Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Захарова Наталья Владимировна

Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»

Статья (из опыта работы).

«Родительский клуб – одна из эффективных форм

взаимодействия с родителями»

                                                   Автор: учитель-логопед: Захарова Н.В.

   

     

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОУ является вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс, для повышения их компетентности  в вопросах развития и воспитания дошкольников.

     Осознанное включение родителей в совместную деятельность позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, а также обеспечить полноценное развитие ребенка с нарушениями речи. Ведь давно доказано, что развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов.

     Но как, же привлечь к сотрудничеству таких занятых и далёких от педагогической теории современных родителей?

Данный вопрос я думаю, не раз возникал у большинства педагогов. Три года назад я тоже заинтересовалась этой проблемой, так как число детей с тяжёлыми нарушениями речи стало неукоснительно расти, а большинство родителей стали склоняться к мнению, что коррекция недостатков речевого развития должна полностью «ложится на плечи» педагогов дошкольного учреждения. Традиционные формы работы с родителями в виде родительских собраний, лекций, отчетов, информационных уголков уже не приносили желаемых результатов. Я отчётливо понимала, что необходимо создать такие условия, чтобы родители желали сотрудничать и стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

   Знакомясь с опытом работы других педагогов, моё внимание привлекла такая форма взаимодействия с семьёй, как «Родительский клуб». 

Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей и педагогов. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, обсуждать волнующие их темы.  Вся работа клуба направлена на  максимальную результативность встреч для всех его участников. А участниками являются не только учитель-логопед и родители, но и дети. Приход в клуб совершенно доброволен, но для того чтобы максимально заинтересовать, как можно больше родителей, необходима мотивировка. 

    И здесь возникает ещё одна проблема. Ежегодно в нашем детском саду состав группы компенсирующей направленности меняется, так как в ней находятся дети двух возрастов (старшие и подготовительные). Конечно же, меняются родители. На первом родительском собрании  им снова приходится знакомиться друг с другом, они скованны, как правило, просто молча, слушают педагогов, почти не задают никаких вопросов. В такой ситуации большинство родителей с опаской и недоверием относятся к предлагаемым новым формам работы, так как не хотят быть обременёнными какими-либо дополнительными обязанностями.

      Как же увлечь их, чтобы они добровольно согласились стать активными участниками клуба? Наблюдая за родителями не один год, я заметила, что лучше всего они раскрепощаются в совместной деятельности с детьми. Поэтому первое заседание клуба было решено провести в виде  развлечения  «По дороге красивой речи» с участием детей. В начале заседания я довела до сведения родителей о том, что в нашем детском саду начинает функционировать родительский клуб «Мы вместе».

Целью данного клуба является - приобщение родителей к коррекционному процессу, путем совместных с детьми  практических занятий и консультаций. Основные задачи клуба:

1. Повышение родительской компетентности в вопросах коррекции речевого развития детей.

2. Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.

3. Обсуждение волнующих тем, обмен опытом.

Затем немного теоретических знаний об основных составляющих этапах логопедического развлечения, таких как пальчиковая и артикуляционная гимнастики, упражнения для развития дыхания, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий.

     Следующий этап – само развлечение. В котором родители, вместе с детьми, выстроившись друг за другом «паровозиком» под весёлую музыку отправились в путь. Начиная с этого момента, на лицах родителей появились улыбки. Они с легкость включались в совместную деятельность с детьми, более заинтересованно слушали мои комментарии, советы, рекомендации по поводу правильности выполнения заданий и даже задавали вопросы. Так эмоции, полученные родителями и детьми от совместно проведенного досуга, послужили стимулом дальнейшей работы клуба.

      В конце заседания я ознакомила родителей с положением о создании клуба и планом работы на год. Приоритетным направлением нашего клуба была выбрана практическая деятельность: мастер-классы, совместные занятия с детьми, семинары с использованием мультимедии. Так на каждом заседании клуба  родители на практике знакомились  с методами и приёмами развития тех или иных сторон речевой деятельности, учились адекватно оценивать возможности своего ребёнка.

   Несомненно,  поиск и подбор материала, его компоновка, поиск эффективных практических упражнений и приемов занимает много времени и сил, но эти усилия несравнимы с теми результатами, которые приносит клуб в работе с родителями. За несколько лет взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования клуба я убедилась в том, что выбранная структура и схема подачи информации формируют атмосферу доверия и настоящего сотрудничества между педагогом и родителями.

Для тех, педагогов, которых заинтересовала данная форма работы с родителями, ниже приведен примерный план заседаний нашего родительского клуба «Мы вместе».

Примерный перспективно - тематический план  заседаний

для родителей детей группы компенсирующей направленности подготовительного возраста.

Тема заседания

Участники

Форма

Сроки

1. «Путешествие по стране правильной речи»

Цель: показать необходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам         формирования навыков речевого развития.

родители, дети, учитель – логопед,

Семинар-практикум,

памятки

сентябрь

2. «Занимательные игровые упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста».

Цель: научить основным правилам проведения дыхательной гимнастики,  привлечь родителей к изготовлению пособий.  

родители, учитель – логопед,

Мастер-класс с использованием мультимедиа  

ноябрь

3. «Работа над звуковой культурой речи».

Цель: познакомить родителей со спецификой проведения подгрупповых занятий по звукопроизношению, научить основным приемам работы над звуковым и слоговым анализом слов.  

родители, учитель – логопед.

Практическое занятие с использованием мультимедиа  

февраль

4.«Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей»

Цель: повышение родительской компетентности в понимании данной темы, научить различать неспецифические ошибки на письме.

родители, дети,

учитель – логопед,

Мастер-класс,  презентация памятки

апрель

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Предста...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...

«Детско-родительский клуб «Познаем вместе» как одна из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь и...

Организация клуба родительской взаимопомощи и поддержки «Растем вместе» - одна из эффективных психолого-педагогических технологий сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста.

Психолого-педагогические технологии сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста, направлены на реализацию воспитательного потенциала и создание наилучших условий для развития детей...

Детско-родительский литературный клуб как одна их эффективных форм формирования будущего читателя.

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...