Статья «МАСТЕР-КЛАСС - КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Успех логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
«МАСТЕР-КЛАСС - КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
учитель-логопед Автомонова Е.В.
ГБДОУ детский сад № 32, Выборгского района
Санкт- Петербурга
2017г.
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников по ФГОС ДО является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Успех логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями ( законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.
В логопедической работе, как известно, используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
-родительские собрания, открытые занятия, «круглые столы», семинары, беседы, смотры, конкурсы, выставки, выпуски папок-передвижек, лэпбуков, тренинги, квесты, встречи с интересными людьми, праздники, развлечения, дни открытых дверей, анкетирование, тематические прогулки. Эти данные формы взаимодействия с семьями позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители, посещая эти формы взаимодействия, получают возможность следить за успехами своих детей, знакомиться с основными методами и приёмами коррекционной работы. Они могут наблюдать, насколько их ребёнок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности и перспективы.
И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.
Однако при организации работы с семьями воспитанников приходится сталкиваться с рядом проблем. Это педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребёнку в детском саду и дома, игнорирование родителями своей ответственности за воспитание детей. У родителей отмечается несформированность педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами. Прослеживается отсутствие должного уровня психолого- педагогических знаний у родителей.
И так, для того чтобы родители стали активными участниками педагогического коррекционного процесса, мною были опрошены родители моих воспитанников, с целью выявления наиболее удобной и важной для них формы взаимодействия с учителем-логопедом.
На практике одной из стабильных, эффективных форм взаимодействия стали проведения мастер-классов «УРОКИ ЛОГОПЕДА»
Актуальность мастер-классов: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.
Цель: оказать помощь родителям в воспитании и развитии детей с проблемами речевого развития.
Тематика мастер-классов включала в себя:
∙ обзор актуальных проблем и технологий,
∙ различные аспекты и приемы использования технологий,
∙ педагогические методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-классов:
∙ передача учителем-логопедом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
∙ совместная отработка методических подходов учителя-логопеда и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
∙ рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер- класса;
∙ оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития;
∙ научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.
В ходе мастер-класса участники:
∙ изучают разработки по теме мастер-класса;
∙ участвуют в обсуждении полученных результатов;
∙ задают вопросы, получают на практике консультации;
∙ предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
∙ высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствует родительский интерес к проведению мастер-классов, повышение их внимания к образовательному процессу с детьми. Отмечается что, родители активно включаются в коррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребёнка.
Позитивные результаты проведения мастер-классов показывают непрерывный контакт учителя-логопеда, практически индивидуальный подход к каждому участнику - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции педагогического опыта.
Достижение уровня партнерских отношений с родителями и создание единого пространства учитель-логопед и семья – есть главный показатель эффективности данной формы взаимодействия.
Вашему вниманию предлагаю конспект мастер-класс для родителей Логопедическое развлечение Игра «Что? Где? Когда?»
Список литературы:
- Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред. Л.С.Вакуленко. СПБ.: ООО « Издательство « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011г.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М., 2008г.
- ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»
- Бачина О.В., Самородова Л.Н. « Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи» М. « Сфера «, 2009г.
- Материалы VI Общероссийской научно-практической конференции. «Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации» , Тамбов, 2012г.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №32 Выборгского района
Санкт-Петербурга
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Инновационные педагогические технологии, используемые в данном конспекте::
-здоровьесберегающие технологии;
-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
-информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
Составил: Автомонова Е.В. учитель-логопед
Санкт-Петербург
2017
Использованы образовательные технологии:
- здоровьесбережения;
-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
- информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Речевое развитие
НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
- «Социально -коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Художественно- эстетическое развитие»
ЦЕЛЬ: познакомить родителей с эффективными способами работы с детьми по развитию фонематических процессов и автоматизации звуков.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- систематизировать у детей полученные знания на речевых занятиях;
- развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас;
- дифференциация понятия «звук», «слог», «слово»
- совершенствование фонетической стороны речи (контроль за правильным произношением звуков в речи)
- развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;
- развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
- Развитие фонематического восприятия
- Развитие артикуляционной и тонкой моторики
- Развитие координации речи с движением.
- Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, находчивости
- Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.
Ожидаемый результат:
- Родители будут информированы о содержании коррекционно-развивающей работы.
- Родители обучатся поэтапному развитию фонематического слуха, процессу автоматизации звуков
- Родители будут самостоятельно и ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении.
ОБОРУДОВАНИЕ:
изображения сказочных героев; корзинка, предметные картинки, черный ящик, бочонок, музыкальные песенки ; компьютер, мультимедийное оборудование.
Ход мастер-класса:
I.Логопед: Уважаемые родители, Внимание! Внимание! Сегодня у нас проводится игра «Что? Где? Когда?».
Я предлагаю вам всем быть знатоками. А теперь поприветствуем наших юных знатоков.
СЛАЙД 1.(Фанфары).
Дети входят в зал.
II.Логопед:- Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои мы увидим сейчас на экране.
СЛАЙД 2. (Шесть героев)
Логопед.: Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, послушайте и определите кому принадлежит этот звук?
Дети: Карлсон.
Задания предлагаются от имени сказочных героев.
Логопед: Карлсон: Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте какие звуки будут сейчас звучать. И вы должны угадать их.
СЛАЙД 4.Игра «Угадай, что звучит»
СЛАЙД5 Знатоки успешно справились с заданием. Открыт счёт 1:0 в пользу знатоков.
Логопед.: Чтобы узнать, кто теперь играет против вас, послушайте загадку:
Бабушка девочку очень любила,
Красивую шапочку ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Ну, отгадайте, как звали ее?
СЛАЙД 6
Дети.: Красная Шапочка.
Логопед. :Красная Шапочка играет против знатоков.
Красная Шапочка.: Уважаемые знатоки. Помогите мне дойти до бабушки, не растеряв пирожки.
СЛАЙД 7 Игра «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно. Слова на отработку звука «С»
СЛАЙД 8 - Знатоки справились с заданием и счет становится 2:0.
Логопед.: Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание.
Звучит запись из мультфильма «Вини - Пух и все, все, все», голос Пятачка: «А где мой
воздушный шарик?»
- Против знатоков играет Пятачок.
СЛАЙД 9 Пятачок
СЛАЙД 10. Игра «Путаница»Знатоки должны отгадать какой звук перепутал слово. Будьте внимательны.
На глазах у детворы крысу красят маляры.
1. (Не крысу, а крышу. Вместо звука С нужно поставить звук Ш).
2.Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Не дом, а сом)
3. Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки. (Не пушки, а сушки)
4. На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. ( Не лев, а лес)
5.Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
6. У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! Не миска, а мишка.
7. Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
8. В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).
Логопед:- Знатоки успешно выполнили трудные задания Пятачка. Помогли разгадать вопрос.
СЛАЙД Счет становится 3:0
Логопед. Посмотрите на слайд — что это?
Дети. Туфельки.
Логопед. Кому принадлежит? л
Дети. Золушке.
СЛАЙД Золушка в грязном платье
Логопед. Золушка играет против знатоков.
Золушка.: Уважаемые знатоки! Я очень люблю сказки. Я хочу проверить, знаете ли вы мою сказку? Это БЛИЦ-ВОПРОС
СЛАЙД Игра «Собери Золушку на бал»(платье)
1.Задание : Угадай, что не так:
«Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши».
Далее произносится: «Платье- Флатье– млатье – платье– платье – клатье- платье»
СЛАЙД: Тыква- карета
Логопед: Что это?
Дети: Это тыква.
Золушка поехала на бал в тыкве?
Ответы детей.
2.Задание: Уважаемые знатоки, чтобы тыква превратилась в карету, вы, должны
внимательно прослушать цепочку слогов и воспроизвести, т.е. повторить эти слоги.
Далее произносится: ПА-БА-ПА, КА-ГА-КА, СА-ЗА-СА.
СЛАЙД: Туфелька
Логопед: Произнесите слово «туфелька».Какой первый звук в слове «туфелька».
Дети: Звук «Т»
3.Задание: Игра «Поймай звук и слог»
Далее произносится: Сейчас я буду произносить звук и слоги. Вы должны одной
рукой поймать звук ловят один звук- «Т». Двумя руками поймать слоги со звуком «Т»
- та-то-ту-ты.
СЛАЙД Счет становится 4:0
Логопед отрывает достает статуэтку с изображением скрипичного ключа.
Объявляет музыкальную паузу.
III.СЛАЙД Музыкальная игра « Раз, два, три»
Все подходят к столу, садятся за свои места .
СЛАЙД «Черный ящик».Звучит музыка.
Логопед: Уважаемые знатоки! Я вам буду «бросать» звуки, а вы соберите из них слова:
Если слово получится, то появится этот предмет.
Далее произносится: ШАР, КОШКА,КОВШ, МЫШКА,ШАРФ
СЛАЙД: Счёт 5:0
СЛАЙД
Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, послушайте загадку и дайте ответ:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?...
Дети. Буратино.
Буратино.: Я хочу вам предложить сложную игру. «Скажи наоборот» , слова со звуком «Л»
Для этого вам надо послушать предложения. Добавить в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком «Л». Повторить предложение.
Знатокам предлагается встать к экрану лицом. На каждый заданный вопрос. Давать ответ и при правильном варианте делать шаг вперед.
(Игра проводится со всеми знатоками)
Далее произносится:
У берёзки ствол тонкий, а у дуба ствол…
Заяц трусливый, а лев…
Суп горячий, а эскимо…
Собака сытая, а волк…
Логопед. Трудное задание, но знатоки не сдаются.
И счёт становится 6:0
Логопед: Выполнили все задание. И счет становится 6:0 в пользу знатоков.
IV. Послушайте внимательно какие звуки я произнесла!
К-О-Н-Е-Ц!
V.Рефлексия. Подведение итогов мастер – класса.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Мы благодарим всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Нам очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Поможет нам в этом задание «Наполни бочонок».
Участникам предложены жетоны желтого цвета (мед), и коричневого цвета (деготь).
Они по желанию пополняют бочонок с надписью «Мед».
Инструкция к жетонам:
· если вас заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы будете его использовать в играх с детьми – «добавьте ложку меда» в бочонок - положите желтый жетон.
· Вас не заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы не будете его использовать домашних условиях – «добавьте ложку дегтя» в бочонок - положите жетон коричневого цвета.
Мастер- класс окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"
Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности....
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Тренинг для родителей – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями".
В соответствии с законом «Об образовании», «ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй дл...
Мастер-класс «Постер-консультация — одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями»
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи – особенн...
«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. В дошкольном возрасте интенсивно ф...
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников
Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...
Использование Viber как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного...
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...