Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
консультация
"Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться".
К. Д. Ушинский
Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Использование
дидактических игр
в трудовом воспитании
дошкольников»
Подготовила: Денисова Елена Владимировна
"Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться".
К. Д. Ушинский
Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.
Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:
сюжетно – ролевая игра.
театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
дидактическая игра.
Сегодня я расскажу вам о дидактической игре. Дидактическая игра – игра обучающая.
Значение дидактических игр огромное т.к. они способствуют усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков полученных в специально организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка во все режимные моменты, развивают умственные способности. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра, как и все виды игр, развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, в дидактической игре «Кому это нужно?» в младших группах воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель усложняет задачу. Подбираются разные картинки с изображением предметов, например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессии, где могут использоваться эти предметы, для чего они нужны. Или попросить найти среди картинок предметы используемые в профессии врача и т.д.
Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия.Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной национальности.
Еще раз повторюсь, что содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы" и др.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
1. Игры с предметами
2. Настольно – печатные игры
3. Словесные игры
Рассмотрим все эти виды по отдельности.
Игры с предметами
Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов), "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-моторных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).
Настольно – печатные игры
Виды настольно – печатных игр:
1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.
Словесные игры
Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Дидактические словесные игры в основном используются в старшем дошкольном возрасте.
Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214375-1362205670.jpg)
Консультация для педагогов "Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"
В консультации описаны три основных вида дидактических игр, используемых в трудовом воспитании дошкольников. ...
Консультации для воспитателей "Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/14/picture-936008-1500042997.png)
Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников
Перечень дидактических игр на разный возраст по формированию представлений о труде....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/24/picture-936851-1500911411.jpg)
Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.
Для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ним...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-25596-1381946694.jpg)
Консультация для педагогов « Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование...
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»
Материал для воспитателей в какие игры играть с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/05/picture-619576-1428254168.jpg)
Консультация для родителей «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников»/
Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Игра соде...