участие в конкурсе педагогический олимп
статья

Цыганкова Светлана Петровна

материалы к областному конкурсу педагогический олимп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedolimp_tsygankova.docx64.3 КБ

Предварительный просмотр:

       Каждый в жизни о чем то мечтает. Я с детства хотела работать с детьми. Закончив, институт несколько лет проработала детским психологом в школе. Затем, в силу обстоятельств попала в детский сад №1 р.п. Тамала «Улыбка». Здесь меня встретили доверчивые, любознательные глаза малышей. Сразу поняла, что для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастных особенностях дошколят. Вот здесь мне и помогли мои знания психологии. Что значит для меня быть воспитателем? Это не только возможность чему-то учить детей, но и каждодневное общение с ними, открытие для себя нового. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Моя технология строится на позитивном эмоциональном восприятии всех участников воспитательного процесса. На воспитании без принуждения и насилия; на позициях педагогической поддержки, использование педагогических возможностей ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

        В своем концептуальном мировозрении, я опираюсь на взгляды известных педагогов и знатоков возрастной психологии Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.,  Божовича Л.И., Обуховой Е.Ф. Использую  основные положения их теорий: теория деятельности (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н.); теория развития детского творчества (Выготский Л.С.); теория развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.В., Давыдов  В.В.)

        Среди основных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста для построения своей педагогической системы я использую:

- личностный подход к проблеме развития психики ребенка (Выготский Л.С., Божович Л.И.)

- деятельностный подход ( Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.)

- возрастной подход ( Запорожец А.В., Леонтьев А.Н.)

- культурно- исторический подход ( Выготский Л.С.)

  Перед собой ставлю цель- создание условий для полноценного психического, физического и социального развития ребенка, опираясь на его эмоциональную сферу.

 Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

1.Создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка.

2. Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

3. Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной и игровой активности в различных видах деятельности.

4. Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению.

В процессе реализации поставленных задач я опираюсь на общеизвестные дидактические принципы воспитания:

- принцип эмоционального вчувствования, воспитание эмпатического слушания, т.е. уважение и понимание чувств других.

- принцип гумманизации – признания самоценности личности, ее уникальности, создания условий для ее самореализации.

- принцип ориентации на зону ближайшего развития, т.е. дифференциация воспитания в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка.

- принцип интеграции- взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей с учетом ФГОС.

Чтобы воспитательный процесс был увлекательным, что бы все новое легко «впитывалось и усваивалось» детским сознанием, я использую такие развивающие методы как:

  1. Метод экспериментирования (эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, например, наблюдение за явлениями природы, изучение свойств песка, воды и т.д.)
  2. Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода деятельности на творческий уровень. Представляет собой введение детям в хорошо знакомую игру новых элементов, дополнительного правила, творческого компонента. Например, мы знакомимся со сказкой «Заюшкина избушка», беседуем по содержанию, сопереживаем зайчику, сочувствуем. Предлагаю детям подумать, как бы мы могли помочь зайчику? Подвожу к тому, что мы могли бы построить, слепить, нарисовать, смоделировать ему новый дом. Каждый выбирает тот вид творческой деятельности, который ему интереснее, затем устраиваем выставку работ. Обязательно эмоционально комментирую каждую работу.
  3. Метод создания проблемных ситуаций. Заключается в предоставлении материала в виде доступной яркой проблемы. Дети , в силу своих возрастных особенностей отличаются своей любознательностью. Например, ведем беседу о времени года. Отмечаем, что еще холодно, нет ягод и зернышек, значит птичкам нечего есть. Что же мы можем сделать? Делаем вывод, что можем сделать кормушку и повесить на участке, что оставшиеся кусочки хлеба от обеда можем выносить на вечернюю прогулку и подкармливать птиц. Устанавливаем дежурство и ответственных за корм птиц. Это воспитывает и доброту и дисциплинирует ребят. Каждый хочет подежурить, приносят корм из дома. Таким образом, одну эту проблемную ситуацию можно развить на весь тематический день или неделю.
  4. Метод создания ситуации успеха. Один из основных методов эмоционального стимулирования. В процессе работы специально создаю цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов. Что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Причем здесь особенно важен индивидуальный подход к каждому ребенку. То, что для одного является само собой разумеющейся вещью, не требующей особыхумственных, физических и психических затрат, для другого достижение этого промежуточного результата является личной победой.
  5. Мы с ребятами сами сочиняем сказки. Это способствует развитию не только речи дошкольников, но и воображения, мышления, внимания. Можно предложить придумать новый конец, для уже знакомой и полюбившейся сказки. Для синтезирования работы с таким методом составления сказок, как «Каталог». Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов, развития речи и логического мышления, творческого и воссоздающего воображения в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги, вспомогательных картинок. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок “находит”, указав слово на открытой странице книги или указав на выбранную им любую предложенную картинку, предмет вокруг себя. Ответы, “найденные” в книге, карточке постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Я прошу детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов). Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).  Как завершающий этап запоминания и воспроизведения является- просьба вечером рассказать дома придуманную сказку. Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Данный прием является частью сказкотерапии. Которая способна так же решать и психологические проблемы ребенка. Такие как, например, тревожность, страхи или агрессию, застенчивость и другие. Таким образом, мотивов и объектов для фантазирования можно найти в любую минуту и любое множество при желании. Особого знания методики здесь не предполагается. Значит, такую форму работы можно рекомендовать и родителям.

          Как воспитатель – сотрудник МБДОУ ДС №1 р.п. Тамала, решая задачи образовательной программы, направленные на всестороннее развитие ребенка. Выстраиваю свою педагогическую систему по пяти основным взаимосвязанным направлениям в соответствии с ФГОС и программой детского сада.

           Особое значение в своей работе я придаю проблеме эмоционального самочувствия ребенка в детском саду и влияние этого самочувствия на развитие ребенка. Эта проблема, на мой взгляд, является самой актуальной на сегодняшний момент. Так как ученные доказали, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, что положительное эмоциональное состояние есть важнейшее условие позитивного психического развития личности. Все больше встает проблема дефицита общения между людьми, наблюдая бедность эмоциональной сферы, неспособность чувствовать радость и боль другого человека.  Я считаю, что только развитие эмоциональной сферы ребенка способно остановить эти процессы. Все это подтолкнуло меня к выбору темы, над которой я работаю. Ведь, маленький ребенок не умеет управлять эмоциями, моя задача научить его этому. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Поэтому в младшем дошкольном возрасте считаю необходимым формировать устойчивое желание посещать детский сад, развивать желание вступать в контакт с людьми. К среднему дошкольному возрасту у моих ребят уже сформировалось положительное восприятие мира и детского сада в частности, обогатился словарный запас, развивается любознательность и коммуникабельность. К старшему дошкольному возрасту у детей сформировалось умение и желание не только общаться со сверстниками и ближайшими взрослыми, но и подготовлен фундамент для взаимодействия с социумом, с более широким кругом людей и социальными организациями, такие как дом детского творчества, школа искусств, ФОК, бассейн, библиотеки и дом культуры. Активно взаимодействуем с социумом. Ходим с ребятами на экскурсии, посещаем бассейн и ФОК, ближайшие магазины, для знакомства с профессией продавец, товаровед, директор магазина (в рамках реализации долгосрочного проекта по экономическому воспитанию).          Мои воспитанники посещают кружки и секции: это и танцы, и дзюдо, и хореография, лепка и другие. Успешно взаимодействуют с ближайшим социумом (другие группы, специалисты детского сада, сотрудники детского сада). Все это, на мой взгляд, поможет им получить необходимые начальные компетенции, безболезненно перейти с дошкольной ступени обучения на школьную ступень.

            Одним из важных показателей эффективности моей работы является эмоциональное самочувствие детей в группе. Эти проявления я отслеживаю в систематических наблюдениях (охотно ли дети идут в группу, их самочувствие в присутствии воспитателя, отношение к незнакомым взрослым, реакция на приход родителей вечером и т.д.) пришла к выводу, что моя эмоциональная встреча ребенка утром в стенах детского сада, влияет на поведение, эмоциональное самочувствие и работоспособность ребенка в течении всего дня. Я утверждаю, что с утра ребенку необходим «контакт глаз» с воспитателем, его улыбка, тактильный контакт и доверительная беседа. Тем самым я располагаю ребенка к себе; делаю его восприимчивым к той информации, которую хочу «донести» до ребенка на протяжении всего дня.

       Познавательное и речевое развитие для дошкольного возраста, на мой взгляд, является одним из важнейших направлений развития и формирования личности ребенка, так как еще в утробе матери он уже начинает познавать и общаться. Эмоциональная сторона речи на протяжении всего дошкольного периода играет важную роль в познании и общении. Эту возрастную особенность я и использую в своей работе. В этом мне помогает предметно- развивающая среда в группе, созданная мною. Она несет не только эстетическую и художественную направленность, но прежде всего служит диалоговым взаимодействием в системах «педагог- ребенок» и «ребенок- ребенок». Например, в группе есть веселая вязанная гусеница, которая не только обозначает центр природы, но и служит тактильным снятием напряжения у детей, способствует сенсорному развитию, мелком моторики рук. Данная гусеница находится в группе с младшего возраста, и хотя мои ребята сейчас уже старшая группа, я считаю, что она растет и развивается вместе с ними, меняя свою функциональную направленность. Так если в младшей группе это было больше сенсорное развитие, то к старшей группе гусеница трансформировалась в своего рода «бабочку», на которой появились карманы с карточками по экологическому воспитанию, лото и домино природоведческого содержания. В группе так же есть «веселый заяц», который собирает улыбки моих ребят. Каждое утро, в одну лапку ребенок, приходя в группу кладет один смайлик и отражает свое настроение, а вечером уходя домой, в другую лапку, он кладет еще смайлик приобретенного настроения за день. Это является хорошим контролем моей работы, где и родители и я сама могу отслеживать динамику эмоционального состояния моих воспитанников и вовремя заметить возможные проблемы. В группе функционируют центры познания, занимательной математики, музыки, физического развития, центр экспериментирования и другие. Дети помогают мне создавать элементы развивающей среды, что само по себе уже является развивающем элементом в моей работе.  Ведь, самостоятельно склеенный цветок с необходимым числом лепестков, в центр занимательной математики, запомнится ребенком куда лучше готового шаблона с цифрами. В группе созданы различные картотеки, такие как картотека этюдов и упражнений по психогимнастике, картотека пальчиковых игр, физкультминуток, дидактических игр по познавательному развитию и другие. Например, я использую такие этюды из психогимнастики как «улыбнись другу», «заколдованный мальчик», «ласка» и другие. Это помогает мне «раскрыть» ребенка во время любой деятельности, снять у него психоэмоциональное напряжение, убрать психологические барьеры, научить его управлять своими эмоциями и чувствами. Результатом моего взаимодействия с ребенком становится овладение им коммуникативными качествами, развитие познавательной активности и кругозора, формирования у него культуры эмоционального общения. Это отражено в результатах мониторинга моей группы.

       Но только сотрудничая с родителями, я могу добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей. Поэтому, взаимодействуя с родителями, использую различные методы: это и беседы, традиционные консультации, мастер- классы и деловые игры, диспуты и родительские собрания с элементами тренинга. Вовлекаю родителей в спортивные мероприятия, экскурсии, походы. Свою работу начинаю с формирования социального паспорта семьи, затем опираясь, на индивидуальные особенности каждой семьи, их интересов, составляю план взаимодействия с семьями. Сейчас, когда мы уже не один год вместе, родители сами предлагают некоторые варианты сотрудничества. Так, например, было проведено совместное посещение бассейна. Где мастер-класс по плаванию показал наш тренер, а родители вместе с ребятами охотно выполняли все требования инструктора и закончилось все веселой игрой на воде. По-моему, такая структура работы позволяет найти наиболее тесные точки взаимодействия и выстроить эмоционально- личностную связь с каждой семьей. А это положительно влияет и на эмоциональное состояние моих ребят в группе. Я стараюсь построить такие взаимоотношения с родителями и детьми, что бы они ощущали дружеские, почти семейные взаимоотношения, а не педагогическое воздействие. По результатам работы за последние 4 года, что я взаимодействую с детьми и родителями этой группы видна положительная динамика развития детей. Для оценки эмоциональных проявлений была взята методика Г.Степановой, которая разработала пятибалльную шкалу, в ней представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним. По результатам этой диагностики, в моей группе увеличилось число детей, испытывающих радостное эмоциональное состояние с 1-2 баллов до 4(расслаблен, активно взаимодействует с детьми) с 17 человек до 22 человек из 24 человек посписку группы. Уменьшились показатели по шкале «гнев» и «страх» на 1 балл с 3 баллов ( напряжен, сжимает кулаки) до 2 баллов ( надувает губы, уклоняется) у 7 человек.

        В дополнение к этой методике было использовано анкетирование родителей, которые дали оценку преобладающему эмоциональному состоянию ребенка при посещении детского сада. В результате получены следующие данные: из 24 опрошенных родителей у 21 ответили, что дети чаще всего с удовольствием идут в садик, приходят из него в хорошем, веселом настроении, делятся радостными приятными впечатлениями дома.

        К настоящему моменту, большинство детей, имеют значительный запас слов в активном и пассивном словаре. Речь у ребят выразительная, эмоциональная. Они охотно участвуют в беседах, ведут диалог, отвечают на вопросы. Знают речевой этикет, что нельзя выкрикивать, надо дождаться, когда закончит говорить товарищ, употреблять в речи вежливые слова. Все ребята в группе любознательные, коммуникабельные, жизнерадостные, эмоциональные- поэтому, я уверена, что они будут и в дальнейшем успешны во всех видах деятельности, приобретая необходимые компетенции для  освоения программы. Подтверждением этого могут служить успехи моих воспитанников на внутрисадовом, муниципальном, региональном и федеральном уровне. Так мои ребята стали призерами:

Внутрисадовый уровень:

-победитель конкурса «новогодняя игрушка» Кузенков Александр  (2017 г);

-призер конкурса поделок «Космос вокруг нас» Висков Матвей (2018 г);

-призер конкурса «пластелин – друг детей» Гончаров Данила (2017 г).

Районный уровень:

-победитель в песенном конкурсе «Зимушка – зима» Висков Матвей (2018 г);

-призер песенного конкурса «Зимушка – зима» Сухарникова Алина (2018 г);

-призер конкурса рисунков «Мой любимый питомец» Бурлакова Валерия (2016 г);

-призер конкурса детских творческих работ «Космические фантазии» Сухарникова Алина (2018 г);

-участник конкурса «Профессии моих родителей» Ивашкин Даниил (2018 г);

-призер конкурса «мир заповедной природы» Ивашкин Даниил («2018 г).

- призер конкурса чтецов «Мы помним! Мы гордимся!» к 9 мая Гредчин Арсений  (2018 год)

Федеральный уровень:

-победитель Всероссийской блиц-олимпиады по сказке «Лисичка со скалочкой» Висков Матвей (2016 г);

-призер Всероссийской познавательной викторины по этикету «Уроки вежливости от Знайки и Незнайки» Кучковский Даниил (2014 г);

-лауреат Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное творчество» (Сказка «Лесная олимпиада») Аикин Артем (2014 г);

-дипломант Всероссийского творческого конкурса «Талантоха» в номинации «Литературное творчество» (сказка «медведь и муравьи») Висков Матвей (2015 г);

-победитель Всероссийского творческого конкурса «Изумрудный город» в номинации декоротивно-прикладное творчество работа «Ежик» Висков Матвей (2016 г);

-победитель Всероссийской блиц – олимпиады «Азбука безопасности»  Бельский Максим (2016 г);

-победитель Всероссийской блиц-олимпиады «Зимушка –зима» (Педагогика 21век) Ивашкин Даниил (2017 г);

-победитель Всероссийской викторины по сказке «Курочка ряба» Краснов Матвей (2016 г).

Считаю, что только у творческого и успешного педагога могут быть творческие и успешные воспитанники, поэтому сама, активно принимаю участие в различных конкурсах и викторинах:

-призер районного конкурса «Успешная семья 2010 года»;

-благодарность  Одела образования Тамалинского района (2016 г);

-победитель районного смотр-конкурса «Мини- музеев по патриотическому воспитанию» (2015 г);

-благодарность партии «Единая Россия» (2013 г);

-почетная грамота Отдела образования Тамалинского района (2013 г);

-призер районного конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года» (2015 г);

-участник районного смотра – конкурса «Песней возвращаешься с войны» (2015 г);

-призер общероссийского конкурса «Лучшее занятие НОД в ДОУ» (2013 г).

-победитель Всероссийского конкурса «Изумрудный город», в номинации «Эссе воспитателя» (2016 г);

-грамота Отдела образования Тамалинского района (2016 г);

-победитель Всероссийской олимпиады «ФГОС проверка» (2017 г);

-победитель Всероссийского творческого конкурса «Изумрудный город» в номинации «мультимедийная презентация» (2016 г);

-победитель Всероссийского конкурса «Умната» блиц -олимпиада «ФГОС дошкольного образования» (2017 г).

        Я регулярно прохожу курсы повышения квалификации. Последние были пройдены  в 2018 году по теме «Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».

         Активно использую в своей педагогической деятельности проектное направление. В группе действует долгосрочный фотопроект «Какие мы были - какими мы стали», краткосрочные проекты «Мы за здоровый образ жизни», «Космос», «Любимая игрушка» и другие. В группе постоянно проводятся акции, например, «Мы за здоровый образ жизни», «Я помню! Я горжусь!», «Спасем водяную капельку» и другие.  Активно веду свой мини-сайт на сайте «Социальная сеть работников образования» (https://nsportal.ru/), где обмениваюсь опытом с коллегами, черпаю, что- то новое и интересное.

         Являюсь третий год руководителем районного методического объединения дошкольников. Выступала  на районных методических объединениях по темам: « Внедрение ФГОС в ДОУ первые результаты, первые трудности», « Развитие речи дошкольников через чтение художественной литературы», «Экологическое воспитание дошкольников в системе ФГОС». Так же давала открытые просмотры в рамках РМО по теме «Развитие речи старших дошкольников», «проектная деятельность в старшей группе ДОУ. Тема «Космос»».  Мой опыт работы   обобщен на печатном и электронном носителе на районном уровне.

 Переосмысливая свой  опыт, могу сказать, что быть воспитателем сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к разрешению педагогических ситуаций, к системному обновлению системы образования (обновлению содержания образования, технологий, систем оценивания, управления и финансирования). Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Я стараюсь соответствовать всем эти требованиям, профессионально развиваюсь: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом, ведь профессионалами не рождаются – ими становятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсе педагогических достижений

Уже не первый год в нашем городе проходит конкурс педагогических достижений Санкт – Петербурга. От нашего дошкольного учреждения в номинации «Воспитатель года» участвует Атрушкевич Наталия Сергее...

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года» Тема: «Удивительная страна Математики»

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства«Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года»Тема: «Удивительная страна Математ...

Диплом за участие в конкурсе педагогического мастерства "Воспитатель года"

Диплом участника первого этапа номинации "Воспитатель года"...

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года» Тема: «Матрешка-древняя краса»

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства«Марафон педагогических открытий» конкурс «Воспитатель года»Тема: «Матрешка-древняя краса&raqu...