тренинг для родителей на тему:"Запрещая не травмируй ребёнка"
план-конспект занятия

Егель Екатерина Сергеевна

Тренинги для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей "Запрещая не травмируй ребёнка"

Участники: группа родителей дошкольного возраста 8-12 человек.

Оборудование: бейджики (по кол-ву участников), магнитная доска, проектор, магнитофон, музыкальные записи, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры).

Время: 2–2,5 часа.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход тренинга

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» – пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).

Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

Тема сегодняшнего тренинга: «Тропинка родительской любви».

Знакомство.

Упражнение «Доброе тепло» (10 мин.)

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.

Встаньте в круг и  возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседаназывая своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как  ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?

Давайте продолжим наше знакомство:

Найди пару. (2 мин.)

Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?

Основная часть

Ведущий.

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.  Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.

Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она  проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.

Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.

Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

Правила работы в группе.

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.

Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Правила напечатаны на листах (могут быть написаны на доске),  давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:

  • Обращение по имени, и на ты.
  • Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
  • Слушать, не перебивать.
  • Конфиденциальность.
  • Правило участия – я принимаю участие в играх.
  • Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (__раз).
  • Правило хорошего настроения.
  • ________(могут добавлять участники тренинга свои правила).

Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?

Упражнение «Мои ожидания»

Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.

Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме сердца. Нарисуйте символ, который характеризует Вашу семью и запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви» Стикеры надо прикрепить в начале пути, около дома.

Рисунок 1.

рис.1

Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

Упражнение «Ролевые игры»

Задание для группы №1. (Время выполнения – 5 минут).

Выбирается родитель и ребенок.

От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.

И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…

Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых – проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.

Задание для группы №2. (Время подготовки – 5 минут)

Выбирается родитель и ребенок.

Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.

Ваша реакция, действия и т.д.?

Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.

Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости.

Звучит музыка. Родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».

Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".

2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»

Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Упражнение «Запрещаем – разрешаем»

На доску крепятся три цветных листа, соответствующие зонам запрета.

  • зеленый символизирует зону «Полная свобода»;
  • желтый – зону «Относительная свобода»;
  • красный – зону «Запрещено».

Участникам тренинга предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам. Полученные варианты анализируются: родители совместно с ведущим (психологом, педагогом) прогнозируют возможные ситуации и допущенные ошибки.

Ведущий:  Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности  понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Рефлексия

Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на дороге Родительской любви. Путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!

По окончанию тренинга родители с ведущим пьют чай за круглым столом!

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Тренинг  для педагогов

 « Искусство общения».

Есть три ошибки в общении людей:

первая — это желание говорить прежде, чем нужно;

 вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно;

третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.

 (Конфуций)

        Актуальность тренинга:

Проведение семинаров, тренингов, посвященных теме «Общение», в настоящее время стало характерной особенностью внутренней политики многих организаций, в том числе и образовательных учреждений.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения.

Дается человеку от природы умение общаться или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно, только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. И именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями так важна отработка определенных навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим одной из эффективных форм обучения может стать не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся у него жизненный опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.

Содержание:

1.Упражнение: « Давайте поздороваемся».

2.Упражнение: «Что я вижу на картине?»

3.Мини-лекция с использованием презентации.

4Упражнение: « У попа была собака».

5.Мозговой штурм: «Что для Вас означает понятие «эффективное  речевое общение» и как оно реализуется в педагогическом процессе?»

6. Советы по установлению контактов».

7.Техника активного слушания.

8.Игра: « Почетный караул».

9.Ролевая игра « День рождения».

10.Упражнение  «Клубочек».

Цель тренинга:

- обучение педагогов основам эффективного общения;

- овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.

Задачи тренинга:

  • раскрепощение членов группы;
  • развивать умение находить подход к людям;
  • подчеркнуть важность интонаций в ходе коммуникации;
  • обучить эффективным способам общения.

Ход тренинга:

1.Упражнение: « Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания, раскрепощение членов группы.

Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается им на пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок-здороваются как мужчины;
  • 2 хлопка - здороваются как близкие люди;
  • 3 хлопка-здороваемся как женщины.

        2.Упражнение: «Что я вижу на картине?»

Цель: пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».

Содержание: тренер показывает участникам репродукцию какой-либо картины, желательно пейзаж (или просит посмотреть за окно), и одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном), ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину (или за окно)? Например: «Я чувствую дыхание приближающейся весны» («Я слышу дуновение ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу.

После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто-то начал со слов: «Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то «Я чувствую».

Обсуждения: обычно слушатели, обобщая полученную информацию, рассказывают о том, как они могут применить ее в ежедневной работе в школе и в детском саду при взаимодействии с детьми и подростками, как важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.

Далее тренер переходит к мини-лекции «Визуал, аудиал, кинестетик».

         3. Мини-лекция с использованием презентации.

«Роль общения в работе  педагога. Специфика работы педагога с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками».

         4Упражнение: « У попа была собака».

Цель: закрепить в памяти материал, полученный в ходе мини-лекции об особенностях восприятия «аудиала», «визуала», «кинестетика».

Содержание: группа делится на три-четыре подгруппы: каждый участник получает раздаточный материал под названием «Активный словарь "визуала", "аудиала", "кинестетика", вариант которого приводится в приложении 3.

Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих систем восприятия: «визуал», «аудиал», «кинестетик». Если подгрупп четыре, то какая-либо карточка повторяется дважды. Затем тренер просит участников всех подгрупп пересказать своими словами докучную сказку «У попа была собака» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. Участники могут использовать «Активный словарь "визуала", " аудиала", "кинестетика"». Если большинство участников группы забыли содержание сказки, тренер может напомнить или раздать текст:

«У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, и в землю закопал, и надпись написал, что... у попа была собака...»

На подготовку сказки уходит примерно от 5 до 20 минут, после этого представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.

Обсуждения: по кругу или в свободной форме участники сообщают о том, насколько трудно или легко им было выполнять данное упражнение, могут ли они сейчас назвать представителей различных модальных систем среди своих учеников, родителей учеников или коллег. Смогут ли они использовать полученные знания в своей работе.

        5. Мозговой штурм: «Что для Вас означает понятие «эффективное   общение» и как оно реализуется в педагогическом процессе?»

Воспитатели по очереди высказывают свое мнение, что это такое. Психолог подводит итог и проговаривает, какие способы, и техники эффективного речевого общения может использовать педагог при решении проблемных ситуаций в работе с детьми (примеры ситуаций приводят воспитатели).

       6. Советы по установлению контактов».

( подготовить буклеты).

        7. Техника активного слушания.

Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка, родителя, готовность принять ее.

Правила техники активного слушания.

- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)

- повтор услышанного от собеседника;

- «отзеркаливание эмоций»;

- «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.

         8. Игра: «Почетный караул».

Цель: сплочение группы, настрой на интенсивный темп работы в течение дня, создание непринужденной рабочей атмосферы.

Содержание: для данной игры необходима большая легкая скатерть с ровными краями, надутые воздушные шарики по числу участников, длинная веревка и несколько небольших мячей (размером с теннисный мяч).

Перед началом игры скатерть кладется на пол посередине аудитории, на нее помещаются все воздушные шарики. Участники встают вокруг скатерти вполоборота, так, чтобы правая рука была обращена к скатерти. По команде тренера участники поднимают скатерть с шариками с пола (каждый держит скатерть за край правой рукой, а левая рука свободна). Тренер предупреждает участников о том, что сейчас он будет давать группе различные задания, выполняя которые необходимо следить за тем, чтобы ни один шарик не упал на пол.

В качестве разминки тренер просит участников по кругу в максимально быстром темпе передавать друг другу левой свободной рукой мячик.

Затем упражнение усложняется. В левой руке участники держат длинную веревку, одну на всех, как показано на рисунке 3.

Тренер пускает по кругу мяч, который передается друг другу левой рукой. Для этого момент передачи мяча каждый по очереди. Также можно выполнить задание без мячей. В этом случае тренер просит группу в максимально быстром темпе поменять положение рук: левой рукой держать скатерть, а правой рукой держать веревку. При этом должны выполняться два прежних условия: ни веревка, ни шары не должны падать на пол.

Если участники устали держать скатерть, они могут положить ее, но так, чтобы шарики не упали на пол. Уровень сплоченности группы определяется количеством шариков, которые остались на скатерти после завершения упражнения.

Обсуждение. Происходит в кругу. Тренер просит участников поделиться своими впечатлениями об этой игре. Какие факторы способствовали, а какие мешали выполнению задания? Что можно было бы сделать лучше?

Каких результатов достигла группа? Какие жизненные ситуации напоминает модель данной игры?

        9. Ролевая игра « День рождения».

Цель: развитие навыков группового взаимодействия, способствовать рефлексии, поднять эмоциональный настрой, придать участникам чувство уверенности в себе.

(Подготовить задание на карточках).

        10. Упражнение  «Клубочек».

Цель: подведение итогов, рефлексия.

Содержание: тренер подводит итог дня. Затем он передает клубок  по кругу и просит каждого из участников высказаться о своих ощущениях. После этого участники благодарят друг друга за совместную работу и прощаются.



Предварительный просмотр:

Тренинг на тему: Мастерская эфективного общения»

Наша сегодняшняя встреча посвящен интересной теме - проблеме эффективного общения.

Общение одно из величайших благ и достояния человечества. Посредством общения мы делимся чувствами и мыслями, обмениваемся информацией, передаем и приобретаем социальный опыт. Владея искусством общения человек, может решить любые жизненные проблемы, связанные с межличностным взаимодействием. Основным средством общения является язык, т.е. человеческая речь. Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее?» - спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему?!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, культурным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

Умение общаться – настоящее сокровище. И чем больше вы отдадите, тем больше прибавиться в вашей копилке – копилке эффективного общения.

И так мы начнем. Первая ступенька к эффективному общению – это приветствие. Существует множества разных способов приветствия людьми друг друга, реально существующих в цивилизованном социуме и шуточных.

Упражнение «Чудное приветствие»

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Участникам тренинга предлагается встать и поздороваться друг с другом правыми локтями, левыми коленками, правой пяткой, левым плечом, спиной, рукой, правой ногой, выдумать свой собственный необыкновенный способ для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

Рефлексия.

1слайд Человек - “существо социальное”. Люди, живущие в обществе, являются коммуникаторами, при этом на практике далеко не всегда коммуникативные действия приводят к ожидаемому коммуникатором эффекту. Это связано с неумением правильно общаться.

2слайд Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л. Рубинштейн, писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

3слайд Эффективное общение - это единственная вещь, которая может быть действительно важна для всех людей, обитающих в обществе. Не думать об эффективном общении в то время, когда общаешься, это все равно, что переходить дорогу в оживленном месте не смотря по сторонам.

4 слайд Итак, существует три шага эффективной коммуникации:

1.Калибровка.

2.Подстройка.

3.Ведение.

5 слайд расшифровка термина калибровка, подстройка, ведение.

Упражнение «Ожившие картины»

Цели: Развитие навыков свободного общения. Овладение приемами анализа конфликтного диалога путем ретроспективной визуализации.

ИНСТРУКЦИЯ: Группа делится на пары или небольшие звенья по 3-4 человека. Вывешивается репродукция какой-либо картины известного художника (или транслируется через мультимедийный проектор). Во время демонстрации картины, члены диады начинают говорить от имени изображенных людей, предметов, животных, вещей и др. Они должны вести спор, конфликтный диалог. Потом демонстрируется другая картина и уже новая пара дает ей комментированное сопровождение.

6 слайд Само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения:

•коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией;

•интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

•перцептивным аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании.

Упражнение "Всеобщее внимание"

Цель: развитие коммуникативных навыков.

ИнструкцияВсем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Эффективность общения - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуникативные цели общения теснейшим образом связаны с основными функциями языка.

7 слайд Основные правила эффективного общения:

· Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

· Уточняйте, правильно ли вы поняли, как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

· Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

· В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

· Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

· Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

· Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

8 слайд Для эффективного общения необходимо знать некоторые приемы, т.к. многие из них действуют на уровне подсознания.

" Правило трех двадцати ":

· 20 сек. вас оценивают.

· 20 сек. как и что вы начали говорить.

· 20 см улыбки и обаяния.

Рассмотрим некоторые из приемов эффективного общения и важность их применения более подробно.

9 слайд Первое впечатление (первые 20 сек.)

Первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса, на 55% от визуальных ощущений (от языка жестов) и только на 7% от вербального компонента. Конечно, первое впечатление – не всегда окончательный приговор, но важно, что с самого начала именно на его основе строится общение. Поэтому важно уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», иными словами, трижды сделать приятные «подарки», наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.

10 слайд Комплимент. На первый взгляд, комплимент – самое простое в общении. Но сделать его мастерски - высшее искусство.

Комплименты бывают трех типов:

1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, «помешанному» на собаках – его любимца, родителю – ребенка и т.д. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.

2. Комплимент «минус-плюс». Мы даем собеседнику сначала маленький «минус». Например: «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала – ужас от мысли о смерти, а потом – неописуемая радость: «Жив!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если "минус" окажется сильнее "плюса" последствия могут быть для нас плачевными.

3. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для того, кто делает комплимент. «Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены: чтобы не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем.

Самое трудное в комплименте – это достойно на него ответить. Это невозможно сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать. Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

Упражнение «Комплимент»

Цель: Сплоченность в коллективе.

Ведущий предлагает сказать каждому по комплименту своему другу, подруге, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается «сшита» воедино. Это упражнение показывает единение группы.

После упражнения проходит обсуждение, какие чувства испытывали

Рефлексия.

11 слайд Улыбка Улыбка – это выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который – расположение собеседника к нам. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство их делает более привлекательными. Желательно приучить себя к тому, чтобы обычным выражением Вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка или хотя бы готовность к ней. Именно такой должна быть Ваша улыбка – открытой и искренней.

12 слайд помнить имя собеседника и поднятие значимости собеседника Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имена своих собеседников. Часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу. Руководитель, желающий производить хорошее впечатление, может использовать следующий прием: завести блокнот и записывать имена всех своих деловых партнеров и подчиненных и иногда просматривать его, чтобы иметь возможность при встрече обратиться по имени. На людей производит неизгладимое впечатление, что человек, стоящий значительно выше по служебной лестнице, помнит их по имени. Имя человека – это самый важный для него звук на любом языке. Нам всем хочется чувствовать себя значительными, чтобы хоть в чем-то хоть где-то от нас что-то зависело.

Потребность чувствовать свою значимость – одна из самых естественных и характерных человеческих слабостей, свойственных всем людям в той или иной степени. И иногда достаточно дать человеку возможность осознать собственную значительность, чтобы он с радостью согласился сделать то, что мы просим. Средств поднятия значимости собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные средства, которые могут быть названы воистину волшебными словами.

Например, фраза «Я хотел бы с Вами посоветоваться!». Люди читают их так: «Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?» Конечно, эта фраза – общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное – искренне попросить у человека той или иной помощи. Поднятие значительности собеседника может стать универсальным ключом к его душе, только если это делается искренне.

13 слайд Умение слушать

Правило 1: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать».

Правило 2: «Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их».

Достаточно дать собеседнику возможность выговориться, рассказать все, чем он хотел поделиться, стараясь проявлять максимум внимания и заинтересованности к его словам, чтобы благодарный за это собеседник с радостью и вниманием выслушал все, что расскажем ему мы. Беседа доставит взаимное удовольствие.

Итак, если мы хотим, чтобы нас выслушали, мы должны сначала выслушать собеседника.

Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.

14 слайд 10 правил о том, как не надо слушать

1.Не принимайте молчание за внимание.

2.Не притворяйтесь, что слушаете.

3.Не перебивайте без надобности.

4.Не делайте поспешных выводов.

5.Не дайте «поймать» себя в споре.

6.Не задавайте слишком много вопросов.

7.Никогда не говорите: «Я хорошо понимаю Ваши чувства», лучше – «Вы чем-то разочарованы?».

8. Не будьте слишком чувствительны к эмоциональным словам.

9. Не давайте совета, пока не просят.

10.Не прикрывайтесь слушанием как убежищем.

Умение слушать играет важную роль в развитии самосознания. Умение внимательно слушать, что мы говорим и как, может помочь многое понять в нас самих. Умение слушать себя – это первый шаг к профессиональному и личностному росту.

Вывод:Конечно же, к общению относится и невербальное общение, но в рамках нашей встречи мы остановимся на формах вербального общения. Сегодня мы рассмотрели, пожалуй, самые основные правила, которые помогут сделать общение с совершенно разными людьми и в различных сферах жизни более эффективным, а значит и более гармоничным, и продуктивным. Общение – это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы общаемся постоянно, даже когда молчим (через наши жесты, движения, мимику). Для того чтобы общение было эффективным, важно не только уметь говорить, но еще уметь слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.

15 слайд Стая лебедей способна лететь так в одном ритме, потому что они подстроены. Их ведущий создает воздушную волну, а все остальные на ней катятся, как на серфинге. Когда один лебедь устает, другой становится ведущим. Лебеди ведут (и ведутся) для достижения общей цели.

УДАЧИ ВАМ!

Список использованной литературы

1. Е.И. Рогов «Психология общения», М: «Владос», 2001.

2. Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков «Грамматика общения», М: «Смысл» 1999.

3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. «Культура русской речи и эффективность общения», М: Наука, 1996.

4. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

ПЛАН-КОНСПЕКТИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...

Тренинг для родителей по теме "Математика для малышей"

Работа с родителями с целью создания необходимых условий для развития элементраных математических представлений у детей младшего возраста....

Сценарий встречи-тренинга с родителями на тему "Гиперактивность ребенка"

Данный сценарий встречи-тренинга с родителями содержит ряд теоретических и практических аспектов проблемы "Детской гиперактивности". В ходе встречи предлагаются упражнения для активизации социально пр...

Презентация "Мой ребенок - особенный" к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему "Гиперактивность ребенка"

Данная презентация является приложением к сценарию встречи-тренинга с родителями на тему: "Гиперактивность ребенка"....

Тренинг с родителями и детьми Я и мой ребёнок

Тренинг с родителями и детьми Я и мой ребёнок...

Тренинг с родителями по теме "Счастливые дети у счастливых родителей"

Данный тренинг был совместно разработан педагогом -  психологом: Хазиной Е.Н  и воспитателями: Прокшиной Е.С и Денисовой Е.Ф.  и проведен с родителями моей группы в начале нового учебно...

Психологический тренинг для родителей по теме: «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ» «Сбрось усталость!»

Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда»...