Проект "Инновации в педагогике"
проект

Ляховченко Евгения Геннадьевна

Проект "Инновации в педагогике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Инновации в педагогике"36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  №190»

Проект

 

«Инновации в педагогике»

                                                             

                                                     Автор – составитель, воспитатель:

                                                     Ляховченко Евгения Геннадьевна

                                                   

                   

г. Иваново, 2018 г.

Инновационный проект «Пальчиковая страна»

Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.

Краткая аннотация проекта

В проекте "Пальчиковая страна" представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа, разработаны комплексные занятия для детей от 2 до 3 лет.

Материалы проекта помогут педагогам активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, обеспечить овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.

       

 Актуальность  проекта:

                                                                Движения руки всегда тесно связаны

                                                                     с речью и способствуют её развитию.

                                     В.М. Бехтерев

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие и показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. С 2–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Вид, тип  проекта:  долгосрочный,  подгрупповой, индивидуальный.

Участники проекта:

Дети группы,  воспитатели, помощник  воспитателя, родители,

музыкальный руководитель.

Цель: создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.

Приоритетная область:

Речевое развитие;

Физическое развитие.

Задачи:    

  • Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире;
  • Развивать зрительно-моторные координации;
  • Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • Формировать умение владеть карандашом, ручкой при помощи самомассажа, игр и упражнений.

Интеграция образовательных областей

Задачи:

«Социально-коммуникативное»

  • Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
  • Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.                                             

«Художественно-эстетическое развитие» 

  • Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.

«Познавательное развитие» 

  • Формировать знания правильно  держать карандаш, ручку.

Срок реализации  проекта

 Январь 2018г. -  Декабрь 2018 г.

Возраст детей: 2-3 года.

Ожидаемые результаты для детей:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие речи;
  • сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;

  •  развитие двигательной активности;
  •  повышение уровня концентрации внимания, памяти;
  •  развитие пространственной ориентации.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • вовлеченность во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
  • повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.

Ожидаемые результаты для воспитателей:

  • повышение теоретического уровня и профессионализма;
  • внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
  • самореализация.

План реализации проекта

Дата

Этап

Вид деятельности

Цель

январь-февраль

проблемный

  • анализ ситуации, разработка диагностического материала;
  • ознакомление с теоретическими основами методик и технологий;
  • определение основных целей, задач, технологии и методики работы;
  • анкетирование родителей;
  • групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику».

поиск решения задач проекта.

март-май

организационный

  • разработка:

-конспектов занятий, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;

-планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;

- консультационного материала для родителей;

  • создание предметно-развивающей среды;
  • консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала;
  • подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:

- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;

     - консультаций для стенда информации.

спроектировать систему работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста;

сентябрь - ноябрь

практический

  • введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
  • Обогащение предметно-развивающей среды.
  • Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
  • Проведение консультаций; семинаров - практикумов с использованием мультимедийного оборудования;
  • родительские собрания;
  • проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
  • Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
  • создание клуба «Мир на кончиках пальцев», плана работы клуба.

реализовать систему работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста

декабрь

итоговый

  • Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:

Презентация проекта.

Открытое занятие «Двигательная активность на прогулке»

Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста».

  • Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста.
  • Анкетирование родителей.

познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей.

Перспективный план

Месяц

Режимный  момент

Совместная  деятельность

Практическая деятельность

Работа с родителями

январь

2018 г.

Игры: «Обведи контуры фигур».

Цель:

доводить обведённый контур до  образа, закрашивать фигуру не  заходя за контур, ровно в одну сторону.

Выкладывание фигур из счетных палочек.

Цель:

развивать воображение,                     сообразительность

Игры из мелкого конструктора, строителя: «Дом и ворота», «Елочка».

Цель:

развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность

 Тренируемся завязывать шнурки.

Рисуем пальчиками «Вышла курочка гулять…»

Игры с бумагой

(рвем, мнем)

Упражнения с мозаикой

Тактильное восприятие (листочки, ягодки, грибочки из разных материалов)

Упражнения с карандашами

«утюжок»

«пианино»

«ладошка»

Упражнение: закрась галочками фрукты, овощи

Поглаживаем ладонь  кончиками пальцев другой руки.

Отпечатываем пальчиками.

Гладим ладошки, загибаем, разгибаем пальчики.

Развитие координации моторики и мелких движений пальцев

Поём вместе с воспитателем песенку и показывать соответствующие движения.

Играем с карандашом, развиваем пальчики.

Гладим ладошки, встряхиваем пальчики.

Консультация для родителей:

«Чем же можно позаниматься с малышами,

чтобы развить ручную моторику?»

февраль

Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур»

Цель:

развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность

Пальчиковые игры: «Мышка», « Зайка»

Цель:

развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Упр. с карандашом «утюжок»

«пианино»

«волчок»

Упр. рисуем точками семечки у цветка.

П. гимн. «паук», «зайчик», «гусь»

Застегиваем змейки.

Обводим по контуру

Упр. «бабочки»,

«елочки», «грибочки»

Играем с карандашом, катаем по столу, крутим на столе двумя пальцами.

Проговариваем потешку и показываем движения руками и пальчиками.

Работаем с детьми со слабо развитой кистью.

Проговариваем, хором потешку, развиваем речь.

Сжимаем и разжимаем пальчики.

Штрихуем готовые образцы.

Изготовление декораций к сказке «Курочка ряба»

март

Творческая работа с бумагой «Мимоза»,

« Цыпленок»

Цель:

 скатывать, рвать ровно, комочки делать по размеру одинаковые, плотные. Регулировать нажим ладошек, чтобы шарики были плотные и не раскрывались. Развивать творческие способности.

Пальчиковые игры: «Дом с трубой»,  «Бабочка», «Одуванчик»

Цель:

развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

  Украшаем платье кукле пуговицами.

Игры с конструкторами.

Игры с водой «Тонет, не тонет», «Кораблики»

Игры с вкладышами.

Упр. обводим круги и овалы по контуру.

Упр.»

Дорисуй улиток».

П. гимн.

«Лодочка», «Миска»

Игры с пуговицами. Найти по цвету, по форме, по величине.

   Играем  с пуговицами.

Выполняем движения пальчиками в соответствии с текстом.

Определяем предметы на ощупь (гвоздик-тяжелый, перышко-легкое)

Поглаживаем пальчиками лицо

Тренируем пальчики, закрепляем названия геометрических фигур.

Показываем пальчиками рожки улитки.

Соединяем ладони.

Тактильное восприятие пуговицы: гладкие, с рисунком, большие, маленькие

Изготовление дидактической игрушки куклы-загадки.

апрель

Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек»,

«Продолжи узор», «Дорисуй»

Цель:

развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер.

Работа с крупой

 « Дорожка»,

« Цветок».

Цель:

развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность

Пальчиковые игры: «Рыбки», «Побежали вдоль реки».

Цель:

развивать мелкую моторику рук, внимание, оптико – пространственное восприятие.

Игры с крупой

Перебираем горох и фасоль.

Перематываем клубочки.

Плетем косички.

Нанизываем на шнурок пуговицы, бусинки.

Потешка: «Киска, киска…»

Упр.» Закрась точками деревья и цветы».

Коллективное рисование пальчиками (ёжик)

Пересыпаем крупу из емкости в емкость

Соединяем большой палец поочередно с другими пальцами руки.

Держим одной рукой клубок, другой рукой наматываем нитки.

Выполняем движения пальчиками в соответствии с текстом.

Тренируем пальчики.

Выполняем упражнения в соответствии с текстом.

Воспитываем усидчивость, развиваем пальчики.

Дополняем пособиями дидактический стол.

май

Рассказывание сказки с использованием игрушек Оригами, рисуем сказку на песке, выкладываем сказку из пуговиц

Цель:

развивать работу обеих рук, сообразительность

Пальчиковые игры: «Влез опенок на пенек», «Птички в гнезде».

Цель:

развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук

Игры с песком, упр. с карандашом «Горка», Качели»

Аппликация «Цветочки» (обрывание бумаги)

Лепим из глины и пластилина цветочки.

П. гимн. «Гнездо», «Цветок», «Корни растений»

«Шнуровка»

Пользуемся липучками.

Д. игра «Оденем куклу на прогулку»

Упр. для ступней ног.

Развиваем мелкую моторику и мускулатуру рук, тактильные рецепторы.

Поглаживаем каждый пальчик.

Закрепляем приемы отщипывания и оттягивания, развиваем пальчики.

Хлопаем в ладошки, топаем ножками.

Тренируем пальчики.

Поочередно шлепаем раскрытыми ладонями по столу, хлопаем в ладоши.

Закрепляем умения застегивать пуговицы, змейки, кнопочки, липучки, завязывать шнурки.

Выполняем массаж ступней ног.

Рекомендации для родителей по закреплению мелкой моторики.

сентябрь

Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук.

Цель: познакомить и заинтересовать детей, привлечь родителей к совместной работе.

Обследование руки детей.

Цель:

выявить отклонения для дальнейшей работы.

П.гимн. «Лодочка», «Замок», «Бабочка».

Беседа на тему «Семья».

П.гимн. «Миска», «Стол», «Стул».

Беседа на тему  «Прогулка».

Рисуем с детьми пальчиками цветочки. (гуашь).

Упражнения с грецкими орехами.

Играем с детьми с крышками.

Упражнение «Дорисуй дождик».

Тренируем пальчики детей:

Разгибаем пальчики в соответствии с текстом.

Работа с детьми со слабо развитой кистью рук.

Сгибаем и разгибаем пальчики.

Рисуем пальчиками.

Соединяем и раскрываем пальчики.

Тренируемся откручивать и закручивать крышки.

Соединяем поочередно большим пальцем все пальцы рук.

Изготовление папки–передвижки «Мелкая моторика рук».

октябрь

Работа  с карандашом.

Игры на развитие 3-х пальцев.

Цель:

формировать знания у детей правильно держать карандаш.

Работа с природным материалом.

Цель:

развитие творческих способностей, учить  располагать композицию из природного материала на листе.

Игры: «Подбери по форме»,  «Составные картинки».

Цель:

развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность

Игры с пуговицами.

Цель:

знакомство с техникой безопасности при игре с мелкими предметами.

Играем с крышками.

Беседа об овощах.

Тренируемся пользоваться шпингалетом.

П. гимн. «фонарики», «дождик».

Д. игра «Веселые ежики»

Игры с камешками.

П. гимн. «вилка», «солдаты».

Закрепляем цвет, форму крышек.

Продолжаем тренировать пальчики детей.

Тренируем мелкую моторику рук.

Учимся с детьми скрещивать пальчики.

Играем с прищепками, развиваем пальчики.

Имитируем игру на дудочке.

 Выкладываем из камней солнышко, домик.

Заучиваем потешку, развиваем речь.

Изготовление дидактической игрушки «Черепашка»

ноябрь

Игры с мелким строительным материалом.

Цель:

развивать  координацию движений, воображение, мышление.

Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи - фрукты».

Цель:

закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур.

Игры: «Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки».

Цель:

развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность.

Игры с матрешками.

Украшаем божью коровку (точки на спинке, пластилин)

Игры со стройматериалом. «Лего»

Лепим из глины сушки, печенье.

Игры с пирамидками.

Упражнение «нарисуй дорожку»

Игры с бумагой

Игры с мозаикой.

Разбираем, собираем  матрешки.

 «Бегаем» пальчиками по столу.

 

Собираем дома, дорожки, развиваем фантазию.

 Выполняем движения в соответствии с текстом.

 Снимаем и одеваем колечки, тренируем пальчики.

 Шлепаем ладошками по столу.

Рвем бумагу, ищем в ней спрятанную игрушку.

Развиваем речь, тренируем пальчики.

Родительское собрание «П. игры как средство развития речи и мелкой моторики рук»

декабрь

Рисование крупой

Цель:

выкладывать орнамент  на полосе, на круге.

Шнуровка: «Платье», «Сапожок», «Сумка»

Цель:

развивать вручную умелость, фантазию

Рисование пальчиками «Снежинки»,  «Ёлочки», «Снеговики».

Цель:

развивать тактильную чувствительность.

Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...».

Цель:

развивать координацию движений

Играем в камешки.

Песня «Ладушки»

Играем с крышками.

Тренируемся застегивать кнопочки.

Рисование. «Цыплята гуляют на лугу».

П. гимн. «Солим суп», «бабочка»

Упр. «кольцо», «коза», «заяц», «вилка»

Закрась точками платье девочки.

Выкладываем рыбку, солнышко

Кладем кисти

обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем их на тыльную сторону.

Тренируем пальчики

 Поглаживаем пальчики, проговариваем слова, развиваем речь.

 Скручиваем салфетки в шарик.

 Соединяем и скрещиваем пальчики.

Учимся сгибать и разгибать пальчики

Вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение общению, развитие речи

Изготовление дидактической игры «Цветочек»

Эффективность:

- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);

- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д.;

- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;

- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;

- у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим;

- дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;

- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей.

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум.

Необходимо:

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, которая положительно влияет на совершенствование речи.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой моторики, а также по развитию речи.

3. Создавать предметно-развивающую среду для совместной и индивидуальной деятельности (свободный доступ предметов: трафареты, пластилин, бумага, бросовый материал, конструктор и т.д.).

 

Вывод:

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Методическая литература:

1.Основная образовательная программа  ДОУ.

2.Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.

3. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.

4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.

5. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/

6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.

7. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./

8. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.

9. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.

10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.

11.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.

12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.

13. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.

14. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

15. Методы обследования речи детей / Под. общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004.

16. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.

17. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

18. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.

19. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...