Чувствуем - познаем - размышляем. Семинар-практикум для педагогов.
методическая разработка

Бакутова Анна Васильевна

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же вкусе, запахе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - память, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Основными методами и приемами развития восприятий ребенка являются игра и игровые упражнения. Практическая часть семинара – соревнование двух команд, выполняющих игровые задания на развитие всех органов чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чувствуем – познаем - размышляем

Семинар-практикум для педагогов.

Цель: 1.показать важность сенсорного воспитания детей на протяжении всего дошкольного периода;

2.познакомить с дидактическими играми и пособиями, способствующими развитию сенсорных способностей детей.

Материал: карта-лабиринт; 7 карточек, разделенных на 6 частей, на 6 из них в одной из частей расположена какая-либо фигура; платки, колокольчик; текст стихотворения В.Хотомской «Три»; мешочек с кусочками тканей; мешочек с геометрическими фигурами; футляры от киндер-сюрпризов с прожженными дырочками, в которых находятся разные специи; 8 стаканов с различными напитками, ватные тампоны.

Предварительная работа: оформление выставки литературы, игр и пособий по сенсорному воспитанию.

Организация игры: участники делятся на две команды, в каждом конкурсе принимает участие по одному представителю команды, который приносит очки всей команде. Побеждает та команда, которая набрала больше всех очков. Оценивает выполнение конкурсных заданий жюри.

Ход.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же вкусе, запахе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - память, мышление, воображение -строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Он знакомится с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если  усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

Большое значение в развитии сенсорных систем имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система' мер. Свои эталоны имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные, ритмические отношения). Нет четко выделенной системы эталонов только для запахов, поэтому они обозначаются путем указания на предмет, имеющий определенный запах (запах лимона, запах розы).

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины, реагировать на звук. В этом возрасте первоочередное развитие зрительного и слухового восприятия способствует успешному овладению движениями рук.
  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине; научиться слушать и различать звуки по высоте и силе звучания, мелодии, петь. В этом возрасте интенсивно развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.
  • Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
  • Продолжать развивать фонематический, звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух: учить слышать и различать фонемы родного языка, правильно произносить их, производить звуковой анализ слов; различать и воспроизводить музыкальные звуки по силе, высоте (от октавы до секунды), направлению движения, длительности; развивать певческие навыки, определять характер музыкального произведения.

Развитие малыша происходит в тесной совместной деятельности с взрослыми. На основе этой деятельности создается цепь отношений, в которой ребенок осваивает различные способы употребления предметов и действий с ними и начинает усваивать устойчивые свойства предметов. Малыш без помощи взрослого не может заметить и выделить другие свойства предмета и обозначить их в речи.

Действия же взрослого с предметом является для ребенка образцом и усваивается путем непосредственного восприятия: сначала как совместное, потом - самостоятельное и, наконец, перенос действия в другую ситуацию. Так формируются основы самостоятельной деятельности ребенка с предметом, и он осваивает его назначение. При этом взрослый комментирует свои действия и действия ребенка, который начинает лучше осознавать их, что способствует такой важной для ребенка связи - «образ - слово - образ».

Все, что ребенок видит, он старается потрогать, поднести к глазам, рассмотреть и даже попробовать на вкус. Так аналитико-синтетическая деятельность по формированию образов развивается во взаимодействии разных органов чувств. Однако ребенок еще не может обобщать информацию, поступающую от органов чувств. Анализ свойств и признаков предметов еще элементарен. В связи с этим возникает необходимость гармоничного развития всех органов чувств.

Своевременность помощи взрослого состоит в том, чтобы обратить внимание ребенка на деятельность своих органов чувств (что видит, что слышит, какой имеет запах и вкус и т.д.).

Приобщая ребенка к изобразительной деятельности, возможно не только закрепить в его памяти уже сформированные образцы, но и создавать новые. При этом необходимо использовать методы сравнения, соотнесения, ориентировочные действия. Так у ребенка развиваются пространственное восприятие и глазомер.

Формирование образов, накопление предметных представлений так же связаны с непосредственным общением ребенка со взрослым. Взрослый направляет речевую деятельность ребенка на познание окружающего, способствует развитию образной, обозначающей функции речи, накоплению словарного запаса. Освоение действий с предметами происходит на основе словесной регуляции собственных действий (малыш проговаривает вслух, что он будет делать). Зрительное восприятие начинает активно взаимодействовать со слуховым, развивается наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления.

Важное значение имеет усвоение неречевых средств общения (мимики, жестов, понтомимики). Взрослый должен помочь создать необходимые образы и представления об этих средствах, что является немаловажным моментом в формировании отношений в коллективе сверстников.

Большую роль в формировании образов, представлений играет игровая деятельность ребенка. Здесь реализуются такие качества и свойства восприятия, как предметность, избирательность, детализированность и др. Поэтому взрослому следует сконцентрировать внимание ребенка на обследовании предметов и игрушек, на выделении и анализе главных и второстепенных признаков, учить их обобщать, а затем и классифицировать.

В процессе предметно-игровой, изобразительной, ориентировочной деятельности и общения у ребенка развиваются все виды восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое).

Основными методами и приемами развития восприятий ребенка являются игра и игровые упражнения, которые выполняют следующие функции:

-учебную, направленную на организацию и совершенствование сенсорного опыта детей, на формирование у них обобщенных представлений и способов действий;

-        расширения практики использования эталонов, практических ориентировок;

-        контроля за ходом сенсорного воспитания.

Командам приготовиться к выполнению конкурсных заданий!

Наибольшее количество различной информации ребенок усваивает на основе зрения. Именно поэтому роль зрительного восприятия в получении, переработке и усвоении информации трудно переоценить. Нормальное развитие и совершенствование функций зрительной системы ребенка позволяет создать благоприятные условия для становления и формирования его зрительного восприятия как психического процесса, что способствует накоплению адекватных представлений о предметах, объектах и явлениях действительности. Игры, развивающие зрительное восприятие, - это игры типа «Найди и принеси», «Найди такой же», «Найди отличия», «Лабиринты», «Составь картинку», «Разрезные картинки», «Кто больше увидит» и другие.

Командам предлагается игра «Лабиринт», в которой надо определить, по какой дорожке и к какому поросенку придет волк.

Игра «Разложи предметы» - игроку предлагается 6 карточек, разделенных на 6 частей, на одной карточке заполнено только одно окошко. Игроку надо запомнить расположение предметов на каждой карточке, а затем расположить все предметы на карточке с незаполненными окошками.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слухового восприятия, умения вслушиваться и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха (звуковой стороны речи, способность анализировать звуковую структуру слова) и музыкального слуха (умение различать звуки по высоте, силе, длительности, воспринимать ритмический рисунок и т.д.). Развитию слухового восприятия способствуют слушание звуков окружающей действительности (шум ветра, пение птиц и т.п.), музыкальные и речевые дидактические игры.

Командам предлагается игра «Где звенит колокольчик?» - играющие стоят в кругу, водящий с завязанными глазами - в центре. Игроки передают друг другу за спиной колокольчик, водящий должен остановить игру и подойти к тому, у кого колокольчик.

Игра «Услышь слово» - ведущий читает стихотворение, играющий должен хлопнуть, если услышит нужное слово.

Три

Есть у нас три сестрицы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитрится

Рассказать о троих?

У одной, что в Стрижове,

Над окошком жил стриж,

Стричь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

 У другой, что в Устрицах,

Никаких устриц нет,

Но зато осетрину

Подают на обед.

А у третьей, в Быстрице,

Быстрина на реке

И резвятся тритоны

По ночам на песке.

Прочитай все сначала,

Посмотри: три по три!

Голова затрещала?

Хорошенько потри В.Хотомская

Немаловажную роль в познании окружающего мира играет осязание. Ощупывая предмет, мы можем определить его форму, размер, шероховатость поверхности, вес, мягкость. Этот вид восприятия развивается у детей в процессе повседневной деятельности: при одевании, умывании, уходе за комнатными растениями, выполняя функции дежурных по столовой, занятиям, подбирая нужный строительный материал и т.д., а так же в играх с завязанными глазами, «Чудесный мешочек».

Игра «Одежда для Золушки» - игроку дают мешочек, в котором находятся кусочки различных тканей. Ему нужно на ощупь найти ткань, из которой можно сшить для Золушки сарафан, шубу, бальное платье, сапоги, домашний халат.

Игра «Найди такую же» - игроку дают пощупать фигуру и предлагают найти в мешочке такую же.

Мир, окружающий ребенка, полон не только звуков, но и запахов. Представление о запахах, как правило, предметно, т.к. взрослому человеку, а тем более ребенку, трудно сказать, какой именно запах он чувствует, не назвав вещества или предмет, его издающий (запах лимона, запах розы). Для запахов нет четко выделенной системы сенсорных эталонов. Нос называют органом обоняния. И это естественно, поскольку в полости носа находится обонятельный анализатор и от его состояния зависит восприятие запахов. Обонянием человек способен уловить лишь один признак предмета - запах, в то время как зрение, слух, осязание выделяют несколько признаков. Обычно ребенок знает лишь некоторые запахи, взрослый способен различить 2-3 тысячи запахов, а опытный специалист - больше 10 тысяч запахов.

Игра «Определи по запаху» - играющий с завязанными глазами должен по запаху определить, что находится в баночке (можно использовать футляры от киндер-сюрпризов с прожженными в них дырочками). В игре участвуют по одному участнику от каждой команды.

Вкусовое восприятие так же играет немаловажную роль в познании окружающего. Рецепторы вкуса (вкусовые почки) находятся в основном на сосочках языка, полости рта, в меньшей степени на задней стенке глотки, мягком небе, гортани. Вы знаете, что конфета сладкая, что лимон кислый, а горчица - горькая. Удивительно, что каждый участок языка лучше всего чувствует один какой-то вкус: его кончик воспринимает сладкое, задняя часть - горькое, боковые части - кислое. Вкус пищи мы определяем за полсекунды.

Игра «Определи по вкусу» - участнику игры завязываются глаза, затыкается нос ватными тампонами или специальным зажимом и предлагают определить по вкусу, какой напиток в стакане. В игре участвуют по одному участнику от каждой команды, которые определяют по 4 напитка.

Развитие моторики руки играет огромную роль в умственном воспитании, в познании окружающего, развитии речи, самообслуживании. Рука развивается в процессе выполнения самых разнообразных действий в повседневной жизни, специальных пальчиковых игр, в дидактических играх, в изобразительной деятельности, в конструировании.

Игра «Подарок» - каждая команда должна составить композицию из поделок оригами и подарить ее соперникам.

Подведение итогов и награждение победителей.

Слово предоставляется жюри, которое объявляет победителей и вручает призы.

Встреча заканчивается чаепитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Программа "Чувствуем, познаем, размышляем"

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.Б.П.НикитинТворческие...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Проект по сенсорному развитию детей 2 мл.группы через восприятие: «Чувствуем-познаем-размышляем»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...