Консультация для родителей "Кризис трех лет"
консультация (младшая группа)

Борисова Римма Николаевна

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

 

Кризис трёх лет - один из самых известных и изученных кризисов в развитии маленького человека, по праву считающийся одним из наиболее трудных моментов в жизни и развитии ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

 

Еще вчера малыш был нежным и послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными.

 

Кризис трёх лет не имеет чётких границ. Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Кризис нарастает постепенно, достигает своего пика, а затем затихает.

 

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

 

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов».

 

В него входят 7 основных симптомов этого возраста.

 

 

Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с

отношением одного человека к другому человеку.

Ребёнок не делает что-то только потому, что это

предложил ему определённый взрослый человек.

Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует

требования одного члена семьи,  а с другими достаточно

послушен. Главный мотив действия — сделать

наоборот, то есть прямо противоположное тому,

что ему сказали.

 

 

 

 

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает

на чем-то не потому, что ему этого очень хочется,

а потому, что он этого потребовал у взрослого,

и отказаться от собственного решения даже при

изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.

 

 

 

 

 

3. Строптивость — направлена в целом против

норм воспитания, системы отношений, образа жизни

в семье, а не против конкретного взрослого.

Строптивость отличается от негативизма тем,

что она безлична, а не направлена против человека.

Строптивость направлена против самого образа жизни,

против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.

 

 

 

4. Своеволие — стремление ребёнка все делать самому

(ключевые слова в речи «Я сам!)»,

проявление инициативы собственного действия,

которая неадекватна возможностям ребёнка и

вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру:

теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое,

овладевать действиями и навыками поведения.

Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную

потребность.

Это проявляется в его активности, любознательности.

 

 

 

 

5. Протест-бунт - проявляется в частых конфликтах

с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие

люди всерьёз относились к его самостоятельности.

Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются,

что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать.

Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений.

 

 

 

 

 

 

6. Обесценивание - в глазах ребёнка обесценивается все

то, что было для него привычно, интересно,

дорого раньше,  обесцениваются старые привязанности

ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

Симптом обесценивания может проявляться в том,

что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать

родителей, ломать любимые игрушки.

 

 

 

 

 

7. Деспотизм - ребёнок проявляет деспотическую власть

по отношению к близким людям, заставляет родителей

делать все, что он требует. Деспотизм чаще всего

проявляется в семье с единственным ребенком.

Он изо всех сил пытается проявить власть над

окружающими, ему хочется добиться того положения,

которое было в раннем детстве,

когда исполнялись все его желания

 

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);

стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);

 

особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

 

Главная задача родителей – помочь ребенку мягко (насколько это возможно) пройти этот возрастной этап.

 

Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).

 

 

Рекомендации психолога для родителей трехлеток

 

1. Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

 

2. Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.

 

3. Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

 

4. Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.

 

5. Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

 

6. Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

 

7. Не сравнивайте с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

 

8. Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

 

9. Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».

 

10. Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

 

 

Заключение:

 

КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ В ЖИЗНИ КАЖДОГО РЕБЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНО!  КРИЗИС – ЭТО ХОРОШО!

 

Кризис трёх лет - серьёзное испытание не только для родителей. Ребёнку в этот период приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии контролировать своё поведение.

 

Да, Вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень в жизни ребенка. И поэтому, уважаемые родители, от вас требуется терпение, выдержка и правильно выбранная тактика в общении со своим ребенком!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кризис трех лет578.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

Кризис трёх лет - один из самых известных и изученных кризисов в развитии маленького человека, по праву считающийся одним из наиболее трудных моментов в жизни и развитии ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Еще вчера малыш был нежным и послушным, но так быстро превратился в маленького капризулю, с которым просто невозможно договориться. Маленький тиран начинает упрямиться и совершенно не воспринимает те вещи, которые еще вчера не были проблемными.

Кризис трёх лет не имеет чётких границ. Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18-20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет. Кризис нарастает постепенно, достигает своего пика, а затем затихает.

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов».

В него входят 7 основных симптомов этого возраста.

Негативизм это отрицательная реакция, связанная с

отношением одного человека к другому человеку.

Ребёнок не делает что-то только потому, что это

предложил ему определённый взрослый человек.

Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует

требования одного члена семьи,  а с другими достаточно

послушен. Главный мотив действия — сделать

наоборот, то есть прямо противоположное тому,

что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает

на чем-то не потому, что ему этого очень хочется,

а потому, что он этого потребовал у взрослого,

и отказаться от собственного решения даже при

изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.

3. Строптивость — направлена в целом против

норм воспитания, системы отношений, образа жизни

в семье, а не против конкретного взрослого.

Строптивость отличается от негативизма тем,

что она безлична, а не направлена против человека.

Строптивость направлена против самого образа жизни,

против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.

4. Своеволие — стремление ребёнка все делать самому

(ключевые слова в речи «Я сам!)»,

проявление инициативы собственного действия,

которая неадекватна возможностям ребёнка и

вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру:

теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое,

овладевать действиями и навыками поведения.

Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную

потребность.

Это проявляется в его активности, любознательности.

5. Протест-бунт - проявляется в частых конфликтах

с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие

люди всерьёз относились к его самостоятельности.

Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются,

что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать.

Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений.

6. Обесценивание - в глазах ребёнка обесценивается все

то, что было для него привычно, интересно,

дорого раньше,  обесцениваются старые привязанности

ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

Симптом обесценивания может проявляться в том,

что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать

родителей, ломать любимые игрушки.

7. Деспотизм - ребёнок проявляет деспотическую власть

по отношению к близким людям, заставляет родителей

делать все, что он требует. Деспотизм чаще всего

проявляется в семье с единственным ребенком.

Он изо всех сил пытается проявить власть над

окружающими, ему хочется добиться того положения,

которое было в раннем детстве,

когда исполнялись все его желания

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);

стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);

особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

Главная задача родителей – помочь ребенку мягко (насколько это возможно) пройти этот возрастной этап.

Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).

Рекомендации психолога для родителей трехлеток

1. Играйте словами. Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»

2. Проявляйте креатив. В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала — ее, а дальше — ваше.

3. Не заставляйте — предлагайте и просите. Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».

4. Позвольте ошибаться. Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек — это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.

5. Не «залюбливайте» и не подавляйте. Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания — такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.

6. Дайте разумную свободу и поощряйте. Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.

7. Не сравнивайте с другими. Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.

8. Будьте мудрее. Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение — ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.

9. Любите. Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».

10. Развлекайтесь вместе. Сейчас кроха осваивает ролевые игры. Помогите ему. Именно через игру в маленьком человеке можно ненавязчиво развивать хорошие качества.

Заключение:

КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ ДОЛЖЕН СОСТОЯТЬСЯ В ЖИЗНИ КАЖДОГО РЕБЕНКА ОБЯЗАТЕЛЬНО!  КРИЗИС – ЭТО ХОРОШО!

Кризис трёх лет - серьёзное испытание не только для родителей. Ребёнку в этот период приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии контролировать своё поведение.

Да, Вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень в жизни ребенка. И поэтому, уважаемые родители, от вас требуется терпение, выдержка и правильно выбранная тактика в общении со своим ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Кризис трех лет"

В жизни каждого ребёнка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят   примерно в ...

Работа с родителями Консультации для родителей «Кризис трех лет»

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерян...

Консультация для родителей Тема: «Кризис трех лет».

Консультация для родителей Тема: «Кризис трех лет»....

Консультация для родителей "Кризис трех лет"

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы б...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.

Как правило, к трем годам, а возможно, и чуть раньше, родители, начинают замечать некоторые изменения в своем ребенке. Он становится упрямым, капризным, может даже, вздорным. Часто, родители не понима...