Рабочая программа
рабочая программа

Разработка рабочей программы с 2- 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_sveta.docx79.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Русско-Пычасская  СОШ»

 

 

 

Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы (2 – 7 лет) на 2020 – 2021 учебный год по ФГОС ДО

 

Воспитател :Калинина  С.С.

Кузнецова  М.В.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………….…….3  
  2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы…….……………………………………………………………...4  
  3. Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………………………..5  
  4. Списочный состав детей…………………………………………………………………………………………………………….6
  5. Режим дня…………………………………………………………………………………………………………………………....7  
  6. Социальный паспорт группы.………………………………………………………………………………………………………9
  7. Возрастные особенности детей …………………………………………………………………………………………………….9
  8. Годовые задачи …………………………………………………………………………………………………………………..….20  
  9. Перечень программ, технологий, пособий, используемых в данной группе.…………………………………………………...21  
  10. Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе……..………………………………………………….….24  
  11. Годовое комплексно - тематическое планирование и итоговые мероприятия ………………………………………………....25
  12. Расписание организованной образовательной деятельности ………………………………………………………….…..…….28  
  13. Примерный объѐм образовательной деятельности в разновозрастной группе ……………………………...............................29
  14. Формы организации образовательного процесса …………………………………………………………………………….…..29  
  15. Задачи воспитания и развития по образовательным областям ………………………………………………………….……....30
  16. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ………………………………………………………………….…….........32
  17. Условия реализации рабочей образовательной программы разновозрастной группы ………………………………………..33  
  18. Взаимосвязь с другими учреждениями…………………………………...………………………………………………….……34  
  19. План взаимодействия с семьями воспитанников по ФГОС ДО ………………………………………………………………...35  
  20. Циклограмма ежедневного планирования воспитательно – образовательной работы с учѐтом  комплексно - тематического планирования с детьми разновозрастной группы общеразвивающей направленности по ФГОС ДО………………………..42

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, где воспитанник получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого воспитанника в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя разновозрастной группы детского сада.  

Основываясь на этих положениях, разработана рабочая программа образовательной работы для разновозрастной группы, предполагающая реализацию положений ФГОС, направленных на психолого-педагогическое сопровождение развития личности воспитанника и организацию образовательной деятельности ДОО в соответствии с новыми нормативными документами в системе дошкольного образования.  

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.  

Рабочая программа рассчитана на 2020 - 2021 учебный год.  

Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы МБОУ «Русско-Пычасский детский сад » разработана в соответствии с:  

  • Уставом МБОУ;  
  • Нормативными документами дошкольной группы МБОУ;  
  • Основной образовательной программой дошкольной разновозрастной группы общеразвивающей направленности и на основе регионального компонента.  

Рабочая образовательная программа воспитателя обеспечивает развитие детей в возрасте от 2 -7 лет с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому развитию, социально – коммуникативному, познавательному и художественно – эстетическому, речевому, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.  

 

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ 

К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

 

Организация педагогического процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программных требований всех возрастных групп, умения сопоставлять их с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого воспитанника и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. Педагог должен так спланировать и организовать учебно- воспитательный процесс в разновозрастной группе, чтобы привлечь каждого воспитанника к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.  

Содержание рабочей образовательной программы воспитателя разновозрастной группы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.  

Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определѐнными ФГОС ДО.  

Организация образовательной деятельности (ОД) с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в разновозрастной группе. Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам!») и обогащения его деятельности новым содержанием. Выполнение программных задач происходит путем использования комплексно – тематического планирования, в форме совместной деятельности педагога и детей, и взаимодействия с семьями воспитанников, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учётом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдаётся игровому построению всего образа жизни детей.  

 

 

 

 

 

 ЦЕЛЬЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ 

ДОШКОЛЬНОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЯВЛЯЕТСЯ:

 

Создание положительного настроения у детей дошкольного возраста, поддержание стремления к самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий воспитанника, не подорвав его веру в собственные силы, не высказывая, нетерпение по поводу его медленных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни.  

Данная цель реализуется через качественное выполнение задач . 

Основной образовательной программы дошкольного образования дошкольной разновозрастной группы общеразвивающей направленности, с учётом приоритетных направлений данной группы:  

  • способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;  
  • обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно – гигиеническими навыками;  
  • способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр.;  
  • способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой  деятельности и общения;  
  • воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;  
  • развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;  
  • развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;  
  • формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью;  
  • воспитывать у детей любовь к матери, Родине, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списочный состав детей

№ п\п

Фамилия и имя ребенка

Дата рождения

1

Соловьев Тимур Сергеевич                                          

12.02.2014

2

Коробейников Егор Вадимович

              15.07.2014

3

Фирсова Анастасия  Рудольфовна                          

12.10.2014

4

Акборисов Кирилл  Алексеевич                          

11.03.2015

5

Ерохин Руслан Антонович

21.03.2015

6

Апышев Михаил Сергеевич                              

18.09.2015

7

Сюгаева София Владимировна

10.12.2015

8

Осипова Евдокия  Игоревна                                      

11.04.2016

9

Коробейникова Алеся Вадимовна

13.06.2016

10

Филипов Сергей Николаевич

18.07.2017

11

Сметанин Роман  Сергеевич

19.09.2017

12

 Фадеев  Егор  Алексеевич

27.09.3017

13

Платунов  Роман Дмитриевич

12.03.2018

14

Коковихин Арсений Ильич

15.03.2019

15

Соловьева Александра  Алексеевна

07.11.2018

16

Сюгаев Константин Владимирович

09.07.2018

 

 

 

 

 

 

Режим дня в дошкольной разновозрастной группе МБОУ «Русско-Пычасский детский сад» 

7.30-8.30

Прием детей, оздоровительная работа, взаимодействие с семьями детей.

8.30-8.40

Утренняя гимнастика.

8.40-9.00

Завтрак.

9.00-9.10

Самостоятельная детская деятельность

10.10-10.20

Второй завтрак

9.10-10.50

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.

10.50-12.00

Свободная деятельность детей. Прогулка на свежем воздухе (кроме дней по метеопоказаниям).

12.00-12.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная детская деятельность

12.20-12.50

Подготовка к обеду, обед.

12.50-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00-15.15

Постепенный подъем

15.15-15.50

 Самостоятельная детская деятельность, игры

15.50-16.10

Подготовка к полднику, полдник

16.10-16.40

Образовательная деятельность

16.40-17.45

Подготовка к прогулке, прогулка

17.45-18.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная детская деятельность. Консультация для родителей, уход детей домой.

 Теплый период года

7.30-8.20    

Прием детей, оздоровительная работа, взаимодействие с семьями детей (на воздухе)

8.20-8.30

Утренняя гимнастика (на воздухе).

8.30-9.00

Завтрак.

9.10-10.20

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности.

10.20-12.00

Свободная деятельность детей. Прогулка на свежем воздухе.

12.00-12.30

Подготовка к обеду, обед.

12.30-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон.

15.00 - 15.30

Постепенный подъем, подготовка к полднику

15.30-16.00

Полдник

16.00-18.00

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой  

 

         СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУПП

  • Многодетная семья - 8
  • Полная семья -11
  • Неполная семья-2
  • Малообеспеченные - 3
  • Неблагополучная семья - 1

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 - 7 ЛЕТ.

    На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно действенное мышление, чувственное познание действительности. 

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200–250 г, а в росте — 1 см. 

Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3–4 часа, у детей двух лет — 4–5,5 часа. 

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. 

Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. 

Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). 

В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом (при участии не более 8–10человек). 

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» — призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). 

С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч — маленький синий мяч, большой белый мишка — маленький черный мишка и т. д.). 

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками:

разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. 

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки. 

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). 

Воспроизводя подряд 2–3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать. 

Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3–5 лет и старше устраивают из каждого действия «много звеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году жизни нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. 

Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним. 

На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. 

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата. 

Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. 

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания. 

В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом,  а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). 

Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом кх он мог обозначать и кошку, и меховой воротник. 

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи,  а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра). 

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание с взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Кто гулял?» — «Что видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку». 

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. 

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. 

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. 

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. 

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. 

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. 

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. 

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами заместителями. 

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. 

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. 

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. 

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. 

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. 

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. 

В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным.

Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребѐнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.  

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.  

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.  

На основе наглядно-действенного подхода к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».  

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.  

Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.  

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.  

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.  

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.  

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.  

К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).  

Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.  

На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.  

Происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.  

Начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чѐм свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.  

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших до школьников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена  возведением несложных построек по образцу и по замыслу.  

Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями. Возрастает целенаправленность действий.  

Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всѐ ещѐ не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщѐнные представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее следование таким правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребѐнок хорошо себя ведѐт только в присутствии наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам.  

Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своѐм собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение ребѐнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всѐ ещѐ требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций: кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днѐм рождения, элементы группового жаргона и т. п.  

         В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приѐма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.  

Появляется сосредоточенность на своѐм самочувствии, ребѐнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4—5 годам ребѐнок способен элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.  

Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют еѐ по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причѐска») ; проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям.  

К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространѐнных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.  

К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребѐнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре.

 Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребѐнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.  

В 4—5 лет сверстники становятся для ребѐнка более привлекательными и предпочитаемыми партнѐрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15—20 мин., в отдельных случаях может достигать и 40—50 мин. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнѐры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз, всѐ более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребѐнок ещѐ не относится к другому ребѐнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всѐ чаще стараются договориться с партнѐром, объяснить свои желания, а не настоять на своѐм.  

Развивается моторика дошкольников.  Так, в 4—5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах

(на высоте 20 см от пола, руки                                                                                                                                                                                              на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее трѐх- четырѐх раз подряд в  

удобном для ребѐнка темпе); нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жѐстким наконечником). Ребѐнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.  

В возрасте от 4 до 5 лет способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребѐнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определѐнной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.  

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребѐнку необходимо отчѐтливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4—5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребѐнку предложить план части групповой комнаты, то он поймѐт, что на нѐм изображено. При этом возможна незначительная помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).  

К 5 годам внимание становится всѐ более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребѐнок пошѐл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребѐнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).  В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребѐнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10— 15, изображѐнных на предъявляемых ему картинках).  

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинноследственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).  

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребѐнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения.  

К 5 годам в большинстве своѐм дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («У лысого голова босиком», «Смотри, какой ползун» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные. Дети 5 лет умеют согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта. Речь становится более, связной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.  

Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев.

Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.  

В возрасте 4—5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о еѐ содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.  

Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребѐнку 4—5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.  

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребѐнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать не сформированных волевых процессов, зависимость поведения ребѐнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.  

В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольнопроверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.  

В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.  

Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечѐнно говорят о нѐм (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом). Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.  

Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально - художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.  

Важным показателем развития ребѐнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Они могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски; начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путѐм вдавливания.  

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети осмысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов еѐ исполнения. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции

— располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.

 Часть , Рабочей программы формируемая участниками образовательных отношений отражает специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и обеспечивает реализацию приоритетных направлений развития ДОУ.

Региональный компонент

В части, Рабочей программы, формируемой участниками образовательных отношений МБОУ «Русско-Пычасская  СОШ» реализует методическое пособие А.М. Комаровой «Мы в Удмуртии живём», в которой отражено региональное содержание образовательной деятельности дошкольной организации.

Цель программы: формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения ребёнка к малой родине, развитие патриотических и гражданских чувств через выстраивание образовательной деятельности на основе семейных традиций, культурных реалий среды, внедрения созидательного потенциала окружения.

Задачи:  

  • Учить называть свой адрес: республика, название деревни (села, города), улица.
  • Продолжать знакомство с культурными ценностями своего населённого пункта (деревни, села, района, города).  
  • Знакомить детей с достопримечательностями и культурными явлениями Удмуртии (театром, цирком, зоопарком, музеем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
  • Продолжить знакомство с этнокультурными ценностями своей республики.
  • Знакомить с традиционными народными блюдами удмуртской кухни (перепечи, табани); элементами национальной одежды.  
  • Продолжить знакомство  с народными музыкальными инструментами (крезь, гумы), народными играми.
  • Познакомить с местными музыкальными коллективами.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к достопримечательностям Удмуртии.
  • Знакомить детей с событиями своего города (района, деревни) через прослушивание, просмотр теле-радиопередач, чтение местных газет и журналов.
  • Прививать чувство сопричастности к культурной жизни своего народа.
  • Пробуждать интерес к издаваемым в Удмуртии детским   журналам и  газетам («Кизили» («Звёздочка»), «Ӟечбур!» («Здравствуй!»).
  • Способствовать употреблению в речи детей названий окружающих предметов, находящихся  в помещениях, на участке и на улице, знакомить  с их характеристиками и назначением.
  • Помогать устанавливать связь между назначением и строением рассматриваемых в своей местности объектов, назначением и материалом предметов повседневного обихода.
  • Формировать представление о людях труда своей местности.
  • Закреплять и расширять представления детей о предметах и материалах, созданных руками земляков  (признаки, целевое назначение, функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функций); на основе этих представлений начать вводить правила безопасности при использовании и хранении отдельных предметов.  
  • Расширять представления детей о природе.
  • Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
  • Расширять представления детей о диких животных Удмуртии (волк, заяц, лиса, медведь, ёж).
  • Расширять представления детей о некоторых насекомых Удмуртии (муравей, пчела, бабочка, жук, божья коровка).
  • Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, рябина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, рыжики и др.), растущими в климатических условиях Удмуртии.  
  • Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях  (бальзамин, фикус, герань, бегония, и др.); знакомить со способами ухода за ними.
  • Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев своей местности (ель,  береза, дуб и др.).
  • Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (голубь, воробей, снегирь, синица), подкармливать их зимой.
  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
  • Поддерживать и стимулировать проявление интереса к природе родного края, к наблюдению за природными явлениями.  
  • Создание игровых мотиваций способствующих развитию познавательного интереса к родному краю.
  • Организация  в группе центров, уголков «Моя Удмуртия».

ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ

 

Основная цель: создание образовательного пространства, направленного на непрерывное накопление ребѐнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.  

Задачи:  

  • сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физической и психической безопасности; создание комфортных условий жизнедеятельности для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;  
  • создание обогащѐнной предметно-пространственной среды, способствующей развитию социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;  
  • совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников;  
  • построение эффективной системы административно-хозяйственной работы в обеспечивающей стабильное повышение уровня оказываемых педагогическим коллективом дошкольной группы МБОУ «Русско-Пычасский детский сад» образовательных услуг.  
  • Продолжить работу по внедрению в воспитательно-образовательный процесс инновационных образовательных технологий.  
  • Продолжить работу по:  
  1. оптимизации оздоровительной деятельности;  
  2. обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей детей;  3) построение педагогического процесса на основе игровых педагогических технологий.  
  1. оказание необходимой консультативно-практической помощи семьям дошкольников.  
  2. обогащение и совершенствование детской речи.  6) обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования.  

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:

 

Литература:

 Познавательное   развитие.

И.А.Помораева  ,В.А.Позина   «Занятия  по   ФЭМП   в  средней  группе»

И.А,Помораева,В.А,Позина    «Занятия  по  ФЭМП  в   старшей   группе»

О.В,Дыбина  «Ознакомление   с  окружающим  в  подготовительной  группе»

А.А.Вахрушева,Е.Е.Кочемасова  «Здравствуй  мир»  (1и2  часть)

О.В.Дыбина  «Ознакомление с  предметным  и  социальным   окружением»(ФГОС)

О.А.Воронкевич  «Добро   пожаловать  в  экологию»

О.А,Скоролупова   «Тематическое   планирование    восп.-образ.прцесса  в  ДОУ»

Т,И.Гризик   «Познаю   мир»

К.Ю.Белвая  «Формирование   основ   безопасности   дошкольников»

Т.Ф.Саулина   «Ознакомление   с  ПДД»

Л.Ю.Павлова   «Дидактические   игры   по  ознакомлению   с  окружающим  детей  4-7  л»

Речевое   развитие.

В.В,Гербова   «Занятия   по  развитию   речи   в  средней  группе»

В.В.Гербова     »Коммуникация     старшая   группа»

С.В.Алабужева   «Обучение    грамоте»

Е.А.Ульева   «Пальчиковые   игры   для   детей  4-7  лет»

Формирование   навыков  связного   высказывания      ФГОС

Художественно-эстетическое   развитие.

Т.Г.Казакова   «Развивайте  у  дошк-ов   творчество»

Т.Н.Доронова  «Природа,искусство  и  ИЗО   деятельность»

Д.Н.Колдина   «Рисование  с  детьми   4-5лет»

Д.Н.Колдина  «Рисование   с  детьми    5-6  лет»

Д.Н.Колдина  «Рисование   с  детьми   6-7  лет»

Д,Н.Колдина   «Аппликация»

Т.С.Комарова  «Занятия   по  ИЗО  деятельности   в   старшей   группе»

Л.В,Куцакова  «Конструирование   и  художественный   труд  в  детском   саду» (ФГОС)

Л.В.Куцакова  «Конструирование   из  строительного  материала»(ФГОС)

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:

 

Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм и методов, используемых в работе с детьми одновременно младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В данной рабочей программе предлагаются варианты объединения детей общей тематикой образовательного процесса, с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста. В освоении темы участвуют дети младшего, среднего и старшего возраста, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой подгруппы детей. Такое тематическое содержание, которое одинаково значимо для детей разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. При одинаковом содержании деятельности дети решают разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне, соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям детей.  

Планирование построено на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому освоение содержания всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной, познавательноисследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании. Предусмотрена такая организация образовательного процесса, чтобы каждый ребѐнок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой деятельности со сверстниками и детьми другого возраста.

Комплексно-тематическое планирование с 2-7  лет

  

Месяц

Недели

Темы недели

1 младшая группа

Темы недели

Старшая разновозрастная группа

Итоговое мероприятие

сентябрь

1

с 1-4 неделю Адаптационный период

День знаний

Экскурсия  в школу на первый звонок

2

Вот и лето прошло

3

Краски осени

Конкурс  «Осенние фантазии» осенние поделки

4

5

Мониторинг  детей

октябрь

1

Наша группа

Детский сад

Экскурсия по детскому саду

2

Осень

Фрукты. Сад

Коллаж  «фрукты»

3

Осень

Овощи. Огород

Коллаж «овощи»

4

Что нам осень подарила

Осень

Праздник осени

ноябрь

1

Мое село

Удмуртия.  Мое село .

Посещение выставки в ДК

«Удмуртия» презентация

2

Мой дом  

Дом и его части

Экскурсия в мини музей

3

Чьи детки

Домашние животные и их детеныши

Презентация «Красная книга Удмуртии»

4

Семья

Я и моя семья

Выставка рисунков «мама- солнышко мое»

декабрь

1

Зима

Зима

Выставка детских работ

2

Дикие животные

Дикие животные

Презентация

3

Дикие животные

Зимующие птицы

Конкурс кормушек

4

Новый год

Новый год

Новогодний утренник

январь

1

2

Зимние развлечения

Зимние забавы

Спортивное развлечение

3

Кто что ест

Продукты питания

Лепка из соленого теста

4

Труд повара и посуда

Посуда

Экскурсия на кухню

февраль

1

Одежда

Одежда. Головные уборы

Изготовление бумажных кукол

2

Обувь

Обувь

Мастер-класс «Валенки»

3

Папа

День защитника отечества

День защитника отечества

4

Мебель

Мебель

Итоговое занятие «откуда пришла мебель»

март

1

Мама

Женский день- 8 марта

Праздник мам

2

Весна

Весна

3

Перелетные птицы

Масленица

4

Труд людей весной

Презентация «Откуда пришел хлеб»

5

Профессии

Экскурсия в больницу

апрель

1

Дорожная безопасность

Наземный транспорт

Изготовление дорожных знаков

2

Дорожная безопасность

Космос

Выставка рисунков

3

Дорожная безопасность

Воздушный и водный транспорт

Детские рисунки

4

Мир труд май.

Мир труд май

Экскурсия в гараж

май

1

День победы

День победы

Экскурсия к памятнику Возложение цветов

2

Рыбы

Обитатели водоемов

Экскурсия к пруду

3

Растения и цветы

Цветы

Посев цветов

4

Насекомые

Насекомые

Выпуск в школу

  Сетка  НОД 

 

         Старшая разновозрастная подгруппа

   Младшая разновозрастная подгруппа

ПОНЕДЕЛЬНИК

1.Рисование                9.20-9-45        

2.Развитие речи                         9.55-10.20               (обучение грамоте)  

3. Физкультурное                      15.40-16.05              

1.Рисование                    9.00-9.10        

2. Физкультурное         10.30-10.40

ВТОРНИК

1. Аппликация/лепка                9.15-9.40

2. Физкультурное                    10.10-10.35

 1. Лепка                         9.00-9.10  

 2 Физкультурное         9.50-10.00

СРЕДА

1. Музыкальное                         9.15-9.40

2. Познавательное (ФЭМП)    10.10-10.35

1.Музыкальное            9.00-9.10  

2.. Познавательное      9.50-10.00

ЧЕТВЕРГ

 1.Развитие речи                            9.15-9.40

2. Рисование                               10.10-10.35

3. Физкультурное на прогулке

1.Развитие речи           9.00-9.10  

2.Физкультурное         9.50-10.00

3. Физкультурное на прогулке

Пятница

1. Музыкальное                         9.20-9.45

2. Познавательное (ФЦКМ)   10.15-10.40

1. Музыкальное              9.00-9.10

2.Сенсорное (развитие речи)  9.55-10.05

 ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЁМ ОРГАНИЗОВАННОЙ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

Дети в возрасте от 2 до 3 лет 10 занятий в неделю длительностью по 10  минут;  

Дети в возрасте от 4 до 5 лет 10 занятий в неделю длительностью по 15 - 20 минут;  

Дети в возрасте от 6 до 7 лет 15 занятий в неделю длительностью по 30 минут.  

  

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  

  

  • организованная – образовательная деятельность;  
  • образовательная деятельность в ходе режимных моментов;  
  • самостоятельная деятельность детей;  
  • взаимодействие с семьями воспитанников; 
  • игры;  
  • беседы;  
  • чтение х/л;  
  • наблюдение;  
  • реализация проектов;  
  • экспериментирование;  
  • дежурство;  
  • просмотр телепередач, мультфильмов;  
  • конструирование;  
  • праздники;  
  • собрания;  
  • открытые просмотры;  наглядная информация и др.
  • ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ  

Физическое развитие.  

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).  

Задачи:  

  • развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация);  
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);  
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;  

 

 Познавательное развитие. 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.  

Речевое развитие.  

  • Владение речью как средством общения  
  • Обогащение активного словаря  
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи  
  • Развитие речевого творчества  
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха  
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы  
  • Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте  

Социально-коммуникативное развитие  

  • Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности  
  • Развитие общения и взаимодействия ребѐнка со взрослыми и сверстниками  
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий  
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания  
  • Формирование готовности к совместной деятельности  
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации  
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.  

Художественно-эстетическое развитие  

Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы  

Становление эстетического отношения к окружающему миру  

  • Формирование элементарных представлений о видах искусства  
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора  
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений  
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной  и др.)  

  

  

  

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ.  В ДОШКОЛЬНОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ:  

  • -ежедневная утренняя гимнастика в дошкольной разновозрастной группе (весеннее – летний период на улице);  
  • -физкультминутки в течение ОД;  
  • -физкультурные занятия (в носках);  
  • -прогулки: дневная, вечерняя;  
  • -сон с доступом воздуха +16 - +19;  
  • -хождение босиком;  
  • -утренний приѐм на улице в летнее время;  
  • -солнечные ванны;  
  • -дыхательная гимнастики;  
  • -элементы обширного умывания;  
  • -воздушно-температурный режим;  
  • -воздушные ванны;  
  • -облегчѐнная одежда;           -мониторинг детского развития.  

  

  

  

   

 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ)  

  

  Создание и обновление предметно-развивающей среды в дошкольной разновозрастной группе связано с ее влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  

 Разновозрастная группа представляет собой систему пространств, в которой развѐртываются определѐнные функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и их полноценным развитием и рассматривается как объект проектирования.  

  Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. Предметно - развивающая среда строиться на основе учета принципов построения развивающей среды.  

  Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы и уровень развитие интегративных качеств детей разновозрастной группы осуществляется 2 раза в год (октябрь, май). В мониторинге используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки. Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям).  

 

  

 

 

 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ  

  

            Дошкольная группа взаимодействует с:   

  • начальными классами  СОШ ;  
  • сельской библиотекой; 

сельским ДК  

 

  

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

  В разновозрастной группе родители принимают активное участие в жизни группы, педагоги используются различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:  

  • посещение семьи;   
  • педагогические беседы с родителями;   
  • тематические консультации;   
  • наглядная пропаганда;   
  • родительские собрания;   
  • телефонные звонки;    совместное проведение праздников.  

  

 

 

 

 Перспективный план работы с семьями воспитанников разновозрастной группы  

 

Название мероприятия 

Цель проведения мероприятия

 

Сроки  

 

Участники мероприятия

Оформление «Уголка для родителей»

  • Распространение педагогических знаний среди родителей.
  • Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.

 

Сентябрь

 

Воспитатели

Анкетирование «Давайте познакомимся»

- Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье.

Сентябрь

Воспитатели Родители

Памятка для родителей 

«Возрастные особенности дошколят».

- Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.

 

Сентябрь

 

Воспитатели

 

Групповое родительское собрание «В детский сад — с

радостью. Адаптация ребенка к детскому саду»

 

  • Знакомство родителей с правилами посещения детского сада; с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей.
  • Выбор родительского комитета группы.

Сентябрь

Воспитатели Родители

Консультация «Всѐ о детском питании».

- Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

Октябрь

Воспитатели

 

Консультация «Игрушки в жизни ребенка»

  • Распространение педагогических знаний среди родителей.
  • Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Октябрь

Воспитатели

 

 

Развлечение

«Праздник Осени»

 

- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

 

 

Октябрь

Воспитатели

Муз. Руководитель Родители

Консультация «Неполная семья.

Особенности воспитания»

  • Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье.
  • Распространение передового педагогического опыта по этой проблеме.

 

Ноябрь

 

Воспитатели

 

Групповое родительское собрание «Экологическое воспитание детей»

 

  • Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой.
  • Распространение педагогических знаний среди родителей.

 

Ноябрь

Воспитатели

Родители

 

Папка передвижка «Здоровый образ жизни»

  • Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни.
  • Распространение педагогических знаний среди родителей.

Ноябрь

Воспитатели Родители

Консультация «Что такое ЗОЖ»

  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

 

Ноябрь

Воспитатели Родители

Консультация

«Что подарит Дед Мороз»

Как дарить новогодние подарки.

- Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. - Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

 

Декабрь

 

Воспитатели Родители

Конкурс творческих семейных работ 

«Ёлочная игрушка»

  • Привлечение родителей к работе детского сада.
  • Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

 

Декабрь

Воспитатели Родители

 

Новогодний утренник

- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

 

Декабрь

Воспитатели

Родители

Муз. руководитель

Консультация

«Организация семейных прогулок»

- Обогащение педагогических умений родителей новыми формами и методами организации прогулки с ребенком.

 

Январь

Воспитатели Родители

Групповое родительское собрание

«Фликеры и безопасность детей на дороге»

 

 

  • Раскрытие темы детского дорожно – транспортного травматизма
  • Привлечение родительского интереса к изучению данной темы.
  • Распространение педагогических знаний среди родителей.

 

 

Январь

 

Воспитатели

Родители

 

 

Конкурс рисунков

«Лучше папы друга нет»

  • Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка
  • Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

 

Февраль

 

Воспитатели Родители

Тематическое занятие ко Дню защитника Отечества

  • Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.
  • Пропаганда активных форм отдыха.

 

Февраль

Воспитатели Муз. руководитель

Конкурс рисунков «Мама, мамочка, мамуля»

  • Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям.
  • Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

 

Март

Воспитатели

Родители

 

 

Утренник ко

Дню 8 марта

- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. - Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

 

Март

Воспитатели

Родители

Муз. Руководитель

 

Консультация

«Взаимодействие детей и животных»

  • Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребенка.
  • Практическая помощь родителям в воспитании детей.

 

Март

Воспитатели

Родители

 

Памятка «Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка»

- Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

 

Апрель

 

Воспитатели

Родители

 

 

Проведение субботника по благоустройству

территории детского сада

  • Формирование командного духа среди родителей.
  • Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада.

-Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями.

 

Апрель

 

Воспитатели

Родители

 

 

Консультация «Ребенок на дороге»

- Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Апрель

Воспитатели Родители

 

Итоговое групповое родительское собрание 

 

- Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.

Май

Воспитатели

Родители

 

 

Анкетирование  

«По результатам года»

  • Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году.
  • Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду.
  • Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.

 

Май

 

 

Воспитатели

Родители

 

Консультация 

«Об особенностях питания детей летом»

  • Внедрение здорового питания в летний период.
  • Профилактика желудочно-кишечных нарушений.
  • Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом.

 

Май

 

Воспитатели

Родители

 

 

 

 

 

 

:  

  • Беседы;  
  • Утреннюю гимнастику;  
  • Упражнения на развитие мышц и моторики артикуляционного аппарата;  
  • Пальчиковые игры;  
  • Повторение песенок, потешек, стихотворений, пословиц, поговорок и т.д.;  
  • Привитие культурно-гигиенических навыков;  
  • Рассматривание предметов и иллюстраций;  
  • Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;  
  • Индивидуальную работу;  

Во второй половине дня воспитатель проводит с детьми:  

  • Занятия по изучению произведений живописи: картин, иллюстраций, альбомов; Беседы;  
  • Экспериментирование;  
  • Индивидуальную работу;  
  • Работу с родителями (беседы, консультации);  
  • Чтение произведений художественной литературы с продолжением;  
  • Развлечения, досуги;  
  • Наблюдение в природе и явлений общественной жизни;  

 

 

Циклограммы планирования совместной деятельности взрослых с детьми по ФГОС ДО. 

Цель: способствовать оптимальному использованию разнообразных форм совместной деятельности, предусмотренных рабочей программой.  

Принципы календарного планирования на основе перспективно - тематического:  

  • Приоритет игровых форм взаимодействия взрослого с ребенком;  
  • Системность и последовательность;  
  • Соответствие возрасту и программному содержанию;  
  • Учет индивидуальных психологических особенностей детей.  

 

Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интересным содержанием, необходимыми и интересными темами. В зависимости от обстоятельств могут вноситься изменения. Последовательность игр, упражнений может меняться в течение дня.  

Циклограмма ежедневного планирования воспитательно – образовательной работы с учѐтом комплексно - тематического планирования с детьми разновозрастной группы по ФГОС ДО.

Совместная работа воспитателя с детьми

Самостоятельная работа детей

Индивидуальная работа с детьми

Младшая подгруппа

Средняя, подготовительная подгруппа

Младшая подгруппа

Средняя, подготовительная подгруппа

Младшая подгруппа

Средняя, подготовительная подгруппа

Утро: приѐм детей, игры, общение, утренняя гимнастика, дежур

ство, подготовка к завтра

ку, завтрак, деятельность после завтрака,

подготов

ка к ООД 

Беседы по теме

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание сюжетных картинок

Повторение с детьми,

дидактическая игра

Дидактическая игра, графический диктант

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВА

ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ

НОСТИ

Подготовка к прогулке. Прогулка: игры, наблюдение, беседы, труд,

 

 экспериментирование,

физкультурно-оздоровительная работа

Наблюдение, подвижная игра, трудовые поручения

Работа с природны выносным обор спортивны

м материалом, игры с

удованием, игры со

м инвентарем

Дидактическая игра, уточнение знаний по тематике

Беседа по тематике, игры со спортивным оборудованием

Возвращение с прогулки, ор

ганизация обеда и сна д

етей

Гимнастические упраж

нения со всеми детьми

Вторая половина дня: подготовка к приему пищи, полд

ник, игры, общение, деят

ельность и досуги по интересам

Подвиж

ная игра

Подготовка к прогу

лке, вторая прогулка

Игры-эксперименты с песком

Опытноэкспериментальная деятельность

Двигательное упражнение

Опытноэкспериментальная деятельность, дидактическая игра

Задания на мелкую моторику

Консультации родителям, уход детей домой

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...