Картотека игр по Формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
картотека

Кутлаева Ольга Анатольевна

Картотека игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

по Формированию основ финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста

«Что важнее?»

Цель: закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы.

Ход игры

В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях.

Задание 1. Закрыть фишками предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые можно назвать предметами роскоши. Задание 2. Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

Задание 3. Закрыть фишками изображения вещей, наиболее важных для жизнедеятельности человека, предметов, без которых трудно обойтись. Предложить обосновать свое отношение к предметам роскоши, изображения которых остались закрытыми. С целью усложнения задачи возможно использование второго варианта игры: ребенку дается более сложное задание — закрыть фишками изображения тех предметов, которые могут иметь двойную функцию, то есть в одно и то же время быть и предметами роскоши, и жизненно важными для отдельных людей. Например, машина для инвалида, фортепиано для пианиста, украшения для артиста и тому подобное.

«Разложи товар»

Цель: учить  детей  классифицировать  предметы  по  общим  признакам;

закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Ход  игры:

Перед  ребенком  раскладывают  несколько  картинок  с

изображением  предметов,  которые  могут  быть  товаром  в  различных

магазинах.

Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены

по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут

взять для  продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2. Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы

по  общим  признакам,  а  предложить  свои  варианты  их  сочетания,

руководствуясь  собственным  опытом.  Например,  «Гастроном»,  «Детский

мир», «Мясо - молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

«Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры

Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), которые отличаются по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенного на них.

Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

«Мы художники»

Цель: закрепить знания детей о рекламе; развивать у них эстетические чувства и художественный вкус; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Ход игры

Каждому участнику игры, «художнику-оформителю» (их может быть 2-3), дается задание — сделать рекламу своей лавки. Остальные дети оценивают работу тех, кто играет, в конце определяют победителей.

Вариант 1. Каждый участник игры получает определенное количество цветных силуэтов различных предметов, которые могут быть товаром магазинов определенного вида («Игрушки», «Цветы», «Хлеб», «Молоко» и др.).

Вариант 2. Из общего количества силуэтов необходимо выбрать только те, которые нужны для составления рекламы «своего» магазина.

«Чей труд важней?»

Цель: закрепить знания детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленности.

Ход игры

Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж спит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1. Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Задание 2.  Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия человека, которые имеют двойную функцию. Например, женщина стирает белье — это может быть и мама, и сотрудница прачечной; человек копает землю — это может быть и папа, и садовник.

«Дополни предложение»

Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

Игровое задание. Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.

Например: Мама купила… книжки (тетради, игрушку, конфеты).

Мама купила, в каком магазине продукты....

Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.

«Что кому нужно?»

Цель. В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.

Игровое задание. Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.)- Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Материал: Иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения.

Игра «Хочу и надо?»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. 

Материал: Карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

«Дороже – дешевле».

Цель: формировать  знания  детей  о  разных  видах  товаров,  их

классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров  и  применять  при  этом  арифметические  действия,  раскладывая  в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот.

Вариант 1. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены

на товар и наоборот.

Вариант 2.  Дети  раскладывают  по  две  карточки  с  помощью  знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

Вариант 3.  Детям  на  выбор  предлагается  выбрать  одну  из  карточек  и

сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.

«Дерево объявлений»

Цель: Сформировать  у  детей  положительное  отношение  к  доступной,

красивой и   понятной рекламе. Закрепить потребности животных.

Ход: Ребята, мы уже узнали с вами, что такое реклама, как можно с помощью

рекламы выгодно представить и показать свой товар. Звери в лесу тоже

решили пользоваться рекламой и разместили ее на раскидистом дереве, а не

на специальных рекламных досках, как в городе. А звери – молодцы! Здорово

они все придумали, они написали, что кому нужно, какие услуги они могут

оказать в своем лесу. А вам, ребята, надо отгадать, чьи объявления висят на

дереве.

Вариант 2: Дети сами придумывают рекламу

«Супермаркет»

Цель:  учить  детей  сопровождать  показ  речевым  текстом;  формировать

радостное настроение изображением товара.

Вариант 1. Детям предлагается придумать текст рекламы к картинке.

Вариант 2. Детям предлагается сделать рекламу любого предмета, который

находится в группе.

Вариант 3. Детям выдаются купюры разного достоинства, и даётся задание

купить какой – то товар, на эту сумму.

Игра «Магазин игрушек»

Цель: Дать  возможность  детям  практически  осуществить  процесс  купли

- продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства,

цену (стоимость).

Ход. Прежде  чем купить  понравившуюся  игрушку,  ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань,  бумага  и  т.  д.).  Место  производства  (где  и  кто  сделал).  Далее определяется  цена  игрушки.  Ребенок  отсчитывает  определенную  сумму

денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец

добавляет новые.

Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

«Что дешевле»

Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать

ассортимент  предметов  (товаров)  по  цене;  развить самостоятельность  в

выборе решения.

Ход. Сначала  дети  подбирают  предметы  товаров от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

«Бартерный обмен»

Цель: Выявить знания детей о равноценных товарах, умение отстаивать

собственную позицию.

Ребенку выдается несколько карточек с изображением товаров и ставится

задача обменять их на карточки с другим товаром, равноценным.

«Умелые руки»

 Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

 Ход игры

Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

«Интересные покупки»

Цель: Раскрыть детям покупательную силу  денежных знаков.

Материал:  Товары  разной  стоимости,  монеты  (купюры)  разного

достоинства.

Ход:  Ведущий  дает    задания    «покупателям»  с  постепенным усложнением: - купить вещь(предмет),которая стоит....рублей;

-назвать, что можно купить за .....рублей;

-самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие

определенную сумму денег.

«Узнай товар»

Цель:  Дать  понятие,  что каждая  вещь - товар. Товары  бывают  разного назначения.

Материал:  Картинки  с  изображением  товара  различного

назначения(промышленные,   сельскохозяйственные,   культурно - бытового назначения и др.)

Ход: 

Вариант1: Покупатель  описывает  товар не называя его ,продавец  отгадывает  и отдает.

Вариант2: Покупатель  называет    назначение  предмета  или  некоторые действия с этим предметом, продавец отгадывает и отдает.

Вариант3: Покупатель называет то, что может  получиться.

 

«Угадай, какая это профессия»

Цель:  Закрепить  и  уточнить  знания  детей  о  профессиях,  связанных

с работой в рекламном агентстве.

Материал:  Карточки  картинки  с  изображением    людей  разных профессий.

Ход:

Вариант1: Воспитатель  описывает  профессии    рекламного  агента, рекламодателя,  художника - оформителя,  и  т.д. но  не  называет  их. Дети отгадывают.

Вариант2: Игра с карточками, на которых изображены банк, детский сад,

рекламное агентство, больница, магазин и т. д. Детям раздаются карточки и дети

говорят, чем занимаются люди работающие,  например в больнице.

«Кто что делает?»

Цель:  Расширить  знания  детей  о  профессиях    и  трудовых  действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал:  Карточки  с  изображением  профессии  продавец,  повар,

кассир,  художник,  банкир и трудового    действия    взвешивания  товара, готовит  еду, рисует.

Ход:  Ребенок,  взяв  карточку,  называет    профессию.  Находит

соответствующую  карточку  с  изображением  трудовых  действий    и  

рассказывает  о  них.

Вариант: Дети подбирают инструменты  (картинки), которые необходимы для  работы    людей  тех    профессий,  которые  изображены  на  сюжетных  картинках.

«Какие бывают доходы»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать  навыки  самостоятельного  определения  видов  доходов

(основные и не основные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые  взрослые  получают  основной  доход – заработную  плату,  и  видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Ход:  Дети  рассматривают  карточки,  называют  деятельность  взрослых,

полученный результат, выделяют  основные  и дополнительные

доходы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет

План - конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности в смешанной группе «Родничок» к районному семинару - практикуму по теме: «Формировани...

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...

«Методическая разработка дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

   Начинать работу по формированию основ финансовой грамотности детей необходимо с дошкольного возраста, так как данный период является наиболее благоприятным для формирования первона...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...