей пробуждается интерес к другим детям. Вот вы заметили, что на прогулке ваш сынишка засмотрелся на играющих детей: перестал играть и, не отрываясь, наблюдает за играющими. Конечно, желание играть со сверстниками не появляется само по себе. Вероятно, к этому возрастному периоду вы воспитывали у своего малыша любовь к другим детям - отзывались о них по - доброму, хвалили их в его присутствии, приучали к тому, что добрый человек должен поделится игрушкой с другими. И ваши доброжелательные высказывания оставили в душе ребенка свой след. Теперь он не просто засматривается на других детей, но и проявляет совершенно определенную готовность общаться с ними. Помогите малышам познакомиться, поощрите желание сынишки поделиться атрибутами для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным успехам.

Доброжелательное отношение двух - трехлетнего к сверстникам - важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать, потому что умение, сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребности. Общение со сверстниками обогащает опыт контактов ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.

Хорошо, если ваш ребенок будет часто общаться с малышами на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.

Нужно ли наказывать малыша? Принимая то или иное решение, помните, что наказание ребенок никогда не должен воспринимать как проявление родительского раздражения и власти над ним. Если вы уже наказали малыша (естественно, не физически), то он должен воспринимать его как результат своего плохого поведения. Наказание маленького ребенка в частности, вопрос очень сложный. Никто не станет оспаривать, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в порицании ребенка. Но оно должно быть выражено лишь словесно и эмоционально неодобрительным словом, взглядом, нежеланием общаться, но ни в коем случае не шлепать ребенка, ставить в угол, лишать сладости и чего-то другого.

Заботясь о нервной системе малыша, нужно с первых лет воспитывать правдиво, без хитрости и обмана. Иногда родители прибегают ко лжи как к спасению. Например: «Съешь кашу, куплю тебе машинку» и т. д. Но игрушку вы не покупаете и у ребенка формируется представление о лжи, как о допустимом в общении людей форме поведения. А это чревато серьезными последствиями в скором будущем.

Еще одним компонентом нравственного воспитания малышей является бережное отношение к природе. Общаясь с близкими взрослыми, ваш малыш научается бережно относиться к окружающей природе. Взрослым необходимо поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. С ребенком можно вместе полить цветы, покормить рыбок, накрошить птичкам крошек, взрыхлить землю возле кустарников. Необходимо рассказать ребенку правила бережного отношения к природе - не рви, не топчи, не ломай, не порть без нужды, не мучай, не сори. Если это ребенок усвоит с раннего возраста, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.

В этом возрасте необходимо приучать ребенка к труду. Труд-это источник нравственного воспитания человека. Нельзя рассчитывать на то, что завтра мы воспитаем в ребенке трудолюбие, нужно начинать уже сегодня. Ребенок в этом возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у вашего трехлетнего малыша есть готовность и желание помочь вам, выполнить элементарное трудовое поручение без вашей помощи, дорожите ею! Никогда не говорите ему: «Ты еще маленький, вот подрастешь, тогда...» Он не умеет ждать серьезного завтра, когда, наконец, ему доверят что-то. Поэтому пусть он растет, понемногу приобретая трудовые навыки и умения, доступные для его возраста.

В желании вашего ребенка прийти вам на помощь, когда она требуется, выражена привязанность малыша к родителям, стремление действенно продемонстрировать ее. Появление такого желания - показатель хорошего нравственного развития ребенка раннего возраста. Очень важно, чтобы к концу третьего года жизни ребенок понимал, что любить мать и отца - это прежде всего заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать приятное. Показывайте малышу на личных примерах, в чем выражается ваша любовь к нему самому, к другим членам семьи, приобщайте к заботе о каждом из них.



Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

 «Игра в раннем возрасте»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.

Цель: приобщить к игре ребёнка – взрослого в условиях семьи.

Жизнь требует от нас действий и движения. Мы не можем стоять на месте. Мы не можем ничего не делать. Даже когда «ничего не делаем», мы все же лежим на диване, читаем книгу, смотрим телевизор, слушаем радио, общаемся с друзьями, наконец, просто думаем. Наш мозг и наше тело все равно находятся в движении. Это их работа.

У наших малышей тоже есть своя работа, которую они выполняют в игре. Для ребенка играть — то же самое, что для взрослого человека работать.

Это не просто занятие, которое помогает убить время. Само по себе оно продуктивно и полезно. Кроме того, это становится неотъемлемой частью их жизни.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, познал свойства предметов. И в этом нам помогает игра. Игра—это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

 «Поиграйте со мной!» - как часто ребенок обращается к близким ему людям с этой просьбой. Они удивляются: в доме столько игрушек, а он просит поиграть с ним. Взрослые не догадываются, что ему надоело играть с кубиками, солдатиками. Видя, что он их забросил, родители покупают другие игрушки: заводных мишек, зайцев, сабли, автоматы. Но и о них ребенок скоро забывает. Он еще не может сказать, что не игрушки ему надоели, а однообразные игры с ними. Он уже катал машину, строил дом, лечил Мишку. Потому и просит:

- Поиграйте со мной!

Подобные просьбы детей нередко ставят родителей в тупик.  «Разве ты не наигрался в детском саду?» или «Поиграй сам, мне сейчас некогда», - может ответить мама или папа. Малыш отходит, огорченный, или продолжает настаивать.  Дети очень любят играть с взрослыми, но не все взрослые это понимают и умеют оценить этот весьма короткий в их жизни момент. Отказ взрослого может  не только обидеть  ребенка, но и лишить его столь ценного для него развивающего общения с близким взрослым.

Для игры нужен стимул, интересный замысел.  Ребенок, в силу малого жизненного опыта, незначительного багажа знаний, потому и просит взрослых: «Поиграйте со мной!». От них он ждет подсказки, участия.

Родители считают, что ребенок сам должен развлекаться. А он хочет чему-то научиться, что-то постичь.  Игра для дошкольников — способ познания окружающего.  

Взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры.

Родители — первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.

Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение вашего ребенка. Играя, он может получить новые знания, умения, навыки, развивать способности, причем все это будет осуществляться незаметно для него.

В игровой ситуации ребенок учится соотносить свои желания с правилами игры и желаниями других детей. У него развиваются коммуникативные способности, умение устанавливать взаимоотношения.

Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.

3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.

4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.

6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность.      Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

Уже почти три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые.

Если игры сделаны своими руками, они заинтересуют малышей  ещё больше.

Игры на цвет предмета

Цель: развивать умения детей соотносить, группировать предметы по цветам. «Ассоциации - цвета», «Посади бабочку на цветок», « Братья – гномы».

Множество графических игр: «Цветной дождик», «Дорожки для машинок», «Поможем медвежатам».

Игры на величину предметов: «Ёжики и мячики», «Такие разные слоники», «Три медведя».

Графические игры: « Поможем куклам собрать игрушки», «Собираем урожай».

Игры на форму предметов:  «Поможем бельчонку», «Собери узор»,   «Спрячь птичку».

Домино. 

Даже если кроха не умеет считать, он вполне может играть в детское домино. На фишках вместо точек нарисованы разные картинки, которые быстро помогут понять смысл игры. Шкатулку с таким домино легко взять с собою на пикник и в дорогу.

Дорогие мамы и папы больше играйте со своими детьми.

Желаю вам успехов!



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕОТНОСТИ В СЕМЬЕ

  1. Личная заинтересованность родителей в исследовательской деятельности ребенка дома и создание необходимых условий для этого.
  2. Доступность содержания и объектов исследования.
  3. Четкое определение личностного смысла для ребенка в исследовательской работе с предложенным материалом.
  4. Четкое следование инструкциям педагога по организации выполнения домашнего задания.
  5. Организация практических действий ребенка с объектом исследования.
  6. 6.Поддержка положительных эмоциональных переживаний ребенка в ходе экспериментирования и при получении результата исследования.
  7. Показ взрослым способов действия с объектами исследования и обозначение действий словом.
  8. Содержание каждого исследования может быть связано с непосредственными интересами ребенка, его жизнедеятельностью или вопросами об окружающем мире.
  9. Фиксация процесса и результатов исследования в фото- или видеоматериалах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребенок исследователь в детском саду"

В консультации рассказывается как в домашних условиях можно экспериментировать с детьми....

Консультация для родителей «Страничка юного исследователя»

Цель: Повысить интерес родителей к развитию у детей поисково - познавательной активности....

консультация "Пытливые исследователи окружающего мира"

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый, чувственный, полученный им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни....

Консультация для родителей "Мой ребенок - исследователь"

Поговорим о детской любознательности, пытливости. Как ребенку помочь быть исследователем дома? Играйте и экспериментируйте вместе со своими детьми....

Консультация для родителей "Маленький исследователь"

Ребенок многим интересуется, старается все узнать и исследовать...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Консультация "Я маленький исследователь"

Все о маленьких исследователях....