Доклад к педагогическому совету на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».
консультация по математике

Жучкина Татьяна Александровна

Доклад к педагогическому совету на тему:

«Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».

Подготовила воспитатель: Жучкина.Т.А. (2февраля 2016 года).

     Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

     интеллектуальных  игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала   

     и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

     Интеллектуальная игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование

     мыслительного процесса.

     Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и   

     легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает     

     новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память,   

     учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно    

     впитывая неоценимый опыт общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_ped.sovetu_zhuchkinoy.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету на тему:

«Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».

Подготовила воспитатель: Жучкина.Т.А. (2февраля 2016 года).

     Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования

     интеллектуальных  игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала  

     и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

     Интеллектуальная игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование

     мыслительного процесса.

     Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и  

     легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает    

     новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память,  

     учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно    

     впитывая неоценимый опыт общения.

     В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт  

     использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике.

    В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием:  

    сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева);  

    обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры,  

    направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, З. А. Михайлова),  

    строительно-конструктивные игры.

          В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения,

          учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать выводы.

    Работа это непростая и требует чёткой продуманной организации.

    В. Новикова считает совершенно необходимым учитывать следующее:

    - обучение дошкольников началом математики должно проходить в игровой и  

      практической деятельности детей, связанной с решением проблемных задач;

    - значительное место на всех этапах обучения следует отводить поисковой

      деятельности детей;

    - в ходе выполнения заданий у ребёнка должна возникать потребность в тех или

      иных знаниях.

        В играх дети знакомятся с разными свойствами предметов – цветом, формой,

        величиной, сравнивать их, группируют по отдельным признакам, учатся

        ориентироваться в пространстве и времени. При этом тренируют внимание, память,

        развиваются умственные способности.

        На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и

        игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, воспитатель закрепляет, углубляет    

        и расширяет математические представления детей, а главное одновременно решаются

        обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную  

         нагрузку.

        Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко

        использовать дидактические игры.

 Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного  

 из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре  

 занятий по формированию элементарных математических представлений

 определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может  

 быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на  

 выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе,

 особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

      В формировании у детей математических представлений широко используются

      занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые

      упражнения.

             Дидактические игры делятся на:

            - игры с предметами

            - настольно-печатные игры

            - словесные игры

      Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно  

      использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры  

      головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

      Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое    

      отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и  

      вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с  

      усложнением.

      В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для    

      игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия,  

      правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены

      особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного

      возраста.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

                                                                 Заключение:

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование,  при формировании у ребенка элементарных математических представлений,  системы специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширит его математический кругозор,  будет способствовать математическому развитию, повысит качество математической подготовленности, позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

При использовании на занятиях математикой разнообразного занимательного материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к. эмоционально вовлечены в занятие.

                                                                11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений»

Цель: расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр;- выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр;- классифицировать интеллектуальные игры;- созд...

Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"

Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней ребята охотно прео...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

"Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений"

Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений"...