Консультация для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников 4-5 лет"
методическая разработка (средняя группа)

Щербакова Светлана Юрьевна

консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №44 «СОСЕНКА»

                   Консультация для педагогов

   

«Экологическое воспитание дошкольников

   4-5 лет посредством дидактических игр»

                                                        Воспитатель:Щербакова С.Ю

                                               

                                                2018  

Экологическое воспитание дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что экологическое воспитание детей – современное направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника-это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, которые реализуются целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.

Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: воспитание гуманного отношения к природе (социально-коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие); участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (физическое развитие); формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).

Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е.И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника».

В соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, дидактические игры способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. 

Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Такие игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.  Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Таблица: виды дидактических экологических игр

Тип игры

Вид игры

Название игры (возрастная группа)

Задачи

Описание

Игры, ориентированные на содержание игровых действий

Логическая (математическая)

«Выбери нужное» (средняя группа)

  • Закреплять знания о различных категориях природных объектов;
  • развивать логическое мышление.

Потребуются картинки с изображениями объектов живой и неживой природы.
Воспитатель показывает картинки с объектами, а дети называют категорию (живая природа/неживая природа).

Словесная

«Весной, летом, осенью» (подготовительная группа)

  • Повторить материал, связанный со временем цветения растений;
  • учиться классифицировать растения по сезону цветения;
  • тренировать память, сообразительность.

Педагог, обращаясь к ребёнку, называет время года, а воспитанник в ответ называет цветок (овощ, фрукт), который растёт в это время года.

Сенсорная

«Угадай, что в мешочке» (вторая младшая группа)

  • Тренировать навык узнавания предмета на ощупь;
  • повторить названия фруктов и овощей;
  • воспитывать терпение.

Материал: муляжи овощей и фруктов в мешочке.
Воспитатель предлагает детям по очереди опускать в мешочек руку, называть предмет, а затем доставать его. Кто ошибся, пропускает ход или выбывает.

Музыкальная

«У бабушки Нюры» (первая младшая группа)

  • Учить подражать голосам животных;
  • развивать музыкальный слух (высокие и низкие, долгие и короткие звуки);
  • прививать любовь к братьям нашим меньшим.

Кубик, на гранях которого изображены петух, курица, кот, собака, корова, коза.
Педагог (музыкальный руководитель) наигрывает бодрую мелодию, под которую дети, стоящие в круге, передают друг другу кубик. Когда музыка резко обрывается, малыш бросает кубик на пол и имитирует голос животного, чьё изображение оказалось сверху.

Игры, в которых сюжет отталкивается от материала

Настольно-печатная

«Где растёт?» (первая младшая группа)

  • Закрепить знания о плодах, которые растут в саду или на огороде;
  • тренировать быстроту реакции, внимательность.

Материалы:

  • картинки с изображениями огорода и сада;
  • карточки с изображениями плодов.

Дети по очереди берут карточки с плодами, называют их и кладут на изображение огорода или сада.

Предметная

В качестве игровых ресурсов используются окружающие предметы, как правило, природный материал. Например, игра для старшей группы «Кто больше»: персонажи-животные (зайцы, белки и др.) в виде каштанов ищут на игровом поле запасы на зиму (жёлуди, шишки). Игровое поле представляет собой распечатанную на листе формата А3 лесную поляну с тропинками, на которых обозначены места для передвижения персонажей. Плоды рассыпаны хаотично, а количество шагов по тропинке определяет число точек на кубике (костяшке).

Интерактивная

Этот вид игр подразумевает использование подходящих по теме приложений для интерактивной доски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольника через театрализованную игру"

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных ви...

Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....

Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...

Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"

Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...

Консультация «Особенности музыкального воспитания дошкольников»

Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, дви...