Главные вкладки

    Рабочая программа кружка "Школа этикета" для детей среднего дошкольного возраста ( 4- 5 лет)
    рабочая программа (средняя группа)

    Карамиля Ирина Анатольевна

    Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета.

    Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma.docx26.33 КБ

    Предварительный просмотр:

                    «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей»

                                                                                                                              Л. Н.Толстой

    Программа кружка «Школа этикета»

    Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета.

    Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

    Цели деятельности кружка «Школа этикета».

    1.познакомить детей с правилами общения с взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах, транспорте, за столом.

    2.развивать представления у детей о взаимоотношениях между людьми, способах поведения.

    3.создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе.

    4. формирование воспитанного, любящего, думающего и чувствующего человека, готового прийти на помощь другим людям в любой жизненной ситуации.

    Задачи кружка:        

    1. знакомить детей с речевым этикетом.

    2. воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережного отношения к чувствам    других людей.

    3. способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

    4. формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).

    5.  совершенствовать навыки поведения в общественных местах (театр, магазин, транспорт)

    6.  активизировать и расширять словарь детей:

    - использование разных частей речи;

    - интонационная выразительность речи;

    - культура речи.

    7. развивать психические процессы (восприятие, память, логическое мышление, внимание,   воображение).

    Поставленные цели и задачи реализуются при создании условий:

    -использование методической литературы, аудиозаписи, наглядных пособий, показ презентаций

    -использование дидактических игр, набор картинок и иллюстраций

    -выбор методов, форм и средств работы.

    Оснащение:

    1.Наглядные пособия:

    -иллюстрации для рассматривания и бесед с детьми (что хорошо, что плохо; безопасное поведение в саду и дома; эмоции)

    -плакаты для рассматривания (этикет для малышей; хорошие манеры; правила дорожного движения).

    -дидактические игры (мама, пап и я; лото «основы хорошего воспитания»; наши поступки; лото «что такое хорошо и что такое плохо»)

    -книги для чтения «Правила поведения для воспитанных детей», «Уроки вежливости»

    2. Технические средства обучения: ноутбук, проектор

    Кружок «Школа этикета» проводится один раз в неделю во вторую половину дня. Темы занятий кружка закрепляются в ежедневном общении.

            Ожидаемые результаты:

    1. развитие у дошкольников самосознания.

    2. сформированность умений налаживания контакта с другими людьми.

    3. знание правил поведения в обществе, в детском саду, дома

    4. развитие нравственных качеств (вежливость, тактичность, доброта, чуткость); произвольных познавательных процессов (память, внимание, восприятие, любознательность).

    5. умение адекватно выражать свои эмоции и понимать эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневанный -постараться понять причину).

    Содержание программы:

    •        обучение навыкам общения и сотрудничества;

    •        формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;

    •        развитие коммуникативных умений в процессе общения;

    •        введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

    Формы и методы реализации программы кружка «Школа этикета»

    Основными методами реализации программы кружка являются изучение речевого этикета, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

    В процессе работы основная цель – оказать помощь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Работа включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в детском саду, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

    Форма занятий – групповая.

    Структура занятий:

    -постоянный ритуал начала занятия;

    -игры – перевоплощения или игры – беседы с обсуждением и анализом ситуаций;

    -этические сказки, пластические этюды, игры с элементами музыкальной, изо деятельности;

    -обсуждение занятий с детьми;

    -ритуал прощания.

    При необходимости вводится «минутка шалости». При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития. Занятия проводятся в кругу, не за столом, соблюдая все принципы создания развивающей среды. На занятиях всегда присутствуют сказочные персонажи. Проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. На занятиях используется дифференцированный подход: возможность высказаться нерешительным, застенчивым детям; дать возможность выразить свои эмоции детям «холерикам»; подвижных детей всегда держать в «поле зрения», использовать все возможные методы и приемы для реализации речевого мышления детей.

    План проведения занятий кружка «Школа этикета»

    Месяц

    Тема занятия

    Задачи

    Октябрь

    Моя семья

    Учить детей осознавать, что семья, родители самые близкие люди. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

    Мамочку свою, очень сильно я люблю

    «Детский сад – твой дом родной!»

    Учить детей приветливости, проявлению внимания к окружающим. Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться.

    Волшебные слова живут на белом свете.

    Познакомить детей с «волшебными» словами, упражнять в выполнении простейших правил общения

    Ноябрь

    Что такое хорошо и что такое плохо.

    Знакомство с героями: «Хорошей» и «Плошей»

    Формировать навык вежливого обращения, умение свободно общаться.

    Вечная слава воде

    Формировать понятия чистоты, аккуратности, вежливости, развивать умение быть внимательным к другому человеку.

    Секрет братьев Будильников

    Формировать санитарно-гигиенические навыки, воспитывать точность и аккуратность.

    Добрый доктор Айболит

    Познакомить детей с «добрыми» делами, с правилами вежливого обращения по телефону.

    Декабрь

    Игра нас подружит, игра нас научит

    Упражнять детей в выполнении простейших правил общения, основанными на уважении и доброжелательности.

    Вежливые дети все так поступают

    Учить работать в коллективе, соизмерять собственные желания с интересами других.

    Словно реченька журчит

    Воспитывать и формировать культуру речи, представления о том, что значит играть «честно» и «нечестно».

    Январь

    Гости и хозяева

    Упражнять в соблюдении правил и норм вежливого обращения друг с другом, использование слов, означающих просьбу, извинения, вежливый отказ в просьбе.

    День рождения Снегурочки

    Формировать навыки правильного поведения: уступать место, использовать вежливые формы обращения.

    Февраль

    Мы все нужны друг другу

    Формировать у детей понимание необходимости добрых, внимательных отношений между людьми.

    Непохожи друг на друга

    Формировать у детей понимание необходимости добрых, внимательных отношений между людьми.

    Мой внешний вид

    Формировать умение следить за своей внешностью. Воспитывать опрятность.

    Добрые сказки

    Научить детей понимать чувства героев, их настроение; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить сочувствию.

    Март

    Самое-самое в жизни родное

    Формировать умение о том, что все люди достойны уважения, что единство помогает семье быть дружной, помогает людям сохранить мир, помогает справиться со сложной работой

    Попробуй волшебником стать

    Приучать детей совершать добрые поступки, делиться с другими всем, чем можешь, отдавая не требовать ничего взамен.

    Друзья детства

    Воспитывать умение ценить дружеские чувства. Познакомить с понятием: «дружба».

    Наши меньшие друзья

    Воспитывать чувство бережного и заботливого отношения к братьям нашим меньшим, к природе.

    Апрель

    Радость другим – радость нам

    Формировать представление о том, что доброта – качество, без которого мир не может существовать, учить детей заботиться о других людях.

    Когда мои друзья со мной

    Упражнять в выполнении правил дружеского общения с другими детьми.

    Если вдруг обидели кого-то…

    Воспитывать доброжелательность, умение прощать друг друга.

    Помни место буквы  «Я»

    Воспитывать скромность, умение слушать других, не перебивая, учить помнить и думать о других.

    Май

    Приятного аппетита!

    Закрепить правила поведения за столом

    Правила Дружбы

    Упражнять детей в выполнении простейших правил общения, основанными на уважении и доброжелательности.

    Утешение

    Учить сопереживать, словесно выражать сочувствие.

    Щедрость

    Приучать детей совершать щедрые поступки, делиться с другими всем, чем можешь, отдавая не требовать ничего взамен.

    Июнь

    Светофор «Топ-Стоп».

    Формировать навыки правильного поведения в общественных местах, воспитывать чувства жалости и сочувствия.

    Мы идем в театр

    Дать детям возможность побывать в разных социальных ролях, способствовать формированию готовности понимать другого человека и сопереживать ему.

    Лучше нет родного края

    Продолжать знакомить детей со значением слова: «Родина».

    Воспитывать чувство любви к своей Родине.

    Как вести себя на природе

    Формировать у детей представления о правилах поведения в природе летом. Воспитывать чувство любви, заботы к братьям меньшим.

    Июль

    «У меня зазвонил телефон!»

    Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими.

    Общаемся друг с другом. Правила общения.

    Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и правила этикета.

    Если мы в гостях

    Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и правила этикета.

    «Дошколята- дружные ребята!»

    Продолжать развивать у детей дружеские отношения. Умение ценить своего друга.

    Август

    Старших надо уважать

    Воспитывать уважение к людям старшего возраста.  

    Как надо вести себя в общественном месте

    Учить культуре поведения в общественных местах.

    Что такое комплимент?

    Расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения в общественных  местах.

    Правила, которые нужно знать каждому

    Закреплять с детьми  правила поведения  в детском саду.

    Работа с родителями.

    Взаимодействие с родителями по кружковой работе осуществляется посредством индивидуальных бесед, консультаций, организации праздников, прогулок, экскурсий.

    Октябрь:

    Консультация «Что такое этикет?»

    Ноябрь:

    Консультация «Развиваем правильную речь»

    Декабрь:

    Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей»

    Январь:

    Консультация: «Об опрятности и аккуратности»

    Февраль: 

    консультация «Этикет в обществе и дома»

    Март:

    консультация «Роль влияния семейного уклада на воспитание вежливого гражданина»

    Апрель:

    Консультация «Друзья в жизни ребёнка»

    Май: 

    Консультация «Гостевой и подарочный этикет»

    Июнь:

    Консультация «Правила эти должны знать все дети!»

    Папка передвижка: «Красный, жёлтый, зелёный»

    Июль:

    Консультация «Как привлечь ребёнка к труду»

    Август:

    Круглый стол «Говорите друг другу комплименты!»

    Литература:

    1.Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети»- М.Просвещение 1985 г.

    2.Курочкина О.Н. «Этикет для дошкольников»- Просвещение, 2007 г.

    3.Алябьева Е.А. «Дни этики в детском саду»- М.: ТЦ Сфера, 2011г.

    4.Шипицына Л.М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками»- Детство-Пресс,2010 г.

    5. Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие- М.: «Генезис», 2007.

    6. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез,2005.

    7. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

    СОГЛАСОВАНО                                                           УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                     Решением педагогического Совета          Директор детского сада «Светлячок»

    №______от _________________              _________________Е.В. Бушмелёва

                                                     

    Кружок

    «Школа Этикета»

    средняя группа

    на 2018-2019 учебный год

    Составитель: И.А.Карамиля, воспитатель                                                                                                                                                           первой квалификационной категории

    г. Заводоуковск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программ группы среднего дошкольного возраста

    Рабочая программа по развитию детей группы среднего дошкольного возраста №1  (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ № 79 «Садко&raqu...

    Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Пчелка» на 2017 – 2018 г.г.

    Рабочая образовательная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №56 «Искорка», и программы «От рождения до школы» (...

    Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста

    Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста...

    Рабочая программа для среднего дошкольного возраста.

    Данная программа написана для работы с детьми 4-5 лет. За основу взята  общеобразовательная программа Н. Вераксы "От рождения до школы"....

    Рабочая программа для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

    Программа сформирована для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответст...

    «Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста «Родничок»

    Рабочая программы группы среднего дошкольного возраста "Родничок" 2020 год...