Доклад на педагогическом совете на тему "Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений".
материал

доклад на педагогическом совете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_teatr_po_matematike.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная  игра как средство развития у дошкольников математических представлений.

«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во все вашей работе» ( М.И. Калинин).

 Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.. Все эти качества ,которые вы видите на экране пригодятся детям, и не только в обучении математике. Математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задач. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения., зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами..

 В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. . Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика неограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.. И театр здесь, как связующее звено между игрой детей и их развитием. Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание.

По программе "радуга "в средней группе предлагаются театрализованные истории в виде математического театра в коробке. На каждое занятие приходит сказочный персонаж  и итоговым занятием выступает математический спектакль.,где дети должны сами выступать в роли чисел, с которыми они познакомились в течении года. В своей работе я использую только некоторые моменты

Русские народные сказки как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. В сказках содержится большое количество математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.

Например, дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Пересказывая сюжет сказки, ребёнок прибегает как к пантомимическим действиям (показ величины руками), так и к словесному определению величины (большая репка / маленькая репка). Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек .

На материале этой сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа и т.д. Вначале репку тянул один дед, или, например, дед и баба не смогли вытянуть репку, так как их было мало и им было трудно справиться с этой работой. Понять сказку и ответить на любимый взрослыми вопрос, который является кульминационным «Кто же вытянул репку?» - можно только в том случае, если дети владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько» и т.п.

Сказка "Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. А можно разыграть сказку при помощи игрушек.

С помощью сказки «Колобок» можно изучить математическую фигуру – круг. Посмотрите, это же герой какой-то сказки, как его зовут? (Колобок). Кто мне скажет да какую фигуру он похож? Давайте мы сделаем круг (дети выходят из-за столов). Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушёл. - Ребята, давайте подумаем, какие ещё предметы похожи на круг (ответы детей).

Сказка "Колобок" особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

Прочитав сказку "Три медведя", можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

С помощью этой же сказки можно познакомить детей с цифрами. Например: Сегодня к нам в гости придут наши старые друзья. Кто? Вы можете узнать это, отгадав следующую загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: кто герои этой сказки?» (Три медведя). Сегодня мы с вами познакомимся с записью числа 3, с цифрой 3. Каких предметов в этой сказке было по три? (Три стула, три кружки, три кровати, три подушки и т.д.).или например Сегодня мы познакомимся с числом три. Какие сказки вы знаете где встречается три героя, три вещи(Три медведя, три поросенка).

При ознакомлении со сказкой «Лиса и заяц» целесообразно задать вопросы: «Сколько зверей пыталось помочь зайцу? Кто первый пришёл на помощь? Каким по счёту был петух?».

Обсуждая сказку «Волк и семеро козлят», дети отвечают на математические вопросы: «Каких героев по одному? (волк, коза), а сколько козлят?» (Семь). «Сколько козлят съел волк, если один спрятался?» (Шесть). При прохождении порядкового счёта можно применить кукольный театр «Волк и семеро козлят». Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мама – коза привела к нам своих ребят. Посмотрите, какие они нарядные. Первый козлёнок - в красном сарафане, второй в белой рубашке, третий - в зелёном, четвёртый - голубом, пятый - в коричневой, шестой - в синем, седьмой - в жёлтом… Одновременно мы усваиваем порядковый счёт и закрепляем цвет.

В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т.д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

Дошкольники должны научиться не только решать задачи, но и составлять их. Сначала им можно давать готовые задачи и предлагать составить вопросы к ним. Например: «Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Сначала дед бил, бил не разбил. Потом баба била, била не разбила». Работая над данным текстом, ребенок может придумать следующий вопрос: «Сколько всего человек били и не разбили яичко?»

Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать математические настольные игры по сюжетам русских сказок, с помощью которых дети закрепят навыки счёта в пределах десяти, а также выполнят действия на сложение и вычитание.

Влияние фольклора, художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений.

Таким образом, для развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития дошкольников в процессе обучения целесообразно использование русских народных сказок. Они с помощью образных средств делают математический материал для детей более понятным и доступным, открывают и объясняют ребёнку особенности различных свойств и отношений. Дети быстрее приобретают навыки счёта, усваивают геометрические понятия, представления о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках. Организация обучения через сказку, драматизацию по мотивам русских народных сказок поддерживает интерес ребенка к математике. Важно отметить, что возрастает активность в освоении предметной области, демонстрации собственных достижений обучения, что позволяет детям обрести субъектную позицию.

У нас в метод.кабинете есть журнал"ребенок  в детском саду".Там есть очень интересные занятия по математике с использованием сказок.Я выписала номера.может кому то пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Состояние работы коллектива ДОУ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Театрализованная игра, как средство развития у дошкольников математических представлений

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.Основной ...

Доклад на педагогическом совете "влияние фольклорных жанров на развитие речи дошкольников"

Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, ...

Доклад на педагогическом совете "ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" (2019 г.)

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. ТРИЗ – это...

Доклад на педагогическую конференцию "ТРИЗ - педагогика как средство развития творческого воображения старших дошкольников"

Данный материал позволяет познакомиться с ТРИЗ - педагогикой, как игры, методы ТРИЗ способствуют развитию творческого воображения у старших дошкольников....

Театрализованная игра, как средство развития у дошкольников математических представлений

Театрализованная игра, как средство развития у дошкольников математических представлений...