МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Эффективные формы реализации культурных практик с детьми 3-4 лет»
материал (младшая группа)

Бокова Ольга Ивановна

Цель мастер – класса:

- демонстрация методики сенсорного тренинга с детьми 3-4 лет как вариативной формы организации культурного досуга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_p-ogami.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ

ПО ТЕМЕ: «Эффективные формы реализации культурных практик с детьми 3-4 лет»

Воспитатель I квалификационной категории

МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова Бокова Ольга Ивановна

Цель мастер – класса:

- демонстрация методики сенсорного тренинга с детьми 3-4 лет как вариативной формы организации культурного досуга.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР - КЛАССА:

  1. Постановка педагогической проблемы.
  2. Практическая демонстрация методов. Комментарий к методу.
  3. Рефлексия.

  1. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Каждый педагог обязательно ищет ответы на вопросы:

  • В какой форме закрепить имеющиеся знания детей?
  • Какие созданы условия для организации познавательной активности детей?
  • На сколько учтены возрастные особенности, интересы и стремления детей?

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ

На эти вопросы найдется, пожалуй, один ответ. Заинтересовать ребенка игрой – значит, научить его играть с удовольствием. 

В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать Вам приемы, которые я использую при проведении сенсорного тренинга в работе с дошкольниками.

Ход мероприятия:

1. Теоретическая часть.

Приветствие педагогов. Объявление темы.

Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема моего сегодняшнего мастер–класса «Эффективные формы реализации культурных практик с детьми 3-4 лет»

Слайд 1 Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Слайд 2 Цель культурных практик: формирование общей культуры личности дошкольника, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок к учебной деятельности.

Слайд 3 Существует несколько видов культурных практик:

  • Совместная игра воспитателя и детей
  • Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта
  • Творческая мастерская
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия
  • Сенсорный и интеллектуальный тренинг
  • Детский досуг
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность

Одной из форм культурной практики является сенсорный и интеллектуальный тренинг. Что такое сенсорный тренинг?

Слайд 4. Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

Приглашаю вас принять участие в сенсорном тренинге

Участники тренинга выходят к мастеру.

Форма проведения: игра- путешествие, т.к. эта деятельность интересна и доступна детям 3-4 лет.

2. Практическая часть.

М (мастер): Здравствуйте, ребята! («Дети» здороваются с мастером) Вы хотите познакомиться с новой сказкой? (Ответы детей) Тогда проходите и присаживайтесь.

Чтение начала сказки. Стук в дверь и в группу заходит грустный зайчик (младший воспитатель).

М.: Здравствуй зайчик, ты почему такой грустный?

З(зайчик): Наступают холода и скоро придет зима, а мои друзья не успевают подготовиться к её приходу и один я не успею им помочь. Вот поэтому я такой грустный.

М.: Что же делать, как зайчику помочь…

Дети предлагают свои варианты ответа.

Комментарий: Мною организована игровая постановка проблемы, для того, чтобы заинтересовать детей. Игровой персонаж, введенный в процесс педагогического взаимодействия, позволит сохранить внимание детей к проблеме на протяжении всей «игры» и завуалировать процесс закрепления знаний. Кроме того, использован метод проблемного обращения к детям по разрешению ситуации, построению модели взаимодействия.  

М.: Зайчик, а как же мы с ребятами тебе поможем, как в лес попасть?

З.(радостно): Это просто. Я знаю волшебные слова. Чтобы нам попасть в лес нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.

1-2-3 повернись

1-2-3 в волшебном лесу окажись!

Вот взгляните, появились здесь следы, они то нас и приведут в лес!

Комментарий: Продемонстрирован метод виртуального погружения в проблемную ситуацию, в игре дети подведены к основной части сенсорного тренинга. Далее ребятам предлагается пройти, ориентируясь по следам в зону импровизированного леса

М.: Тот кто смелый поспеши, по следочкам в лес иди!

З: Посмотрите, там кто-то плачет! Сидит около берлоги медведь и ревет.

Медведь (игрушка би-ба-бо): Вот посмотрите, ребята, у моей берлоги совсем прохудилась крыша. Снег попадёт и будет холодно (плачет). Никто не сможете её починить…

Дети предлагают оказать помощь.  (дети подбирают заплатки нужной формы и «чинят» крышу)

Медведь: Спасибо ребята, теперь мне зима не страшна.

М.: Пожалуйста! (если не скажут дети)

Комментарий: Первым тренинговым игровым заданием ребята закрепляют сенсорные эталоны – форма, величина (размер фигуры).  Мы смогли наблюдать модель общения с детьми с позиции третьего, игрового, лица. Четко наблюдается основной принцип тренинга – работа в группе, действие с нравственно ориентированной моделью поведения и как отмечалось выше – это так же и особенности культурной практики.

З.: Идем дальше. Слышите кто-то еще о помощи просит?

На ветке дерева сидит белка (игрушка) под деревом много шишек.

Б.: Скоро, скоро холода… К зиме готовлюсь я одна. Нужно мне запасы сделать - шишки, ягоды, грибы и орешки мне нужны. Ох, не справлюсь (плачет)

Дети предлагают свою помощь

Б.: Спасибо ребята, только вот бельчата такие капризули шишки только большие едят, а маленькие бросают. Вот поэтому и приходиться долго искать, большие шишки от маленьких отделять.

В: Да это мы запросто.  Давай, белка, большую и маленькую корзинку. Мы все шишки разберем.

З: Девочки собирают большие шишки в большую корзину, а мальчики- маленькие шишки в маленькую. (гендерный подход)

Б.: Ребята посмотрите сколько шишек у меня? (одна)

З.: скажите, а сколько у вас шишек? (много)

Б: Спасибо вам за помощь! У меня для вас тоже подарки есть. Под пенечком всем листочки: для девочек желтые, мальчикам - красные. Берите на память.

Комментарий: Второе тренинговое упражнение - задание подчинено общей тематике мероприятия. Ребятам предложен следующие сенсорные эталоны – величина (большой-маленький), количество (один-много), самоопределение в цветовом спектре.

В последующем педагог может разнообразить игровые модели поведения детей в рамках заданного тематического направления, с учетом особенностей овладения детьми сенсорными эталонами.

З: Вот спасибо вам ребята! Всем моим друзьям помогли подготовиться к зиме! Вот вам за помощь от лесных друзей гостинцы!

(зайчик угощает детей)

М.: Теперь нам пора возвращаться в детский сад!

З: Давайте закроем глаза закрывайте и произнесем волшебные слова:

1-2-3 повернись

1-2-3 в детском саду окажись

Смотрите опять следы появились! Вы идите, а я побежал шубку менять, спасибо вам за помощь!

М.: Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были ребята? Кому мы помогали в лесу? Молодцы! 

Комментарии: Продемонстрирован заключительный этап сенсорного тренинга. Ребята получили одобрение за участие в общей деятельности, произведен игровой выход из ситуации виртуального погружения в проблему. В краткой форме резюмирована деятельность детей.  

Мастер предлагает детям дочитать сказку и приглашает их занять места на стульях.

Вывод:

Спасибо коллеги за участие и работу мастер-класса. Разрешите подвести итог.

Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- как одна из эффективных форм работы с родителями.

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Рос...

Статья «МАСТЕР-КЛАСС - КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Успех логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие  учителя-логопеда с родителями (законными представителями) во...

Мастер-класс «Волонтёрство - жизнеспособная и эффективная форма общения в детской среде».

Повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросе значения волонтёрского движения в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста....

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...

МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»

laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников»

Мастер-класс с воспитателями Тема «Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речикак условие развития речевых способностей дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Эффективность использования песочной терапии в работе с детьми раннего возраста»

Цель: Развитие творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, демонстрация опыта работы по песочной терапии в детском саду.Задачи:·...