Сообщение из опыта работы «Социализация детей в игре»
статья

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

 

 

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Социализация детей в игре»

Воспитатель

МАДОУ «Малиновский д.сад»:

Абрахимова Р. М.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. В нашей группе освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны, имеются театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр, строительный, моторно-двигательный уголки, и т.д.

Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. В каждом коллективе есть лидеры, дети сомневающиеся, есть которые требующие к себе постоянного внимания.

Для сплочения и выражения своих положительных чувств играем в игру «Объятия».

 Предлагаю детям встать в большой круг. Затем прошу детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинаю с легкого  маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.

После игры задаю вопросы:

-Понравилась ли вам игра?

-Почему хорошо обнимать других детей?

-Приятно вам, когда вас обнимают?

- Часто ли вас обнимают?

Для  развития социальной компетентности, мыслительной активности, культуры речи: ясно и грамотно излагать свои мысли. Играем «Профессор»

Ход игры: Каждому ребенку по очереди предлагаю надеть специальную «профессорскую» шапочку. Спрашиваю «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:

-нечаянно обидел своего друга…

-с тобой никто  не хочет дружить…

-твоего друга обидели…

-твой друг заплакал и загрустил…

-твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…

-у твоего друга что-то не получается…

-твой друг знает больше чем ты…

-твой друг нарушил правила поведения в группе…»

Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удовольствие обидчику.

При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, принять какие-то решения, сделать выводы, разобраться, и дать возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Игра «Пирамида любви» развивает коммуникативные способности.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Говорю: «Каждый из нас что-то и  кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы  кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших  с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами».

Игры в которые обычно играют дети можно разделить на 3 основные группы:

1 группа – это подвижные игры. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания детей. У них воспитываются навыки поведения в коллективе. Играем в игры-эстафеты.

2 группа – дидактические игры в лото, в разноцветные пирамидки и т.д. У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с разными предметами и явлениями действительности. У детей формируется представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление. Например :

Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей.

Детям нашей  группы очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре «Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы. Действовать по схеме - карте, на которой расположены пункты остановок с интересными заданиями, которые задала Снежная королева. При выполнении заданий дети повторяют признаки зимы, установление взаимосвязей в природе. Таким образом, проверяются знания полученные детьми на занятиях, прогулках, наблюдениях.

 Игры-  поручения: В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа), которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу,  нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики

Дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например,  игра «Цепочка роста лука». Дети наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки , а затем используют их в игре.  

Играем  «Полезные - неполезные»

 Карточки с изображением продуктов, На один стол разложить то, что полезно, на другой - что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и так далее.

 Игры-предложения: («что было бы…»).

 Перед детьми ставлю задачу и создаю ситуацию, которая потребует осмысления последующего действия. Детям  была задана такая ситуация: «что было бы, если бы исчезла вода?». Дети давали объёмные ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, и о последствиях при исчезновении воды. Использовала такие вопросы в игре: «если бы ты заметил сломанную веточку; маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор, что бы ты сделал?», «если бы ты ел грязными руками?». Эти вопросы активизировали мыслительную деятельность детей, они учились слушать друг друга.  Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично.

 Игры-загадки:

 В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам больше нравятся загадки про животных.

 Старшие проявляют интерес к тем играм, где они соревнуются командами. В игре проявлялась взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. «Отгадайте загадку, - говорю детям для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растет на дереве». А потом предлагала детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получали фанты, картинки, которые рисовали сами же дети для таких игр. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое».

Игры-беседы: В основе их лежит общение, основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. В своей работе с детьми использую разнообразные игры. Проводя игру-беседу со старшими детьми «Что такое природа», предлагала высказать свои предположения,  о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее знаний о природе, ребята приводили примеры: это деревья, животные, солнце, даже привели интересный пример, сказали – природа это всё, что дышит. Выясняем, почему они считают тот или иной объект природой.

 А в игре «Путешествие за витаминами» уточняется представление о пользе овощей для здоровья.

Одной  из полюбившихся игр, оказалась игра  «Закончи предложение». Я говорю детям начало фразы, а они должны били придумать продолжение: «Белка осенью запасает корма, потому что...», «Птицы могут летать, потому что...», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что...». Или: «Лимон желтый, а огурец...», «Ромашка белая, а василек...», «Весной листья на деревьях растут, а осенью...», «Летом бывает дождь, а зимой...», «Глаза нужны для…».

«ТЕЛЕСНЫЕ» ПРОПИСИ

Ранее были распространены две детские «телесные» игры с буквами.

Первая — один ребенок рисует пальцем букву, а затем и слово на спине или заведенной за спину ладони другого. Другой же угадывает, что это за слово.

Вторая — один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею пишет в воздухе буквы загаданного слова. «Жмурка» должен узнать слово.

«Телесные» прописи опираются именно на эти две игры и могут быть использованы при знакомстве детей с новой буквой.

3 группа - творческие ролевые игры. В этих играх дети изображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые.

Наибольшее значение для социализации ребенка имеет сюжетно-ролевая игра.. Ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых - своеобразная форма участия их в жизни взрослых… Совершенно неправильно было бы думать, что развитие ролевой игры может происходить стихийно, что ребенок самостоятельно может понять общественные отношения, существующие между взрослыми людьми, общественный смысл их деятельности.

Я считаю, что новое содержание должно быть внесено в игру взрослыми. Знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной для них форме общественные функции людей и общественные отношения между ними, мы взрослые тем самым способствуем развитию игры, ее содержанию. Как же руководить детскими играми?

Играю вместе с ними. Кроме непосредственного участия в игре делаю детям указания по ходу игры или подбираю соответствующие игрушки. В игре мы взрослые многому учим детей, формируем их моральные качества. Однако мои попытки обучать детей намеченному сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавливают воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре. Как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами. При этом ставлю задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем возрасте, не всегда может делиться со взрослыми своими намерениями.(стеснительные, неактивные, замкнутые) Нам необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Тогда  дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются  за советом и помощью.

Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детским замыслом, бережно относиться к творческой выдумке. Оказываю влияние и на выбор темы игры, и на развитие ее сюжета.

Иногда содержание игр довольно бедное, не смотря на наличие у детей  знаний об окружающем действительности. Причиной такого явления может быть недостаточная эмоциональность занятий, сухость методики наблюдений, чтения, рассказывания. В таких случаях напоминанию о проведенной экскурсии, прочитанной книге, о прошедших событиях.

Но здесь допустим лишь совет, который будит инициативу детей. Способность идти от мысли к действию начинает проявляться у детей уже на четвертом году жизни, это дает нам право учить их ставить в игре определенную цель. Опыт показывает, что это достигается довольно быстро. Наблюдая, выполняют ли дети задуманное, стараюсь поддержать интерес к выбранной теме своим одобрением, подходящей игрушкой, а иногда и своим участием. Однако не настаиваю на том, что бы задуманная игра была всегда доведена до конца, ее участники вправе переменить тему, если придумали более интересную. Очень важно поддержать умение детей, дать им возможность пережить радость от достижения игровой цели.

С усложнением содержания игры возникает необходимость наметить, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими он еще не умеет. Тут особенно важна наша помощь. Влияя на распределение ролей, составляя план действий, выполняю 2 важные задачи: направляю содержание игры и способствую организации детского коллектива. Приучаю детей при обсуждении игры обдумывать, что для нее требуется: соорудить постройки, подобрать игрушки, костюмы. Подготовительная работа увлекает детей, причем часто они трудятся уже в образе, в роли, которая им поручена. Моя роль на этом этапе состоит в том, что бы поддерживать, пробуждать инициативу ребят, если требуется расширять их сведения об изображаемом,  показывать приемы изготовления нужных для игры вещей. При этом бережно отношусь к выдумке детей, сохраняю их самостоятельность.

Как я руковожу детской игрой.

Например. Игра «Почта»

Первоначально нужно провожу предварительную беседу с детьми:

- рассказываю детям о том, что звери и птицы могут доставлять почту так же как транспорт и люди;

-знакомлю с процессом получения бумаги, на которой печатаются журналы и газеты;

-объясняю, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.

Подбираю  необходимые  для игры атрибуты: костюмы, посылки, бандероли, письма, шапка почтальона, сумка, почтовый ящик, телефон, телеграфный аппарат. Для того чтобы заинтересовать детей создаю проблемную ситуацию:

-дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья. Задача детей – организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы;

-собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина и пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей – собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.

Таким образом, через информационную часть систематизирую, активизирую знания детей и их социальный опыт, а после создания проблемной ситуации, дети в процессе игры применяют этот опыт на практике.

Все мы осознаем, что в данный момент отношение между людьми стали зыбкими, и носят практический характер, а нравственные отношения отходят на второй план. С этой целью экономического развития детей и сохранения нравственных норм и отношений, провожу такие сюжетно-ролевые игры как, Супермаркет, Сбербанк, Именно в них дети могут научиться экономически – грамотным отношением с позиции нравственности.

Создавая  воображаемую ситуацию, учу участвовать в социальной жизни, “примерять” на себя роль взрослого. разрешать конфликты, выстраиваю своеобразную модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения с каждым ребенка. Это общение, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества.

Организуя самостоятельную деятельность детей, особое значение придаю формированию доброжелательных отношений между ними.

В качестве нормативной схемы, регулирующей деятельность детей по совместному построению сюжета, большое значение имеет использование литературного сюжета.

Литературное произведение сближает ребенка с его героем и активизирует процесс формирования таких чувств, как сопереживание, сочувствие, содействие.

Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, в каждом литературном произведении и должна найти место в постановках детей. Любимые герои становятся образцами для подражания. Дети, перевоплощаясь в любимого героя, добровольно перенимают и присваивают свойственные ему черты. Поэтому разыгрывание роли детьми помогает формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, развивать желание подражать положительным персонажам.

В играх-драматизациях дети объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива, то есть происходит развитие дипломатических качеств общения.

Этот вид игр дает возможность охватить всех детей группы. Дети – зрители не являются пассивными созерцателями, уровень их активности достаточно высок. По мнению известного детского писателя С.В. Михалкова, хороший зритель, как хороший актер, полностью перевоплощается в героя. Так что, воспринимая сценическое действие, дети сопереживают героям, ищут пути решения сложных ситуаций, сочувствуют обиженным, а значит, учатся общению, взаимоотношениям, усваивая готовые модели поведения и различные ситуации которые могут им встретиться на жизненном пути.

Для режиссерской игры нужен соответствующий материал, с помощью которого ребенок сможет разыгрывать сюжет. Взрослый участвует в такой игре не в качестве равного партнера, а становятся ее зрителем, наблюдателем, который по ходу игры задает ребенку разные вопросы. Они стимулируют режиссерскую игру, направляют ее, уводят ребенка от простого манипулирования предметами. «Например: «А что это у тебя?», «Куда едет машина?», «Что будет дальше в игре?» и т.д.

Удачным приемом формирования режиссерской игры может служить задание придумывать и показать сказку. Для этого ребенку даю набор одномасштабных небольших игрушек, которые он может уместить на плоскости. Если ребенок затрудняется выполнить это задание,  сама начинаю показывать придуманную сказку, а затем, прервав действие, прошу ребенка продолжить его. Можно изменить задание: нарушить расположение игрушек и попросить ребенка «угадать», почему игрушки расположены на плоскости не так, как раньше. Для этого ребенок должен придумать оправдательный сюжет. Можно предложить ребенку самому придумывать и загадать такую загадку сверстнику.

Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, подготовка к занятиям (совместное изготовление атрибутов) беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей, галерею. Следует подготовиться к такому походу, потому что ребенок обязательно будет задавать множество вопросов, на которые взрослому придется отвечать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы на тему: "Полезные игры на развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет".

Сообщение из опыта работы на тему: "Полезные игры на развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет"....

Сообщение из опыта работы на тему: " Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей "

Сообщение из опыта работы на тему: " Дидактические игры как средство обучения и воспитания детей "...

Сообщение из опыта работы на тему « Театрализованная игра в формировании связной речи детей с ТНР»

    Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, обусловлены недостаточной сформированно...

Сообщение из опыта работы:"Социализация старших дошкольников через организацию досуговой деятельности"

Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, как в образовательной организации, так и дома. По своему содержанию данная деятельность ра...

Сообщение из опыта работы «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»

Сообщение из опыта работы  «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»...