Рабочая программа кружка "Школа этикета" для детей среднего дошкольного возраста ( 4- 5 лет)
рабочая программа (средняя группа)

Карамиля Ирина Анатольевна

Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета.

Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

                «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей»

                                                                                                                          Л. Н.Толстой

Программа кружка «Школа этикета»

Кружок «Школа этикета» на основе дополнительной образовательной программы «Школа вежливости» направлена на изучение культуры поведения, культуры общения и повседневного этикета.

Главное назначение данной программы – формирование навыков общения и культуры поведения дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Цели деятельности кружка «Школа этикета».

1.познакомить детей с правилами общения с взрослыми и сверстниками, правилами поведения в общественных местах, транспорте, за столом.

2.развивать представления у детей о взаимоотношениях между людьми, способах поведения.

3.создать атмосферу доверия и психологического комфорта в детском коллективе.

4. формирование воспитанного, любящего, думающего и чувствующего человека, готового прийти на помощь другим людям в любой жизненной ситуации.

Задачи кружка:        

1. знакомить детей с речевым этикетом.

2. воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережного отношения к чувствам    других людей.

3. способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

4. формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).

5.  совершенствовать навыки поведения в общественных местах (театр, магазин, транспорт)

6.  активизировать и расширять словарь детей:

- использование разных частей речи;

- интонационная выразительность речи;

- культура речи.

7. развивать психические процессы (восприятие, память, логическое мышление, внимание,   воображение).

Поставленные цели и задачи реализуются при создании условий:

-использование методической литературы, аудиозаписи, наглядных пособий, показ презентаций

-использование дидактических игр, набор картинок и иллюстраций

-выбор методов, форм и средств работы.

Оснащение:

1.Наглядные пособия:

-иллюстрации для рассматривания и бесед с детьми (что хорошо, что плохо; безопасное поведение в саду и дома; эмоции)

-плакаты для рассматривания (этикет для малышей; хорошие манеры; правила дорожного движения).

-дидактические игры (мама, пап и я; лото «основы хорошего воспитания»; наши поступки; лото «что такое хорошо и что такое плохо»)

-книги для чтения «Правила поведения для воспитанных детей», «Уроки вежливости»

2. Технические средства обучения: ноутбук, проектор

Кружок «Школа этикета» проводится один раз в неделю во вторую половину дня. Темы занятий кружка закрепляются в ежедневном общении.

        Ожидаемые результаты:

1. развитие у дошкольников самосознания.

2. сформированность умений налаживания контакта с другими людьми.

3. знание правил поведения в обществе, в детском саду, дома

4. развитие нравственных качеств (вежливость, тактичность, доброта, чуткость); произвольных познавательных процессов (память, внимание, восприятие, любознательность).

5. умение адекватно выражать свои эмоции и понимать эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневанный -постараться понять причину).

Содержание программы:

•        обучение навыкам общения и сотрудничества;

•        формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;

•        развитие коммуникативных умений в процессе общения;

•        введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Формы и методы реализации программы кружка «Школа этикета»

Основными методами реализации программы кружка являются изучение речевого этикета, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

В процессе работы основная цель – оказать помощь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Работа включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в детском саду, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Форма занятий – групповая.

Структура занятий:

-постоянный ритуал начала занятия;

-игры – перевоплощения или игры – беседы с обсуждением и анализом ситуаций;

-этические сказки, пластические этюды, игры с элементами музыкальной, изо деятельности;

-обсуждение занятий с детьми;

-ритуал прощания.

При необходимости вводится «минутка шалости». При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития. Занятия проводятся в кругу, не за столом, соблюдая все принципы создания развивающей среды. На занятиях всегда присутствуют сказочные персонажи. Проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. На занятиях используется дифференцированный подход: возможность высказаться нерешительным, застенчивым детям; дать возможность выразить свои эмоции детям «холерикам»; подвижных детей всегда держать в «поле зрения», использовать все возможные методы и приемы для реализации речевого мышления детей.

План проведения занятий кружка «Школа этикета»

Месяц

Тема занятия

Задачи

Октябрь

Моя семья

Учить детей осознавать, что семья, родители самые близкие люди. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Мамочку свою, очень сильно я люблю

«Детский сад – твой дом родной!»

Учить детей приветливости, проявлению внимания к окружающим. Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться.

Волшебные слова живут на белом свете.

Познакомить детей с «волшебными» словами, упражнять в выполнении простейших правил общения

Ноябрь

Что такое хорошо и что такое плохо.

Знакомство с героями: «Хорошей» и «Плошей»

Формировать навык вежливого обращения, умение свободно общаться.

Вечная слава воде

Формировать понятия чистоты, аккуратности, вежливости, развивать умение быть внимательным к другому человеку.

Секрет братьев Будильников

Формировать санитарно-гигиенические навыки, воспитывать точность и аккуратность.

Добрый доктор Айболит

Познакомить детей с «добрыми» делами, с правилами вежливого обращения по телефону.

Декабрь

Игра нас подружит, игра нас научит

Упражнять детей в выполнении простейших правил общения, основанными на уважении и доброжелательности.

Вежливые дети все так поступают

Учить работать в коллективе, соизмерять собственные желания с интересами других.

Словно реченька журчит

Воспитывать и формировать культуру речи, представления о том, что значит играть «честно» и «нечестно».

Январь

Гости и хозяева

Упражнять в соблюдении правил и норм вежливого обращения друг с другом, использование слов, означающих просьбу, извинения, вежливый отказ в просьбе.

День рождения Снегурочки

Формировать навыки правильного поведения: уступать место, использовать вежливые формы обращения.

Февраль

Мы все нужны друг другу

Формировать у детей понимание необходимости добрых, внимательных отношений между людьми.

Непохожи друг на друга

Формировать у детей понимание необходимости добрых, внимательных отношений между людьми.

Мой внешний вид

Формировать умение следить за своей внешностью. Воспитывать опрятность.

Добрые сказки

Научить детей понимать чувства героев, их настроение; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить сочувствию.

Март

Самое-самое в жизни родное

Формировать умение о том, что все люди достойны уважения, что единство помогает семье быть дружной, помогает людям сохранить мир, помогает справиться со сложной работой

Попробуй волшебником стать

Приучать детей совершать добрые поступки, делиться с другими всем, чем можешь, отдавая не требовать ничего взамен.

Друзья детства

Воспитывать умение ценить дружеские чувства. Познакомить с понятием: «дружба».

Наши меньшие друзья

Воспитывать чувство бережного и заботливого отношения к братьям нашим меньшим, к природе.

Апрель

Радость другим – радость нам

Формировать представление о том, что доброта – качество, без которого мир не может существовать, учить детей заботиться о других людях.

Когда мои друзья со мной

Упражнять в выполнении правил дружеского общения с другими детьми.

Если вдруг обидели кого-то…

Воспитывать доброжелательность, умение прощать друг друга.

Помни место буквы  «Я»

Воспитывать скромность, умение слушать других, не перебивая, учить помнить и думать о других.

Май

Приятного аппетита!

Закрепить правила поведения за столом

Правила Дружбы

Упражнять детей в выполнении простейших правил общения, основанными на уважении и доброжелательности.

Утешение

Учить сопереживать, словесно выражать сочувствие.

Щедрость

Приучать детей совершать щедрые поступки, делиться с другими всем, чем можешь, отдавая не требовать ничего взамен.

Июнь

Светофор «Топ-Стоп».

Формировать навыки правильного поведения в общественных местах, воспитывать чувства жалости и сочувствия.

Мы идем в театр

Дать детям возможность побывать в разных социальных ролях, способствовать формированию готовности понимать другого человека и сопереживать ему.

Лучше нет родного края

Продолжать знакомить детей со значением слова: «Родина».

Воспитывать чувство любви к своей Родине.

Как вести себя на природе

Формировать у детей представления о правилах поведения в природе летом. Воспитывать чувство любви, заботы к братьям меньшим.

Июль

«У меня зазвонил телефон!»

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими.

Общаемся друг с другом. Правила общения.

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и правила этикета.

Если мы в гостях

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими. Умение вести себя в гостях и правила этикета.

«Дошколята- дружные ребята!»

Продолжать развивать у детей дружеские отношения. Умение ценить своего друга.

Август

Старших надо уважать

Воспитывать уважение к людям старшего возраста.  

Как надо вести себя в общественном месте

Учить культуре поведения в общественных местах.

Что такое комплимент?

Расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения в общественных  местах.

Правила, которые нужно знать каждому

Закреплять с детьми  правила поведения  в детском саду.

Работа с родителями.

Взаимодействие с родителями по кружковой работе осуществляется посредством индивидуальных бесед, консультаций, организации праздников, прогулок, экскурсий.

Октябрь:

Консультация «Что такое этикет?»

Ноябрь:

Консультация «Развиваем правильную речь»

Декабрь:

Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей»

Январь:

Консультация: «Об опрятности и аккуратности»

Февраль: 

консультация «Этикет в обществе и дома»

Март:

консультация «Роль влияния семейного уклада на воспитание вежливого гражданина»

Апрель:

Консультация «Друзья в жизни ребёнка»

Май: 

Консультация «Гостевой и подарочный этикет»

Июнь:

Консультация «Правила эти должны знать все дети!»

Папка передвижка: «Красный, жёлтый, зелёный»

Июль:

Консультация «Как привлечь ребёнка к труду»

Август:

Круглый стол «Говорите друг другу комплименты!»

Литература:

1.Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети»- М.Просвещение 1985 г.

2.Курочкина О.Н. «Этикет для дошкольников»- Просвещение, 2007 г.

3.Алябьева Е.А. «Дни этики в детском саду»- М.: ТЦ Сфера, 2011г.

4.Шипицына Л.М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками»- Детство-Пресс,2010 г.

5. Крюкова С.В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие- М.: «Генезис», 2007.

6. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. программа социально-эмоционального развития дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез,2005.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

СОГЛАСОВАНО                                                           УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                     Решением педагогического Совета          Директор детского сада «Светлячок»

№______от _________________              _________________Е.В. Бушмелёва

                                                 

Кружок

«Школа Этикета»

средняя группа

на 2018-2019 учебный год

Составитель: И.А.Карамиля, воспитатель                                                                                                                                                           первой квалификационной категории

г. Заводоуковск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ группы среднего дошкольного возраста

Рабочая программа по развитию детей группы среднего дошкольного возраста №1  (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с образовательной программой МБДОУ № 79 «Садко&raqu...

Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Пчелка» на 2017 – 2018 г.г.

Рабочая образовательная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №56 «Искорка», и программы «От рождения до школы» (...

Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста

Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста...

Рабочая программа для среднего дошкольного возраста.

Данная программа написана для работы с детьми 4-5 лет. За основу взята  общеобразовательная программа Н. Вераксы "От рождения до школы"....

Рабочая программа для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Программа сформирована для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответст...

«Рабочая программа группы среднего дошкольного возраста «Родничок»

Рабочая программы группы среднего дошкольного возраста "Родничок" 2020 год...