Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»
статья (подготовительная группа)

Хахалашова Анастасия Анатольевна

Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_matematika-sensorika.docx47.64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №19

143405, Московская область, г. Красногорск, Павшинский бульвар, дом 42.

Тел./факс:8-495-746-89-44, 19det-sad@mail.ru

Доклад: «Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики»

Докладчик:

воспитатель Хахлашова А.А.

г. Красногорск, 2020 г.

«Актуальные проблемы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников средством развития сенсорики». 

 

Стремительное обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человеку необходимо воспринимать и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим в Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования заложены задачи для дальнейшего познавательного развития ребёнка.

Достижимым для познавательного развития ребенка является  применение различных способов и методов обучения и воспитания дошкольников. Одним из таких методов является сенсорное развитие. С процессов ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств) начинается познание человеком окружающего мира. Известно, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов. Развитая сенсорика является основой для совершенствования практической деятельности современного человека.

Сенсорное развитие ребёнка имеет также прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств и качеств предметов необходимо для успешного обучения ребёнка и для овладения многими видами деятельности.

Проблему развития сенсорных способностей в процессе познавательной деятельности рассматривали такие педагоги-психологи как Л.А. Венгер, Н.В. Микляева, Л.Ф. Обухова, А.П. Усова и многие другие. Ими доказано, что именно в дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Развитие сенсорного восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных обществом «сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов. От того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат содержательной деятельности, увлекающей ребёнка.

Сторонник сенсуализма Ж. Руссо полагал, что сенсорное воспитание предшествует умственному. «Всё, что входит в человеческое мышление, проникает туда при посредстве чувств… – писал он. – Чтобы научиться мыслить, надо упражнять наши органы чувств, которые являются орудиями нашего ума».

Большой интерес к проблеме сенсорного развития проявляла педагог М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии она разработала концепцию сенсорного развития и воспитания. Подчёркивая тесную взаимосвязь сенсорного и математического развития ребёнка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его математическое развитие.

Дети дошкольного возраста проявляют интерес к таким математическим категориям как количество, форма, пространство и время. Данные категории помогают дошкольникам лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических понятий. Для формирования элементарных математических представлений предлагается сделать акцент на сенсорном развитии – целенаправленном формировании эталонных представлений о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов, их положении в пространстве.

На сегодняшний день возникла потребность обобщения достижений прошлого в области сенсорного восприятия, систематизации рекомендаций по совершенствованию сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику развития математических способностей. С точки зрения Л.С. Выготского понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт в дошкольных образовательных организациях показывают, что правильно организованные и систематически проводимые занятия по сенсорному воспитанию обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.

Вопросам математического развития дошкольников посвящены работы таких методистов как Н.Л. Гребенникова, Л.А. Венгер, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова, Е.И. Щербакова и др. По мнению авторов, дошкольник, получая необходимый чувственный опыт познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике, приобретает элементарные математические представления.

Достоянием сенсорного опыта становится ориентировка в свойствах и отношениях объектов, умение воспринимать одно и то же явление окружающего мира, а также действие с разных позиций. При этом математическое развитие ребёнка становится более совершенным. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение элементарными математическими представлениями.

Перед сенсорным воспитанием стоят разные  задачи:

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

В среднем дошкольном возрасте:

 - формируются сенсорные этапы – устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

- формирование сенсорных эталонов;  

- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух –  т.е различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв  (при усвоении грамоты). Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов.

Выделяют эталоны:

- цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый),

- формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.),

- величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.),

- вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный),

- обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.),

- времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето),

- эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.),

- эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя:

– формирование сенсорных эталонов

– обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

Развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Успешное овладение математическими понятиями находится в прямой зависимости от развития воспитания, т.е. сенсорного развития детей.     Специальная работа по формированию математических представлений ведётся на протяжении дошкольного детства в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой в детском саду.

Дети получают элементарные представления о множестве и числе, об отношениях величин, о простейших геометрических фигурах, об основных пространственных направлениях и отношениях между предметами.

Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, специализация дошкольного образовательного учреждения, имеющейся материальной базы и от многих других обстоятельств.

Обучение ребёнка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью, являясь базой для обучения ребёнка многим другим предметам. Не следует забывать, что для прочного усвоения знаний собственно занятий по элементарной математике не достаточно. Необходимо использовать и закреплять эти знания на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. Не менее важно и опосредованное обучение при проведении игр, досугов, праздников. Математические занятия дают в определённой системе и последовательности, при этом доза нового должна быть небольшой, посильной для усвоения. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно. Дошкольники усваивают небольшое количество математических терминов: названия геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник).

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения.

Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например, в работе по развитию ориентировки в пространстве.

С детьми, пропустившими более одного занятия, занимаются индивидуально, чтобы не допустить их отставания от остальных ребят.

Изучение нового материала включает три вида работ:

- во-первых, педагог показывает и объясняет новые задания, демонстрирует образец, выявляет свойства и связи математических объектов. Дети наблюдают за действиями педагога, слушают его указания, дополняют, отвечают на вопросы;

- во-вторых, некоторые дети выполняют индивидуальные задания под непосредственным контролем воспитателя, остальные дети наблюдают, слушают, вносят исправления, отвечают на вопросы;

- в-третьих, дети самостоятельно работают с раздаточным материалом, овладевая новыми умениями, навыками;

        

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. Нахождение предметов в пространстве. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К 5 годам ребенок, как правило, уже знает основные цвета спектра, кроме голубого и фиолетового. В 5–6 лет можно переходить к формированию представления о последних двух цветах. Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его с светлыми оттенками синего.

Усвоение эталонов формы предполагает узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и тому подобное. В пять лет ребенок уже должен знать 5 основных фигур – квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее, необходимо вводить новые фигуры – трапецию, ромб и пятиугольник, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и трапеций (с разным соотношением осей сторон). Главное чтобы ребенок мог различать их на глаз. Закреплению знаний способствуют игры, где ребенок самостоятельно изображает, а затем вырезает различные геометрические фигурки.

   Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

В настоящее время развитие математических способностей дошкольников оставляет желать лучшего. Анализ результатов выполнения диагностических заданий позволил выявить основные положения причины затруднений детей:

а) недостаточное развитие аналитического восприятия: это умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества сегментов, сочетать цвета под определенное условие.

б) ребёнок проявляет недостаточное службы желание изменения сравнивать предметы нафондов глаз, путём наложения, приложения (не общества может выражать в речи количественные, пространственные, временные положения отношения между предметами, пояснить последовательное службы увеличение изменения и уменьшение изменения их по продукции количеству, размеру);

в) ребёнок выражает стихийный интерес к обследованию предметов зрительно развития и осязательно-двигательным способом с целью определения их формы (не общества может сам по продукции себе находить и применять способ определения формы, размера предприятия предметов, геометрических фигур, группировать их по продукции  признакам);

г) у ребёнка деятельности отсутствует умение изменения зрительно развития воспринимать величины, количества, свойства организации предметов, сосчитывать, сравнивать с целью доказательства организации равенства организации или неравенства, ориентироваться в пространстве и времени.

д) периодические пропуски занятий детьми по болезням.

 Такая статистика диктует нам необходимость создавать условия для повышения уровня математического развития детей дошкольного возраста. Разрабатываются методические приёмы повышения уровня математического развития дошкольников с помощью сенсорного восприятия.

Считается, что математическое развитие дошкольников будет идти эффективней при организации следующих психолого-педагогических условий:

– разработка комплекса игр-занятий, соответствующих по цели развитию математических способностей у детей, посредством сенсорного восприятия;

– совместная деятельность «педагог – родитель – ребёнок» в области сенсорного и математического развития детей;

– ведение просветительской работы с родителями в виде консультаций;

– создание и применение дидактических пособий по формированию элементарных математических представлений посредством развития сенсорного восприятия;

– создание развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада.

Для формирования восприятия изменения цвета, формы, закрепления понятия «большой – маленький»; названия цветов, геометрических фигур, величин; пространственных отношений: «справа-слева», «спереди-сзади»; совершенствования  умения  применять пространственные положения ориентиры: «вверху-внизу»; формирования умения изменения соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами, на фондов основе наглядности устанавливать равенство управления (неравенство) групп предметов, называть числительные положения по продукции порядку используют разнообразные дидактические игры и пособия:

- Лото, домино, пазлы, настольно - печатные игры, шашки.

- Игры с чудесным мешочком, тактильными мешочками.

- Танграм, шнуровки, бусины, пуговицы, крышки, денежные знаки, счетные палочки.

- Разнообразный раздаточный материал и двухполосные карточки.

- Изготовила: конструктор из липучек, палочки из синильной проволоки, тактильную книгу.

- Родители совместно с детьми сделали своими руками разнообразные геометрические фигуры.

Игры на развитие тактильных ощущений:

    "Чудесный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы"  (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

 Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь"

 Ребенку предлагают на ощупь определить какой материал он трогает Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью, шелком.

"Узнай фигуру"

 На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Что внутри?"

 Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

 «Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Восприятие пространства: «Найди игрушку» Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от...,ниже/выше... и т.д)

«Какая фигура лишняя?»

Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Варианты:

- группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.

«Составь целое из частей»

Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.

Варианты:

- составить конструкцию по памяти, по описанию;

- составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).

«Определи правильно»

Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:

Восприятие величины: Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.

Восприятие цвета: «Подбери пару по цвету»     

Необходимо найти  пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.

«Сравни предметы по высоте»

«Разложи по размеру»

Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.

Варианты:

- дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.

«Расставь по порядку»

Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:

      1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;

      2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

«В какую коробку?»

Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

«Дальше — ближе»

По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

 

«Собери гусеницу»

Цель: собрать гусеницу из разных цветов (холодных, теплых), начиная с темного до светлого, и наоборот.

 

«Сплети коврик из цветных полосок»

Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.

 

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

 

«Неразлучные цвета»

Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).

«Какие цвета использованы?»

Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.

Используем   различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

      Хороший эффект дает использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.

      Можно изготовить «Осязательные ванны» - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

      «Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ"

Презентация личностно-ориентированного подхода для формирования  математических представлений у дошкольников с ОВЗ...

Выступление на педсовете "Развитие игровой деятельности в соответствии ФГОС ДОУ". Доклад: «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

В развивающих играх Никитина  - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно п...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».

Доклад к педагогическому совету на тему:«Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».Подготовила воспитатель: Жучкина.Т.А. (2февраля 2016 года)....

«Развитие элементарных математических представлений старшего дошкольника средствами агроэкологии»

На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, возрастает роль интеллектуального развития дошкольника. Одной из централ...

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у старших дошкольников

В данной работе используются разнообразные игры, как средство развития ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....

2020-2024г. Презентация опыта работы по теме: «Круги Луллия, как средство развития элементарных математических представлений у старших дошкольников»

Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время  обучения. Далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точн...