Развитие зрительно-сенсорной сферы детей раннего возраста через дидактические игры
статья (младшая группа)

Попова Ольга Викторовна

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx99.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительно-сенсорной сферы детей раннего возраста через дидактические игры

Ряд зарубежных ученых в сфере дошкольного образования (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители дошкольной педагогики и психологии в России (Е.И. Тихеева, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков и др.) считали сенсорное развитие одной из важнейших частей воспитания в раннем возрасте.

Е.И. Тихеева дает следующее определение сенсорного воспитания: это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

По словам В.С. Мухиной сенсорное воспитание играет ведущую роль в развития ребенка, совершенствовании его чувственного познания мира, который окружает, развитии у него сложных мыслительных и сенсорных процессов. Эти факторы определяют уровень развития сенсорной культуры ребенка.

Н.Н. Поддьяков говорил о том, что при решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например, накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. В процессе преобразования, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойства.

В авторской методике Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» автор обращает внимание на необходимость знакомить ребенка со всем разнообразием сенсорных ощущений, но при этом принимает, что такие ощущения различаются по своей значимости в жизни человека. Поскольку большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения, необходимо предоставлять детям для восприятия как можно больше зрительной информации.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к содержанию образовательной программы в области познавательного развития, в частности «…развитие первичных представлений… о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере…)».

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем возрасте. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними. Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Общая система сенсорного воспитания, разработанная отечественными учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и др.), основана на современных дидактических принципах.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений.

Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же, как и сообщение ему знаний о каждом-либо из них в отдельности, невозможно.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом.

Цель нашей работы: развитие зрительного восприятия детей раннего посредством дидактических игр.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста при использовании дидактических игр.

2. Подобрать и апробировать дидактические игры, направленные на развитие представлений о цвете, форме и величине у детей раннего возраста.

3. Повысить уровень знаний родителей воспитанников о сенсорном развитии детей раннего возраста и приобщить их к обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

По словам И.М. Сеченова, "Корни мысли лежат у ребёнка в чувствовании", то есть прежде, чем мыслить, ребёнок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств. Поэтому ведущая педагогическая идея, заложенная в основу нашего опыта, гласит, что применение дидактической игры положительно воздействует на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Свою работу я начала с выявления уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины у воспитанников первой младшей группы. Я использовала задания «Собери пирамидку», «Коробка форм», «Рамки-вкладыши».

Исходя из результатов диагностики видно, что дети недостаточно владеют практическими действиями по отбору и группировке предметов по цвету, форме, величине, не достаточно дифференцируют цвета, не видят сходства и различия цветов, размещая цвета по наглядному образцу, дети путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов. Затруднения у детей вызвало определение формы предметов и эталонов величины.

В группе мною созданы благоприятные условия для сенсорного развития детей. При организации сенсорного уголка я учитывала следующие критерии: доступность, безопасность, эстетичность, соответствие возрастным особенностям детей раннего возраста.

Для развития мелкой моторики рук, а также для ознакомления с различными свойствами предметов в группе имеются следующие дидактические игры и пособия:

  • рамки-вкладыши;
  • матрешки;
  • мозаики;
  • шнуровки;
  • пирамидки;
  • игры с прищепками;
  • игры на развитие представлений о цвете («Привяжи ниточку к шарику», «Чудо - паровозик», «Посади бабочку на цветок», «Цветные квадраты», «Оденем кукол»);
  • игры на развитие представлений о форме («Украсим ковёр», «Спрячь мышку», «Геометрическое лото», «Развивающие кубики»);
  • игры на развитие представлений о величине предметов («Собери матрешку», «Большие и маленькие», «Бусы для мамы»).

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем. Материал для игр размещен в доступных местах, на разном уровне, чтобы каждый ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Начинаю знакомство детей с 4 цветами: красный, желтый, зеленый и синий. Только после того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, добавляю белый и черный.

Обучение восприятию цвета провожу в 3 этапа.

Вначале предлагаю игры на различение цветов по принципу «такой – не такой» зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении (прикладывании). Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. Например, предлагаю игры «Разноцветные платочки», «Ниточки для шариков», «Цветные парочки» и т.д., в которых ребенок среди одинаковых или разных предметов ищет пары по цвету. Произношу название цвета только после того, как ребенок сравнит цвета, не требуя от него повторения.

На следующем этапе подбираю игры на зрительное соотнесение цветов восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения). Например, предлагаю игру «Спрячь мышку», «Разноцветные зайцы», «Найди цветок для бабочки» и т.д.: показываю ребенку карточку с изображением предмета определенного цвета и прошу найти предметы (или картинки) такого же цвета. Произношу название цвета только после выполнения ребенком задания.

После того, как ребенок научится уверенно сличать цвета, перехожу к третьему этапу – играм на закрепление представлений о цвете в слове-названии, когда ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. Например, игра «Цветное лото» или «Светофор».

Знакомство детей с формами также провожу постепенно, начиная с круга, затем знакомлю с квадратом. Сравниваем круг и квадрат: круг гладкий, ровный, округлый, а у квадрата есть стороны и углы, показываю, как можно обвести контуры фигур пальцем, или объемные тела ладошкой. В дальнейшем добавляю треугольник, прямоугольник и овал. К изучению новых форм перехожу только после того, как усвоены предыдущие.

Знакомлю с формой в определенной последовательности.

Вначале подбираю игры, предполагающие практические действия, направленные на изучение формы предмета. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, предлагаю специальные дидактические игры и пособия, при использовании которых форма становится значимой для достижения игровой цели: «Рамки – вкладыши», «Почтовый ящик», «Окошки в доме» и др. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры. В процессе восприятия формы посредством практических действий происходит сличение предметов по форме по принципу «такой — не такой» (без называния).

Далее применяю игры на зрительное восприятие формы – зрительное сравнение предметов по форме при непосредственном их сближении (прикладывании, примеривании), когда две формы вплотную прилегают друг к другу. На этом этапе знакомлю с эталонами плоских геометрических фигур, без практических действий с ними и запоминания их названий. При этом сама постоянно называю изучаемые формы, но не требую повторения их названий от ребенка). В данном случае происходит различение предметов по форме на расстоянии при помощи зрения. Например, провожу такие игры как «Печенье – угощенье», «Построй домик», «Форма и предметы» и др.

И, наконец, на третьем этапе предлагаю игры на закрепление представлений о форме в слове-названии – ребёнок различает форму по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом формы, а также самостоятельно называет изучаемые формы. Например, игры «Сложи фигурку», «Чудесный мешочек», «Что бывает такой формы» и др. Постепенно запоминая эталоны геометрических форм и их названия, ребенок начинает использовать эти знания в различных ситуациях.

Изучение признака величины начинаю, сравнивая предметы только по одному параметру. Например, только по высоте, или только по ширине. В начале работы по восприятию детьми такого свойства предметов как величина, сравниваем между собой одинаковые по цвету и форме предметы, различающиеся только величиной (например, матрешки, кубики разной величины и прочее). В дальнейшем сравниваем между собой самые разные предметы и игрушки, различные не только по величине, по и по другим свойствам. Сравниваем сначала пары, а затем постепенно увеличиваем количество объектов. При проведении игр параметры величины обозначаю при помощи слов, вначале: такой — не такой, затем словами, обозначающими размер: большой — маленький, в последующем ввожу слова, обозначающие конкретные параметры величины: высокий — низкий, узкий — широкий, длинный — короткий. Постоянно озвучивая признак величины, я тем не менее сначала не требую от детей повторения.

Первый этап знакомства с величиной — практические действия. Вначале по величине сравниваем два предмета, затем количество предметов увеличиваю. Практическое знакомство с величиной осуществляю при помощи предметов (накрываем кастрюли различной величины крышками, складываем вещи в большой и маленький пакеты) и специальных игрушек (вкладыши, пирамидки, матрешки и др.).

Второй этап знакомства с величиной — зрительное ее восприятие. На этом этапе ребенок уже не действует с предметами – предметы сравниваются зрительно, на глаз. Предлагаю детям для сравнения статичные или очень большие и тяжелы объекты, с которыми нельзя манипулировать, и поэтому невозможно сравнить способом приложения (например, сравниваем по высоте два дома или два шкафа). Только после того, как ребенок выполнил задание, полученный им результат уточняю словом. Также учу ребенка выстраивать ряды из предметов разной величины (вкладыши, матрешки и др.).

Третий этап знакомства с величиной – использование знаний о величине, названиях различных ее параметров. Во время игр и в быту дети постоянно сталкивание с предметами разной величины. Постепенно у них формируются представления о величине, которые, соединяясь со словом закрепляются в памяти ребенка.

Важнейшими условиями успешного сенсорного развития считаю взаимодействие родителей и педагогов, которое позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Для повышения родительской компетентности я использовала следующие формы:

  • оформила папку-раскладушку «Какие игрушки приобретать детям»;
  • провела анкетирование «Игра – не забава»;
  • групповые и индивидуальные консультации «Создание условий для игровой деятельности ребенка дома», «Игры и игрушки в развитии предметной деятельности ребенка»;
  • в уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях»;
  • привлекла родителей к организации предметно-пространственной развивающей среды группы.

Нами были созданы дидактические игры своими руками:

  • для развития восприятия цвета «Цветные стаканчики», «Разноцветные бусы», «Ёжик», «Сороконожка», «Солнышко» с прищепками (для соотнесения цвета), «Найди цветок для бабочки», «Цветная стирка»;
  • для развития восприятия формы «Разные башни», «Овощи», «Найди по форме», «Шарики и кубики играют в прятки»;
  • для развития восприятия величины «Большие и маленькие», «Весёлые матрёшки», «Домик для шарика», «Какой мяч больше».

Анализ проведенной работы показал, что в результате систематической и планомерной работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, подобранной системе дидактических игр и упражнений у дошкольников формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

  • дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, при выполнении ряда практических действий;
  • группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам;
  • соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);
  • отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичи» или кубики определенного цвета подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Литература

  1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 12.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1996.
  3. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М.: Новое знание, 2006.
  4. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты. / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.  
  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  6. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. – М.: ТЦ СФЕРА, 2014.
  7. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. – М.: ВЛАДОС, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. ...

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. ...

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.      Задачи:Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей ранне...

отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры »

     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мотор...

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры». Консультация для родителей.

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...

План По самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры».

План По самообразованию  «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры»....