Статья «МАСТЕР-КЛАСС - КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Автомонова Елена Васильевна

Успех логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие  учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«МАСТЕР-КЛАСС - КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

учитель-логопед Автомонова Е.В.

ГБДОУ детский сад № 32, Выборгского района

Санкт- Петербурга

2017г.

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников по ФГОС ДО является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Успех логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие  учителя-логопеда с родителями ( законными представителями) воспитанников. Эффективная коррекция речевого нарушения возможна только в создании единого пространства учитель-логопед – семья.

В логопедической  работе, как известно,  используются  различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:

-родительские собрания, открытые занятия, «круглые столы», семинары,  беседы, смотры, конкурсы, выставки, выпуски папок-передвижек, лэпбуков, тренинги, квесты, встречи с интересными людьми, праздники, развлечения, дни открытых дверей, анкетирование, тематические прогулки. Эти данные  формы взаимодействия с семьями позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители, посещая эти формы взаимодействия, получают возможность следить за успехами своих детей, знакомиться с основными методами и приёмами коррекционной работы. Они могут наблюдать, насколько их ребёнок самостоятельно справляется с заданием, видеть его трудности и перспективы.

 И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализацию творческого потенциала родителей и детей.

 Однако при организации работы с семьями воспитанников приходится сталкиваться с рядом проблем. Это педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребёнку в детском саду и дома, игнорирование родителями  своей ответственности за воспитание детей. У родителей отмечается несформированность педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами. Прослеживается отсутствие должного уровня психолого- педагогических знаний у родителей.

 И так, для того чтобы родители стали активными участниками педагогического  коррекционного процесса, мною были опрошены родители моих воспитанников, с целью выявления наиболее удобной и важной для них формы  взаимодействия  с учителем-логопедом.

На практике одной из стабильных, эффективных форм взаимодействия стали проведения мастер-классов «УРОКИ ЛОГОПЕДА»

Актуальность мастер-классов: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

Цель: оказать помощь родителям в воспитании и развитии детей с проблемами речевого развития.

Тематика мастер-классов включала в себя:

 ∙ обзор актуальных проблем и технологий,

 ∙ различные аспекты и приемы использования технологий,

 ∙  педагогические  методы применения технологий на практике и др.

Задачи мастер-классов:

 ∙ передача учителем-логопедом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

 ∙ совместная отработка методических подходов учителя-логопеда и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

 ∙ рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер- класса;

 ∙ оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития;

 ∙ научить родителей адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.

 В ходе мастер-класса участники:

∙ изучают разработки по теме мастер-класса;

∙ участвуют в обсуждении полученных результатов;

∙ задают вопросы, получают на практике  консультации;

∙ предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

∙ высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствует родительский интерес  к проведению мастер-классов, повышение их внимания к образовательному процессу с детьми. Отмечается что, родители активно включаются в коррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребёнка. 

Позитивные результаты  проведения мастер-классов показывают непрерывный контакт учителя-логопеда, практически индивидуальный подход к каждому участнику - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм трансляции  педагогического опыта.

 Достижение уровня партнерских отношений с родителями и создание единого пространства  учитель-логопед и семья – есть главный показатель эффективности данной формы взаимодействия.

 Вашему вниманию предлагаю конспект мастер-класс для родителей Логопедическое развлечение  Игра «Что? Где? Когда?»

Список литературы:

  1. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие/ Под ред. Л.С.Вакуленко. СПБ.: ООО « Издательство « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011г.
  2. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М., 2008г.
  3. ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»
  4. Бачина О.В., Самородова Л.Н. « Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи» М. « Сфера «, 2009г.
  5.  Материалы VI Общероссийской научно-практической конференции. «Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации» , Тамбов, 2012г.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №32 Выборгского района

Санкт-Петербурга

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Инновационные педагогические технологии, используемые в данном конспекте::

-здоровьесберегающие технологии;

-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

-информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

Составил: Автомонова  Е.В. учитель-логопед

Санкт-Петербург

2017

Использованы образовательные технологии:

  • здоровьесбережения;

-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

  • информационно-компьютерных технологий (ИКТ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:     Речевое развитие

НАПРАВЛЕНИЕ:   Познавательно-речевое

ИНТЕГРАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ОБЛАСТЕЙ:

  • «Социально -коммуникативное развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Художественно- эстетическое развитие»

ЦЕЛЬ: познакомить родителей с эффективными способами работы с детьми по развитию фонематических процессов и автоматизации звуков.

 ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

  • систематизировать у детей полученные знания на речевых занятиях;
  • развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас;
  •  дифференциация понятия «звук», «слог», «слово»
  • совершенствование фонетической стороны речи (контроль за правильным произношением звуков в речи)
  •        развивать   интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;
  • развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.

Коррекционно-развивающие:

•    Развитие слухового,  зрительного  внимания и памяти.

  • Развитие  фонематического восприятия
  • Развитие артикуляционной и тонкой моторики
  • Развитие координации речи с движением.
  • Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, находчивости
  • Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.

Ожидаемый результат:

  • Родители будут информированы о содержании коррекционно-развивающей работы.
  • Родители обучатся поэтапному развитию фонематического слуха, процессу автоматизации звуков
  • Родители будут самостоятельно и  ежедневно закреплять навыки в непосредственном общении.

ОБОРУДОВАНИЕ:

изображения  сказочных героев; корзинка, предметные картинки, черный ящик, бочонок, музыкальные песенки ; компьютер, мультимедийное  оборудование.

                           

 

Ход мастер-класса:

I.Логопед: Уважаемые родители, Внимание! Внимание! Сегодня  у нас проводится игра «Что? Где? Когда?».

 Я предлагаю вам всем быть знатоками. А теперь поприветствуем наших юных знатоков.

СЛАЙД 1.(Фанфары).

Дети входят в зал.

II.Логопед:- Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои  мы увидим сейчас на экране.

СЛАЙД 2. (Шесть героев)

 Логопед.: Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, послушайте и определите  кому принадлежит этот звук?  

Дети: Карлсон.

Задания предлагаются от имени сказочных героев.

Логопед: Карлсон: Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте какие звуки будут  сейчас звучать. И вы должны угадать их.

СЛАЙД 4.Игра «Угадай, что звучит»

СЛАЙД5 Знатоки успешно справились с заданием. Открыт счёт 1:0 в пользу знатоков.

 Логопед.: Чтобы узнать, кто теперь играет против вас, послушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Красивую шапочку ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Ну, отгадайте, как звали ее?

СЛАЙД 6

Дети.: Красная Шапочка.

Логопед. :Красная Шапочка играет против знатоков.

Красная Шапочка.: Уважаемые знатоки. Помогите мне дойти до бабушки, не растеряв пирожки.

СЛАЙД 7 Игра «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно. Слова на отработку звука «С» 

СЛАЙД 8    - Знатоки справились с заданием и счет становится 2:0.

 Логопед.: Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание.

Звучит запись из мультфильма «Вини - Пух и все, все, все», голос Пятачка: «А где мой

воздушный шарик?»

Против знатоков играет Пятачок.

СЛАЙД 9 Пятачок

СЛАЙД 10. Игра «Путаница»Знатоки должны отгадать какой звук перепутал слово. Будьте внимательны.

 На глазах у детворы крысу красят маляры.

                1. (Не крысу, а крышу. Вместо звука С нужно поставить звук Ш).

        2.Говорят, один рыбак
               В речке выловил башмак.
               Но зато ему потом
               На крючок попался дом. (Не дом, а сом)

3. Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки. (Не пушки, а сушки)

4.    На пожелтевшую траву
                  Роняет лев свою листву. ( Не лев, а лес)

        5.Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).

        6. У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! Не миска, а мишка.

        7. Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).

          8. В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).

  Логопед:- Знатоки успешно выполнили трудные  задания Пятачка. Помогли разгадать   вопрос.

  СЛАЙД  Счет становится 3:0

       

 Логопед. Посмотрите на слайд  — что это?  

 Дети. Туфельки.

 Логопед. Кому  принадлежит?                                                                    л

 Дети. Золушке.

 СЛАЙД Золушка в грязном платье

Логопед. Золушка  играет против знатоков.

Золушка.: Уважаемые знатоки! Я очень люблю сказки. Я хочу проверить, знаете ли вы мою  сказку? Это БЛИЦ-ВОПРОС

 СЛАЙД  Игра «Собери Золушку на бал»(платье)

 1.Задание : Угадай, что не так:

  «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы  внимательно слушайте.     Когда          я ошибусь, хлопните  в ладоши».

  Далее произносится: «Платье- Флатье– млатье – платье– платье – клатье- платье»

     СЛАЙД: Тыква- карета

       Логопед: Что это?

       Дети: Это тыква. 

       Золушка поехала на бал в тыкве?

       Ответы детей.

       2.Задание: Уважаемые знатоки, чтобы тыква превратилась в карету, вы, должны

        внимательно прослушать цепочку слогов и воспроизвести, т.е. повторить эти слоги.

       Далее произносится: ПА-БА-ПА, КА-ГА-КА, СА-ЗА-СА.

       СЛАЙД: Туфелька

       Логопед: Произнесите слово «туфелька».Какой первый звук в слове «туфелька».

       Дети: Звук «Т»

       3.Задание: Игра «Поймай звук и слог»

       Далее произносится: Сейчас я буду произносить звук и слоги. Вы должны одной

       рукой поймать звук ловят один звук- «Т». Двумя руками поймать  слоги со звуком «Т»

       - та-то-ту-ты.

       СЛАЙД  Счет становится 4:0

       Логопед отрывает достает статуэтку  с изображением скрипичного ключа.

       Объявляет     музыкальную паузу.

       III.СЛАЙД  Музыкальная игра « Раз, два, три»

       Все подходят к столу, садятся за свои места .

       СЛАЙД    «Черный ящик».Звучит музыка.

       Логопед:   Уважаемые знатоки!  Я вам   буду «бросать» звуки, а вы соберите из них  слова:

       Если слово получится, то появится этот предмет.

       Далее произносится: ШАР, КОШКА,КОВШ, МЫШКА,ШАРФ

       СЛАЙД: Счёт 5:0

       СЛАЙД  

       Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, послушайте    загадку и дайте ответ:

        Деревянный озорник 
       Из сказки в нашу жизнь проник. 
       Любимец взрослых и детей, 
       Смельчак и выдумщик затей, 
       Проказник, весельчак и плут. 
       Скажите, как его зовут?...

      Дети. Буратино.

       Буратино.: Я хочу вам предложить сложную игру. «Скажи наоборот» , слова со звуком  «Л»

       Для этого вам надо послушать предложения. Добавить в каждое предложение подходящее        по смыслу слово со звуком «Л». Повторить предложение.

        Знатокам предлагается встать к экрану лицом. На каждый заданный вопрос. Давать ответ    и при правильном варианте делать шаг вперед.

       (Игра проводится со всеми знатоками)

       Далее произносится:

       У берёзки ствол тонкий, а у дуба ствол…

Заяц трусливый, а лев…

Суп горячий, а эскимо…

Собака сытая, а волк…

Логопед. Трудное задание, но знатоки не сдаются.

И счёт становится  6:0

Логопед:      Выполнили все задание. И  счет становится 6:0 в пользу знатоков.

IV. Послушайте внимательно какие звуки я произнесла!

К-О-Н-Е-Ц!

V.Рефлексия. Подведение итогов мастер – класса.

  Наш мастер-класс подошёл к концу. Мы благодарим всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Нам очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Поможет  нам в этом  задание «Наполни бочонок».
Участникам предложены жетоны желтого цвета (мед), и коричневого цвета (деготь).

 Они по желанию пополняют  бочонок с надписью «Мед».
 Инструкция к жетонам:
· если вас заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы будете его использовать в играх с детьми – «добавьте ложку меда» в бочонок - положите желтый жетон.
· Вас не заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы не будете его использовать домашних условиях  – «добавьте ложку дегтя» в бочонок - положите жетон коричневого цвета.

 Мастер- класс окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"

Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности....

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Тренинг для родителей – как одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями".

В соответствии с законом «Об образовании», «ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  «взаимодействие с семьёй дл...

Мастер-класс «Постер-консультация — одна из современных эффективных форм взаимодействия с родителями»

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи – особенн...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...

Использование Viber как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...