«Развитие физических качеств дошкольников через подвижную игру»
методическая разработка (старшая группа)

Проект «Развитие физических качеств дошкольников через подвижную игру»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fizo_podvizhnye_igry_2020.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие физических качеств дошкольников

через подвижную игру»

Введение

1.1 Краткое обоснование проекта

Вид проекта: Физкультурно-оздоровительный.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.

Реализация проекта: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

     На сегодняшний день, происходящие в обществе и в образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. В Законе «Об образовании» говорится, что дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и будет регулироваться государственными образовательными стандартами. Особая роль отводится семье и подчеркивается, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. В ФГОС дошкольного образования выделена образовательная область «Физическое развитие», целью которой является: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств.

1.2 Цели и задачи проекта

     Организованная деятельность в образовательной области «Физическое развитие»физическая культура и основы безопасного поведения.

Её содержание направлено на достижение следующей цели:

  • формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,
  • гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) через подвижную игру;
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

     Решая эти задачи, педагоги не только стремятся к тому, чтобы отсутствовали болезни у детей, а к тому, чтобы у детей в гармонии было развито полное физическое и эмоциональное благополучие.

     Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

     Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

     Актуальностью данной темы является то, что все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, любящим свою семью, Родину. Бережное отношение к окружающему миру, к семье, к своему здоровью надо начинать с дошкольного возраста. Большинство родителей прекрасно понимает, что для нормального роста, крепкого здоровья и нравственного благополучия необходимо движение. На наш взгляд именно подвижные игры очень хорошо будут этому способствовать.

     Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению воспитателя совместно с родителями дошкольников.

     Лучшим образом организовать взаимодействие воспитателя с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

Основное содержание проекта

2.1 Этапы работы над проектом

Подготовительный:

- разработка календарно-тематического плана работы с детьми и плана работы с родителями;

- составление конспектов физкультурно-оздоровительных работы в рамках проектной деятельности;

- изготовление необходимых атрибутов и оборудования.

Практический:

Совместная деятельность воспитателя и детей в рамках:

- организация НОД,

- спортивные мероприятия;

Совместная воспитателя с родителями:

- организация взаимодействия детей и родителей по плану реализации проекта;

- проведение развлечений, досугов, праздников, выставок рисунков, поделок;

- родительские собрания, беседы, консультации;

- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки.

Итоговый Анализ физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями:

- итоговое наблюдение за уровнем физического развития и здоровья дошкольников;

- проведение анкетирования родителей с целью определения эффективности совместной работы;

- отчет о результатах проекта на итоговом родительском собрании;

- развлечение для детей «В стране «Весёлых мячей».

- организация выставки совместного детско-родительского творчества.

2.2 Формы и методы реализации проекта

Информационный стенд «Уголок Здоровья»:

- тематические консультации по вопросам приобщения детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни;

- рекомендации по организации физкультурных уголков дома, использовании спортивного инвентаря;

- использование комплексов оздоровительной гимнастики в семье;

- памятки по организации подвижных игр дома и на прогулке.

Картотеки подвижных игр

Рисование «Моя любимая игра».

Консультации и беседы по физкультурно-оздоровительной тематике:

«Роль семьи в ЗОЖ», «Игры с мячом», «Памятка для родителей по оздоровлению детей».

Анкетирование:

«Какое место занимает физкультура в Вашей семье»

Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность родителей с воспитателем:

- физкультурные мероприятия – праздники, досуги, развлечения;

- обучение элементам подвижных игр;

- пропаганда здорового образа жизни;

- оптимизация двигательного режима дошкольников;

- изготовление спортивного инвентаря и атрибутики.

2.3 Интеграция образовательных областей

     Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, для решения проблемы и применять их на практике.

Интеграция образовательной области «Физическое развитие» с другими областями.

Интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
  2. Создавать мотивацию к сохранению и зарождению семейных спортивных традиций, привлекать к составлению соглашения о сотрудничестве и плана взаимодействия.
  3. Рекомендовать использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом которого могут стать достижения и трудности ребенка в физическом развитии.
  4. Побуждать помогать устанавливать взаимоотношения со сверстниками.
  5. Способствовать развитию свободного общения взрослых с детьми посредством совместных физкультурных мероприятий.

Интеграция с образовательной областью «Познавательное

развитие»:

  1. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, посредством чтения художественной литературы о спорте.
  2. Показывать пользу прогулок и экскурсий, вызывающих положительные эмоции.
  3. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры.

Интеграция с образовательной областью «Речевое развитие»:

  1. Рекомендовать и ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие интереса к спорту.
  2. Привлекать родителей к проектной деятельности (оформление альбомов и коллажей, проиллюстрированных вместе с детьми на спортивную тематику).

Интеграция с образовательной областью «Художественное-эстетическое развитие»:

  1. Организовывать выставки семейного художественного творчества на спортивную тематику, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
  2. Показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, развлечений) на развитие детско-родительских отношений.
  3. Привлекать родителей к разнообразным формам совместной физкультурно-музыкальной деятельности с детьми в детском саду.

2.4 Ожидаемые результаты

Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома.

Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.

Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.

Повышение авторитета педагога и других работников ДО, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.

Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общения с педагогом, но и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДО.

Заключение

     В общей системе образовательной работы ДО физического воспитания детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

     Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

     В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

     Целью проекта было выявить влияние подвижной игры на развитие таких физических качеств как быстрота, ловкость, сила, координация движений и выносливость у детей дошкольного возраста.

     В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие физические качества детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДО и в повседневной жизни детей.

     В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы рассмотрены, выявлены и охарактеризованы:

• психофизические качества дошкольников;

• требования к физическим упражнениям;

• подвижную игру как средство развития физических качеств: задачи, значение, характеристику и методику организации и проведения.

     В ходе проведения эксперимента взяли 2 группы (экспериментальную и контрольную) в возрасте 5-6 лет – по 5 человек в каждой. В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты и ловкости провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты и ловкости. Провели подбор подвижных игр, развивающих названные качества. В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр, способствующих развитию быстроты и ловкости.

     Затем были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей физического развития.

     Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста подтвердилась.

     Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Список использованной литературы

1. Бауэр, О. П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О. П. Бауэр; под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2004. – С. 331-332.

2. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.

3. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез. 2007. – 240 с.

4. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. – М.: Владос, 2000. – 262 с.

5. Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н. И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. – 2003. – Т-1. – С. 230-232.

6. Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.

7. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. – 2007. - №4. – С. 10-14.

8. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. – С. 29-33.

9. Ковалевский, А. К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. Канд. Пед. Наук / А. К.Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. – 138 с.

10. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – С. 52.

11. Кособуцкая, Г. В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г. В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. – 2009. - №12. – 39 с.

12. Кузнецов, В. С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. Пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ.

Подвижная игра – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это прежде всего двигаться, действ...

Развитие физических качеств через подвижную игру

Консультация содержит ознакомительный характер по организации подвижных игр для дошкольников...

Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качес...

Буклет для родителей на тему: "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ".

Буклет для родителей на тему: "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНУЮ ИГРУ"....

Развитие физических качеств в подвижных играх

Гибкость определяет степень подвижности опорно-двигательного аппарата и имеет особое значение для здоровья. Способность выполнять повороты и круговые движения в суставах тела свидетельствует о хорошем...