Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.
статья на тему

Сеськина Ирина Дмитриевна

Для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра, незаменима для воспитания дошкольников. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel_seskina_.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.

Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом. Дж. Бруно

Для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра, незаменима для воспитания дошкольников. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:

  • сюжетно – ролевая игра;
  • театрализованная игра;
  • дидактическая игра.

В дошкольном возрасте сюжетно - ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребенка, имеет решающее значение для трудового воспитания, для познания окружающего мира, для его физического и нравственного развития, формирования детского коллектива.

Большое значение здесь имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни: любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. Учитывая, что содержание игры оказывает большое внимание на формирование личности ребенка, необходимо развивать интерес к таким играм, как «Больница», «Семья», «Магазин», в которых формируются доброта, забота и вежливость.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, что позволяет более глубже знакомится с трудом.

Дидактическая игра

Дидактическая игра - игра обучающая, представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Она является средством всестороннего развития ребенка.

Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Формирование знаний о трудовом воспитании в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  • игры с предметами;
  • настольно – печатные игры;
  • словесные игры

Игры с предметами

Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

Настольно – печатные игры

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Виды настольно – печатных игр:

  1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
  2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору? », «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине», и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
  3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
  4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
  5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра «Отгадай, кто это?» Ребенок изображает звук и движение задуманного.

Словесные игры

Игра построена на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

Игра «Угадай профессию».

Цель: Расширять представления детей о профессиях.

Ход игры:

Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Овца — овцевод.

Олень — оленевод.

Сад — садовод.

Цветы — цветовод.

Пчела — пчеловод.

Ведро и швабра—уборщица.

Билет — кондуктор.

Касса — кассир.

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 304с.
  2. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
  3. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М.: Просвещение, 1980.
  4. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.
  5. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
  6. Година Г. Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитаниенравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"

В консультации описаны  три основных вида дидактических игр, используемых в трудовом воспитании дошкольников. ...

Буклет "Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников"

данный буклет будет хорошим помощником в трудовом воспитани дошкольников для воспитателей и родителей...

Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников

Перечень дидактических игр на разный возраст по формированию представлений о труде....

Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей от 3х до 7ми лет....

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

quot;Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться".К. Д. Ушинский          Проблема трудового во...