Индивидуальный план на межаттестационный период 2020-2025. Фадеева М.В..docx
материал (младшая группа)

Индивидуальный план на межаттестационный период 2020-2025 гг.

ТЕМА: «Дидактические игры и пособия как средства развития речи детей дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы воспитателя  

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  

«Детский сад общеразвивающего вида № 72»,  г. Нижнекамска

Фадеевой Марины Владимировны

на межаттестационный период по повышению профессионального уровня

2020- 2025 гг.

ТЕМА: «Дидактические игры и пособия как средства развития речи детей дошкольного возраста».

"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно. через которое в духовный ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая пытливость и любознательность"

В.А. Сухомлинский.

Актуальность выбранной темы:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

    В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

     Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

     Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

     Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

     Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

      Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи детей через дидактические игры и пособия.

Задачи:

1. Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме

   «Развитие речи детей через дидактические игры».

2. Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии 

    (компьютеры, проекторы), метода проектов.

3. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую

    позицию в реализации образовательного процесса.

4. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного

    уровня.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  1. Повышение уровня развития речи у детей.
  2. Умение обратиться за помощью к взрослым.
  1. Развитие мелкой моторики.
  2. Развитие познавательной активности, творческих способностей.
  3. Умение самостоятельно играть в игры.

   Для воспитателя:

  1. Новые знания о развитии речи детей.
  2. Желание работать в этом направлении.
  3. Повышение самообразования.
  4. Укрепление отношений с родителями.

   Для родителей:

  1. Сближение с детьми и педагогами.
  2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Формы работы с родителями и детьми:

   Родители:

- сотрудничество через консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

   Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

- дидактические игры на развитие фонематического строя речи,

- дидактические игры на развитие грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической речи,

-дидактические игры на развитие диалогической речи,

-дидактические игры по методике ТРИЗ.

Методы работы:

- словесные

- наглядные

- практические

- игровые

Принципы:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип учета интересов всех участников педагогического процесса;

- принцип сотрудничества между воспитателями, детьми и родителями;

- принцип комплексного подхода к организации коррекционно - педагогического процесса.

Этапы работы по самообразованию 

2015-2020 годы

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практическая деятельность

1.

Подготовительный этап.

2020-2021

уч. г.

1. Знакомство с новыми педагогическими технологиями.

 

2. Изучение нормативных документов, методических ресурсов по теме самообразования, систематизация полученных данных.

3. Подготовка и оформление проектов через предметные издания и Интернет- ресурс.

4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры  сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов).  

Курсы повышения квалификации

 Изучение ФГОС  ДО

Разработка перспективного плана на 2020-2021 учебный год

Сообщение на ПС или МС

Оформление конспектов ООД

2.

Аналитико-диагностический

2020-2021 уч.г.

Изучение нормативных документов ДО, методической  литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

 Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Определение цели и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

«Круглый стол» для родителей

 Разработка диагностического материала

Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы

  Изготовление методических пособий, подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей с ОВЗ

 Заготовка  бросового, природного материала        

Проведение мероприятий по плану.

Проведение консультации, семинара-практикума для педагогов, родителей  

Оформление наглядно-иллюстративного материала

 Оформление методической папки материалов

 

 Оформление информационного листа

  Оформление выставки совместного творчества детей и родителей  

3.

Основной этап.

Практический

2021 –

 2024

уч. г.

Апробация различных технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

Составление картотеки дидактических игр и пособий по теме, над которой работаю.

Разработка схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования.

 

Работа с детьми.

Создание собственных дидактических игр и пособий, лэпбуков:

  •   Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи:

 «Светофор»

«Повтори»

«Поймай звук»

«Поиграем в сказку»

  •  Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря):

«Деревья»

«Фрукты и овощи»

«Дикие животные»

«В мире растений»

  •   Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

Круги Луллия: «Найди предмет указанной формы»

«Из каких фигур состоит?»

«Пришей правильно заплатки»

  •   Дидактические игры на развитие грамматического строя речи:

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Размытое письмо»

«Придумай предложение»

«Доскажи словечко»

  •   Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи»:

- использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста,

- «Где начало рассказа»

- «Кто больше заметит небылиц»

- «Найди картинке место»

- «Исправь ошибку»

- «Отгадай-ка»

  •   Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи:

«Мишкины картинки»

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало» 

«Составляем разные рассказы»

«Сочиняем сказку»

  •   Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи:

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключ»

  •  Дидактические игры по методике ТРИЗ.

«Фантазия»

«Маша-растеряша»

«Угадай, что я загадала»

«Черное-белое»

  •  Изготовление лэпбуков:

«Зима», «Весна»,

«Лето», «Осень»,

«Дикие животные»,

«Части суток».

Работа с семьёй.

- Анкетирование родителей.

- Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

- Составление папок-передвижек и консультаций. «Простые советы по развитию речи".

- Оформление речевого уголка, совместное изготовление дидактических игр по сенсорике.

- Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).

- Консультация «Методика организации и руководство дидактическими играми»

- Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

- Составление картотеки дидактических игр на развитие лексической и фонематической стороны речи.

- Обучение родителей дидактическим играм в домашних условиях.

- Изготовление папки - передвижки «Как наше слово отзовется».

- пополнение библиотеки народными сказками с иллюстрациями разных художников.

- Привлечение родителей к работе по развитию речи детей.

- Практикум «Речь и весёлый мяч»

- Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

- Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

- Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

- Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

- Конкурс с родителями «Любимые дидактические игры своими руками»

- Совместная деятельность родителей, педагога и детей.

- Выставка дидактических игр.

В течение года:

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

 Участвовать в работе конференций, семинаров

Распространение материала на уровне ДОУ, РМО. Участие в неделях открытых дверей (проведение открытых ООД, круглого стола для родителей).

Участие в  конкурсах интернета.

Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад)

Посещение открытых занятий у воспитателей своего сада и района, посещение педсоветов, семинаров, конференций,

метод. объединения; просмотр занятий в сети интернет; просмотр вебинаров.

4.

Заключительный этап.

2024 - 2025

уч. г.

Диагностика. Мониторинг.

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Разработка методического пособия для работы с детьми старшего  дошкольного возраста детского сада в соответствии ФГОС ДО

Участие в семинарах, кон-сультациях, конференциях

 Активное участие в работе методического объединения района, города, республики

Участие  в конкурсах педа-гогического мастерства.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

 

Самоанализ и самооценка своих занятий.

5

Обобщение.

2024 - 2025 уч.г.

Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

Подготовить консультации для родителей

Экспериментальная работа.  

Показ открытого мероприятия для родителей.

Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования

Умение оказать практическую помощь коллегам

Представление материалов на педсовете.

Самоанализ.

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Внедрение опыта работы.

Разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме

Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкур-сах и конференциях  с  обобщением опыта работы    

Список используемой литературы:

1.  Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей;

2.  Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7

    лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений.

    «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА;

3.  Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика - Синтез» 2012 г.;

4.  Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.;

5.  О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012 г.;

6.  О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет» изд. Вентана-Граф-2012 г.;

7.  ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -

     М: Школьная Пресса. 2013 г.;

8. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе

   детского сада - https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МАДОУ № 78 в межаттестационный период (2020-2025 гг.)

План самообразования "Игра как средство экологического воспитания дошкольников"...

План работы в межаттестационный период 2020- 2025 учебный год.

План работы в межаттестационный период 2020- 2025 учебный год....

План работы в межаттестационный период 2020- 2025 учебный год.

План работы в межаттестационный период 2020- 2025 учебный год....

План на межаттестационный период 2020-2025

Индивидуальный план работына межаттестационный периодстаршего воспитателя МБДОУ «Высокогорский детский сад «Байгыш»Мясниковой Евгении ВалерьевныЛичная карта...

План на межаттестационный период 2020-2025

Индивидуальный план на межаттестационный период...

План профессионального развития педагога в межаттестационный период 2020-2025

Способность к самообразованию, самосовершенствованию является показателем профессиональной компетентности....