Проектная деятельность "Соцветие народов"
проект (средняя группа)

Хахалашова Анастасия Анатольевна

Проектная деятельность "Соцветие народов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_-sotsvezdie_narodov.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №19

143405, Московская область, г. Красногорск, Павшинский бульвар, дом 42.

Тел./факс:8-495-746-89-44, 19det-sad@mail.ru

«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ д/с №19

     ______________И.Н. Блинкова

                            « 28 » августа 2020г.

Проект для старшей группы

«СОЦВЕТИЕ НАРОДОВ».

Провела: Хахлашова А.А.

Красногорск, 2020

Паспорт проекта.

Краткосрочный проект в рамках проектной недели художественно-эстетического развития «Национальные праздники народов России»: «СОЦВЕТИЕ НАРОДОВ»

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Актуальность:

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте  ситуативные. То есть детей может тронуть  только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но возникшее чувство может угаснуть. В наш детский сад, и в наши группы, ходят дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, башкиры, армяне, таджики, белорусы. Общаясь с детьми в группах, мы заметили, что не все дети знают, свою национальность. Чтобы повысить интерес воспитанников к своей национальности и привить дружеские отношения к людям разных национальностей населяющих Россию, мы решили провести проект «Соцветие народов». Участие ребенка в данном проекте позволит глубоко развить чувство гражданственности и патриотизма.

Цель:

- формировать у детей понятия «МЫ - РОССИЯНЕ» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;

- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Задачи:

- углублять и уточнять представления о Родине — России;

- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);

- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;

- обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, сказках народов России;

- прививать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;

- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

Ожидаемый результат:

- Воспитанник имеет представление о России как о многонациональной стране;

- имеющий представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов;

- сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам;

- формируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественно-продуктивной деятельности.

Вид проекта: групповой, познавательно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели), с 16.03.2020г. по 27.03.2020 г.

Участники проекта: воспитатели - 2, музыкальный руководитель, дети старшей группы-26 человек, родители воспитаннико-15.

 

План реализации проекта

Что мы знаем? Что мы хотели бы узнать? Где мы можем узнать?

- Мы знаем, что Россия многонациональная страна.

- Какие национальные наряды носили: русские, татары, украинцы, чуваши, чеченцы, армяне, белорусы, чукчи, черкесы, алеуты?

- Какие традиции и праздники у этих народов?

- Какое, национальное блюдо готовят?

Спросить у взрослых

- Познавательная литература

- Обучающие презентации.

1 этап - Подготовительный:

- Выбор темы и составление проекта;

- определение целей и задач проекта;

- сбор информации, подготовка;

- сбор информации, подготовка методической литературы по теме проекта;

- составление перспективного плана проектной деятельности.

2 этап – Практический:

- Взаимодействие воспитателей с детьми.

- Взаимодействие с родителями.

- Взаимодействие социальными партнерами.

- Продукт деятельности.

Понедельник, вторник: Знакомство с культурой русского народа.

Познавательная беседа:

- Беседы «Россия родина моя», «Национальные костюмы народов России».

- Беседа «Праздники, которые отмечались на Руси».

Чтение художественной литературы: З.Александрова «Родина», С.Баруздин «Страна, где мы живём»,  В.Баснер,М., Матусовский «С Чего начинается Родина?»

Театрализованная деятельность:

- Разыгрывание сказки для детей «Лиса и волк»

Среда, четверг: Знакомство с культурой татарского народа.

Познавательная беседа:

- Беседы  «Есть такая республика Татарстан!», «Татарские народные традиции и культура», «Национальные костюмы  татарского народа».

- Беседа «Татарские национальные праздники».

Чтение художественной литературы: Знакомство с творчеством А. Алиша, М. Джалиля, Г. Тукая, заучивание стихов Г. Тукая (на усмотрение педагогов)

Театрализованная деятельность:

- Разыгрывание сказки для детей «Волк и заяц»

Пятница, понедельник: Знакомство с культурой башкирского  народа.

Познавательные беседы:

- Беседы «Я познаю Башкортостан», «Быт и традиции народов Башкирии»,

- Беседа «башкирская национальная одежда, инструменты, музыка».

Чтение художественной литературы:  башкирские народные сказки: «Благодарный заяц», «Как собака нашла себе хозяина», «Ленивая девочка».

Театрализованная деятельность:

-Разыгрывание башкирской  народной сказки «Лиса - плотник» 

Вторник, среда: Знакомство с культурой казахского  народа.

Познавательная беседа в группах всех возрастных групп ДОУ:

- Беседы  «Есть такая Республика Казахстан», «Быт и традиции народов Казахстана», «Знакомство с казахскими народными инструментами»: домбра, кобыз, шындауыл, асатаяк. (Просмотр иллюстраций), «Знакомство с национальной одеждой»: комбол, тюрпан, шапан, бюрик. (Просмотр иллюстраций).

- Беседа «Знакомство с традициями и бытом казахского народа» (Просмотр иллюстраций).

Чтение художественной литературы: казахские народные сказки «Жадный бай и Алдар-Косе», «Волк и лиса».

Театрализованная деятельность:

-Разыгрывание казахской народной сказки «Волк и лиса».

Четверг, пятница:  Знакомство с культурой армянского  народа.

Познавательная беседа в группах всех возрастных групп ДОУ:

- Беседы  «Путешествие в Армению», «Танцы и песни армян», «Природа Армении», «Традиции и обычаи народа», «Ремёсла и быт армян». (Просмотр иллюстраций).

Чтение художественной литературы: армянские народные сказки - «Бесхвостая лиса»«Заказчик и мастер»«Золотая монета»«Сказка о бедняке и его жене».

Театрализованная деятельность:

-Разыгрывание армянской народной сказки «Собака и волк».

Работа с родителями:

-Анкетирование родителей по теме:

Анкета для родителей
Уважаемые родители!
На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету, результаты которой помогут нам выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.

1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?
- положительно;
- отрицательно;
- равнодушно.
2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?
- да;
- нет;
- не знаю.
3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?
- да;
- нет;
- не знаю.
4. На каком языке вы произнесли первые слова?
5. А на каком говорите сейчас?
6. Какие песни и танцы вам больше нравятся?
- соседних народов;
- национальные;
- эстрадные;
- зарубежные.
7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?
8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?
9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?
10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:
- быть терпимыми к их национальным особенностям;
- быть с ними настороже.
11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?
- нет;
- да.
12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:
- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;
- чтоб он не общался с ним.
13. Что такое толерантность?
- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- готовность быть терпимым, снисходительным;
- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?
- да;
- нет;
- не знаю.
15. Для того чтобы не было войны
- нужно понимать, почему они происходят;
- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?
- говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;
- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;
- или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;
- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.
Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.

 - Совместный поиск информации по теме проекта;

- Беседы с детьми о национальностях (русские, татары, башкиры, казахи, армяне);

-помощь в сборе материала о национальностях о данных национальностях  для оформления общего музея в ДОУ (ответственные все воспитатели ДОУ, родители)

- помощь в  пошиве  костюмов для кукол данных национальностей.

- помощь в оформлении фотовыставки “Люди разных народов” (все возрастные группы – ответственные воспитатели всех возрастных групп)

- Совместная музыкальная деятельность ;

продуктивная деятельность:

- помощь в изготовлении альбомов «Русский, татарский, башкирский, казахский, армянский национальный костюм/музыкальный инструмент».

- помощь в изготовлении  книжек –самоделок о каждой народности.

Работа педагогов: изготовление!

Подвижные игры: «Краски», «Фанты», «Горелки», «Лапта», «Тимербай», «Тюбетейка»,

Настольно–печатные игры: «Богатыри земли русской», «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки" и т.д. по данным национальностям.

Дидактические игры  «Чей костюм?»; «Пазлы народы России»; «Узнай наш флаг (герб)».

Художественное творчество:

- Рисование «Золотая хохлома»

- Лепка «Дымковская барышня».

- Рисование "Глиняный кувшин"(Армения)

- Рисование «Мир национальных узоров», «Тюбетейка».

- Аппликация «Украшение аппликацией сапог-ичигов», «Узорное оформление аппликациями калфака»

Рисование «Кукла в национальном костюме»

3 – этап заключительный

- Организация выставки “Национальные куклы”.

- Организация фотовыставки “Люди разных народов”.

- Оформление Альбомов «Русский, татарский, башкирский, казахский, армянский национальный костюм/музыкальный инструмент».

- Изготовлении  книжек –самоделок о каждой народности.

 Итоговое мероприятие: презентация проекта «Соцветие народов», изготовление стенгазеты «Соцветие народов».

Дети:

- Знают столицу своей Родины, достопримечательности, знают флаг, герб, гимн России.

- Знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.

- Называют представителей других национальностей, населяющих Родину, уважают их культуру и традиции.

- Знают национальные игры, с удовольствием в них играют.

Социальный эффект: вовлечение воспитанников в этот проект дала

возможность создать среду для патриотического воспитания и духовного развития подрастающего поколения. Разбудила интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.

Продукты:

1) Выставка «Национальные куклы»

2) Фотовыставка “Люди разных народов”.

3) Альбомы «Русский, татарский, башкирский, казахский, армянский национальный костюм/музыкальный инструмент».

4) Книжки –самоделки о каждой народности.

Список использованной литературы:

1. – Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи.

Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,

2010. – 32с., + цв. Ил.

2. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для

реализации государственной программы «Патриотическое воспитание

граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И

доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).

3. 148с. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:.

«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с

4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном

учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост.

Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность по культуре народов Севера".

Культура  народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение н...

Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа.

Результативность проектного метода в ознакомлении детей с историей русского народа....

Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа на тему: «Масленица».

Соприкосновение с народным искусством и традициям, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дет...

Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

«Проектная деятельность как важное средство приобщения дошкольников среднего возраста к культурным традициям народов мира»

В настоящее время актуальна проблема воспитания основ культурных традиций народов мира у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Приобщение детей к истокам народной культуры одн...

Использование проектной деятельности в работе с родителями в группе детей с ОВЗ в условиях ФГОС. Проект «Все народы в гости к нам» опыт работы".

Актуальность :Одной из задач определённых федеральным  государственным образовательным стандартомдошкольного образования (ФГОС ДО) в работе с родителями является:... объединения обучения и воспит...