Картотека игр на развитие предметной деятельности
картотека (младшая группа)

Морозова Елена Алексеевна

Картотека игр  на развитие предметной деятельности и познавательных способностей детей третьего года жизни. Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_razvitie_predmetnoy_deyatelnosti.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие предметной деятельности

и познавательных способностей детей третьего года жизни

Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий

Игра

Участники

Используемый

материал

Цель

Правила и ход игры

«Колобок»

Один/

группа

Мяч с (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот)

Научить детей пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями а так же удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький, большой мячик), осуществлять броски разной дальности и точности

   Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок, у  тебя румяный бок.

Ты по полу покатись и Катюше (ребятам) улыбнись!

   По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.

   Мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

«Сбей кегли»

Один/

группа

Цветные кегли, большой мяч, цветной шнур для (обозначения линии)

Научить детей пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями, развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

   Педагог ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка,  дает ему большой мяч.

   Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Педагог сопровождает свой показ такими словами:

Посмотри, какие кегли.

(педагог указывает на кегли)

Ровно-ровно в ряд стоят!

К ним направим мяч умело

(толкает мяч двумя руками)

И они уже лежат!

(обращает внимание на сбитые кегли)

Необходимо энергично отталкивать мяч двумя руками,  смотреть вперед - на кегли.

«Построим из кубиков мостик через лужицу для куколки»

Один/

группа

Цветные кубики, кукла, обруч

Развитие координации движений ребенка и предмета. Учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

Учить понимать инструкции взрослого.

Уточнить знания о явлениях природы.

Учить детей устанавливать кубики в ряд, плотно приставляя друг к другу.

       На пол кладётся обруч. Педагог читает стихотворение:

Кап да кап, да кап... с дождем
Не пойти играть с мячом...
И в песочнице песок
Потемнел и весь промок.
До качелей не дойти -
Лужи мокнут на пути.

      Педагог предлагает детям построить мостик через лужу (внутри обруча) из кубиков для куклы.

- Аня идёт по мостику. Аня, стой на мостике.

-Аня, иди по мостику.

-Аня, беги по мостику. (меняется темп движения).

«Весёлый мячик»

Группа

Кубы из строительного конструктора (стульчики), мяч

Развивать у малышей способность понимать инструкции взрослого, учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

Научить детей пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями а так же удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький, большой мячик), осуществлять броски разной дальности и точности

   Педагог делает ворота из любых подручных средств (расставленных на некотором расстоянии друг от друга стульчиков, кубов из строительного конструктора и т. п.)

Друг весёлый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!

Педагог предлагает детям: «Давайте поиграем с нашим мячиком, попробуем закатить его в ворота руками, вот так». Взрослый показывает, как это сделать.

   Малыши, сидя на корточках или стоя, по очереди стараются закатить мячик в ворота с близкого расстояния. По мере освоения действий расстояние между детьми и воротами постепенно увеличивается.

«Летающие мячики»

Один/

группа

Лёгкий мяч небольшого размера

Учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

Научить детей пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями

Воспитатель говорит детям, что мячик любит не только кататься, но и летать. Взрослый подбрасывает мяч со словами:

Круглый я, как колобок.
У меня упругий бок.
Весел очень и прыгуч,
Долететь могу до туч!
 

Лети, наш мячик, да не улетай насовсем. Возвращайся к нам!

        Педагог показывает ребенку, как нужно держать руки, чтобы подбросить мячик.

Если игра организуется с несколькими детьми, воспитатель дает мяч каждому ребенку. Необходимо хвалить любую попытку ребенка подбросить мяч, привлекает внимание детей к действиям друг друга: «Вот как хорошо летают наши мячики. Как им весело с нами играть!»

«Яичко»

Группа

Грецкие орехи или маленькие мячики, корзинка, игрушка птичка

Развивать и укреплять мелкую моторику рук.

Учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

       Детям раздаются маленькие шарики , они катают их между ладошками. Педагог читает стихотворение:

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

       По окончании игры дети складывают орешки (мячи) в корзинку

« Едем-едем по дорожке»

Один/

группа

Тележки, коляски, цветы из бумаги, дорожки (резиновые коврики или начертить мелом),  игрушки

Развивать двигательную сферу, внимание, учить контролировать свои действия. 

Научить детей пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями

       Воспитатель показывает малышам, как катают тележку, и предлагает поиграть с ней: отвезти зверюшку в домик по дорожке, не затоптав цветочки. Домиком может стать стульчик, на котором лежит морковка для зайки, цветок для бабочки или пчелки.

       На тележке, представляющей собой простую платформу или грузовичок, можно перевозить мелкие игрушки.

Эту игру можно организовать и на столе, используя маленькие игрушки-каталки и сделав дорожки из бумаги, картона или кубиков.

«Ловись рыбка большая и маленькая»

Один/

группа

Удочки с магнитами, пластмассовые рыбки с металлическими вкладками.

Прозрачный аквариум с водой. либо коробка, ведро

Развитие координации движений ребенка и предмета.

Научить детей пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями

В ёмкость воспитатель опускает пластмассовых рыбок. Педагог читает стихотворение:

Что в речке?
Щука, лещ, судак.
А в лодочке — сидит рыбак,
Но ни леща, ни с судака
Ещё не выловил пока.

Ребята, давайте поможем рыбаку поймать рыбку нашей волшебной удочкой!

Воспитатель предлагает малышам рассмотреть удочку, показывает, как поймать рыбку.

Затем каждый ребенок пробует самостоятельно поймать рыбку. Если у него не получается, взрослый помогает ему.

Воспитатель хвалит малышей за удачный «улов».

«Заболела кукла Маша»

Один/

группа

Кукла, Короткий эластичный бинт

Научить детей пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями, развивать у малышей способность понимать инструкции взрослого.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость

       Воспитатель говорит малышам, что у куклы заболела ножка. Он показывает детям, как забинтовать ножку, и предлагает им полечить куклу.

У кукла Маши ножка заболела,

Дружно примемся за дело

Ножку забинтуем, на неё подуем,

Ножка больше не болит,

Маша снова побежит!!

Игра с сюжетными картинками «Кто что делает»?

Один/

группа

Сюжетные картинки

Учить малышей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней простейшие предметы и их качества, выполнять действия, которые они видят на картинке.

Помочь понять содержание иллюстрации.

Способствовать проявлению интереса к действиям. Развитие познавательной и творческой активности.

Педагог раздает детям карточки с изображениями и просит выполнять действия, которые они видят на картинке (мальчик (бежит, делает зарядку, прыгает), девочка (хлопает в ладоши, танцует и т.д))

Игры и занятия, направленные на развитие познавательной активности

«Большой-большой секрет»

Один/

группа

Спичечные коробки, коробочки из-под духов, с прозрачными крышками;

Футляры с застёжками «молния» и кнопочными застёжками, шкатулки с разными запорами

Развивать и укреплять мелкую моторику рук.

Учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

Развивать познавательный интерес.

       В непрозрачную коробочку или футляр воспитатель кладет маленькую игрушку, бусины и пр. Задача воспитателя - привлечь внимание малыша к этому предмету и вызвать желание открыть коробочку «Слышишь, там что-то гремит? Попробуй открыть коробочку, посмотрим, что там внутри».

       Если ребенок после нескольких безуспешных попыток потеряет интерес к предмету или обратится за помощью, следует помочь ему наводящим вопросом («Может быть, нужно нажать на кнопочку?», «Как ты думаешь, может быть, коробочка откроется, если потянуть за петельку?») или советом. («Попробуй отодвинуть крючочек».)

«Волшебные бусы»

Один/

группа

Верёвка и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями (катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора и т.п.).

Развивать и укреплять мелкую моторику рук.

Учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

Развивать познавательный интерес.

Воспитатель предлагает детям сделать бусы для большого медведя, (тигра, бегемота или любой другой большой игрушки), нанизывая «бусины» на верёвку.

Бусинку за бусинкой соберу на нитку.
Мой подарок знаю, вызовет улыбку.
Мишке он понравится и он мне в ответ
Скажет, что красивей
бус на свете нет!

«Игра в снежки»

Группа

Белая бумага (салфетки)

Развивать двигательную сферу и познавательную активность.

Развивать у малышей способность понимать инструкции взрослого, учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

Уточнить представления детей о временах года, учить детей замечать, что зимой идет снег.

Побуждать у участию в совместных играх со взрослыми, вызвать желание подражать повторять действия

Воспитатель раздает детям листы тонкой бумаги или белые салфетки, показывает, как из них сделать комочки («снежки») и предлагает малышам сделать такие же .

 Когда «снежки» сделаны, воспитатель предлагает поиграть детям в зимнюю забаву «Снежки», читает стихотворение:

Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
В снежки играем, веселимся,
И мороза не боимся!

«Плавает или тонет?»

Группа

Тазик с водой и предметы из разнообразных материалов (алюминиевые, стальные, деревянные и пластмассовые ложечки и мисочки; камешки, резиновые, пластмассовые и поролоновые игрушки, мячики, шарики для пинг-понга; кусочки меха, марли, ватные шарики и пр.).

Учить детей действовать с предметами в воде (тонет, плавает).

Вызвать у детей положительно-эмоциональное отношение к играм с водой.

Развивать двигательную сферу и познавательную активность.

Воспитатель предлагает детям по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие из них тонут, а какие плавают. Взрослый объясняет, что металлические предметы и камни тонут, а деревянные, резиновые и пластмассовые — плавают; кусочки ткани сначала плавают, а впитав в себя воду, становятся тяжелыми и тонут; одни губки плавают, другие сразу пропитываются водой и быстро тонут, губками можно собирать разлитую воду и т.д.

«Отгадай, что в мешочке?»

Один

Мешочек из мягкой, тонкой и непрозрачной ткани, который задергивается на шнуре Предметы контрастной формы средних размеров, хорошо знакомые детям (пирамидка, голыш, грибок деревянный, шар, неваляшка, уточка, совочек или лопатка, кубик, машинка или тележка, кружечка, и т. д.)

Обучение рациональным приемам осязательного обследования формы предмета.
Развитие у детей познавательной активности и способность к целенаправленным усилиям.

Воспитатель по очереди предлагает детям нащупать в мешочке какой-нибудь предмет и назвать его. Если ребенок не умеет говорить или не может назвать предмет, пусть он просто достанет игрушку из мешочка и рассмотрит ее. В этом случае воспитатель называет предмет и предлагает малышу повторить название. Во время игры важно вызывать у детей любопытство: «Что же найдет Вова? Интересно, что он нам достанет?»

Впоследствии можно давать детям поручения, то есть просить их достать из мешочка определенный предмет: «Витя, достань нам, пожалуйста, куколку; а теперь чашечку» или: «Достань нам что-нибудь мягкое (твердое, круглое, маленькое и пр.)» и т.д.

«Мыльные пузырики»

Группа

Вода. мыльный раствор, соломка, мыльные пузыри.

Развития познавательной активности, овладения произвольным дыханием.

Вызвать у детей положительно-эмоциональное отношение к играм с водой.

Воспитатель погружает трубочку (пластиковую, бумажную трубочку, макаронину) в мыльный раствор и дует в нее, чтобы образовалась пена, затем показывает малышам, как можно пускать мыльные пузыри,  и предлагает детям поймать их

Читает стихотворение:

Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.

« Ты плыви, кораблик мой»

Один/

группа

Таз с водой, ластмассовые, бумажные кораблики, лодочки

Вызвать у детей положительно-эмоциональное отношение к играм с водой.

Развивать у малышей способность понимать инструкции взрослого, учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

Воспитатель предлагает детям выбрать себе кораблики и отправить их в «плавание»и показывает детям, как направлять движение кораблика, подталкивая его пальчиком, палочкой, подув на него.

Читает стихотворение:

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!

«Синяя башня»

Один/

группа

Кубики различного цвета (большее количество из которых – синие)

Учить детей строить башню синего цвета из кубиков, действовать по примеру воспитателя. Способствовать речевому общению.

Развивать у малышей способность понимать инструкции взрослого, учить детей контролировать свои движения, добиться правильного их выполнения.

Закреплять знания о цвете, о свойствах предмета (высокий - низкий, большой - маленький)

Воспитатель предлагает детям построить высокую синюю башню,  показывая малышам, как это сделать, выбирая только кубики синего цвета. Необходимо комментировать свой выбор: «Какого цвета этот кубик? Красного (жёлтого, белого, зелёного и т.д) но нам нужны только синие»

Яркие кубики я берегу,
Башню построить из них я могу.
Первые кубики ставить так просто -
Сделаю башню почти с меня ростом.

Игры и занятия, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности

в предметной деятельности

«У картинки нет половинки»

Один

Картинки на картоне в виде пазлов из двух частей на каждую картинку

Развивать самостоятельность в принятии решений, целенаправленность действий, познавательную активность, внимание.

Воспитатель кладет перед малышом картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Затем показывает ему половинку этой картинки и просит найти недостающую часть (ребенок выбирает из других 3—4 частей).

«Сравни картинки»

Один/

группа

Картинки, на которых изображены предметы, различающиеся по определенным признакам (большой и маленький, короткий и длинный, один и много и т.д)

Воспитывать стремление решать задачи деятельности без помощи и участия взрослого.

Развитие у детей умения классифицировать и обобщать предметы по разным признакам.

Развития познавательной активности, обогащение словаря.

Рассматривая с детьми картинки, воспитатель обращает их внимание на сходство и различие предметов (по длине, ширине, высоте, цвету и пр.) и помогает подобрать нужные слова для обозначения сравниваемых признаков.

«Кто спрятался?»

Один/

группа

Несколько игрушек или различных предметов (кубик, совочек, кружка, лопатка и т.д)

Развивать познавательный интерес.

Учить малышей внимательно рассматривать называть предметы (игрушки)

Воспитатель ставит на стол 3—4 игрушки: «Посмотрите, какие игрушки стоят здесь. Запомните их. Теперь закройте глазки ладошками, а я спрячу одну игрушку. Раз, два, три. (Прячет игрушку.) Смотрите! Кто (что) спрятался?»

Малыши отгадывают предмет. Воспитатель при необходимости помогает. Чтобы усложнить задачу, число игрушек можно постепенно увеличивать.

«Красный – белый»

Один

Мисочка, два блюдца, бусины по 5-7 шт. двух цветов (красный и белый)

Уточнять представление о цвете (красный, белый)

Развитие у детей умения классифицировать и обобщать предметы по разным признакам.

Развитие мелкой моторики.

Развитие познавательных интересов, внимательность и целенаправленность.

В неглубокую миску  воспитатель высыпает бусинки красного и белого цвета примерно по 5-7 штук. Справа от мисочки - два блюдца. Воспитатель предлагает малышу сложить в одно блюдце бусинки одного цвета, во второе – другого цвета.

Необходимо показать малышу, как надо перекладывать бусинки: по одной, беря тремя пальцами.

« Кот Васька»

Один/

группа

Игрушка (котёнок)

Расширять знания детей о домашних животных, активизировать речь детей.

Развивать функцию обобщения в речи и мышления.

Развивать познавательный интерес.

Воспитатель предлагает малышам рассмотреть игрушку (котёнка) Обращает внимание детей на ушки, пушистые лапки, показывает, как он может прыгать и кувыркаться, говорит, что котёнок любит быстро бегать и прятаться. Необходимо,  чтобы у детей сложился отчетливый образ предмета, который нужно будет искать.

Потом воспитатель просит детей отвернуться и закрыть глаза, а сам прячет игрушку: кладет его на видное место среди других игрушек или ставит на подоконник. Дети открывают глаза и ищут котёнка. Чтобы усложнить задачу, можно спрятать игрушку так, чтобы были видны только его хвостик или ушки, или накрыть его платочком.

«Игрушки в совеем домике»

Группа

Игрушки

Развитию у детей умения классифицировать и обобщать предметы по разным признакам, развивать стремление решать задачи без помощи и участия взрослого.

Учить бережно относиться к вещам и игрушкам

Воспитатель предлагает ребенку разложить предметы, ориентируясь на их признаки. Например, в одну коробку спрятать большие кубики (мячики), в другую — маленькие или в одну коробку положить красные кубики, а в другую — синие. Таким образом можно чередовать разные признаки (твердые — мягкие, деревянные — пластмассовые предметы).

«Ромашка»

Один

Лист бумаги, на котором нарисован цветок, состоящий из кружка (сердцевина) и 5—8 овалов (лепестки), а также картонные детали, которые по форме и размеру соответствуют частям цветка.

Воспитывать стремление решать задачи деятельности без помощи и участия взрослого.

Расширять знания детей о цветах.

Развивать самостоятельность в принятии решений, целенаправленность действий, познавательную активность, внимание.

Воспитатель читает стихотворение и показывает детям, как собрать цветок:

В поле выйдешь погулять –
Меня можешь повстречать.
Лепестки мои так нежны,
Так тонки и белоснежны,
Серединка желтая,
Будто шляпка модная.

 «Смотрите какой красивый цветочек у меня получился. Это ромашка» , затем предлагает малышу собрать цветок, накладывая сердцевину и лепестки на контур.

«Собираем пирамидку»

Один

Пирамидки

Развитие у детей умения классифицировать и обобщать предметы по разным признакам.

Развития познавательной активности, обогащение словаря.

Уточнять представление о цвете

Воспитатель разбирает свою пирамидку и предлагает малышу сделать то же самое. Затем вместе с ребенком собирает пирамидки. Взрослый показывает ребенку колечко и спрашивает: «У тебя естьтакое же красное колечко? Найди его». Малыш находит красное колечко и наде- вает его на стержень. Если малыш ошибается, воспитатель помогает ему найти нужное кольцо. Таким образом ребенок вместе с воспитателем надевают на стержень остальные колечки. Затем они сравнивают пирамидки: «Вот какие одинаковые у нас получились пирамидки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие предметной деятельности

В  статье представлены игры с предметами для детей раннего возраста...

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...

Картотека игр по развитию предметной деятельности и познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому,...