Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Захарова Наталья Владимировна

Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №24 «Солнышко»

Статья (из опыта работы).

«Родительский клуб – одна из эффективных форм

взаимодействия с родителями»

                                                   Автор: учитель-логопед: Захарова Н.В.

   

     

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОУ является вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс, для повышения их компетентности  в вопросах развития и воспитания дошкольников.

     Осознанное включение родителей в совместную деятельность позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, а также обеспечить полноценное развитие ребенка с нарушениями речи. Ведь давно доказано, что развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов.

     Но как, же привлечь к сотрудничеству таких занятых и далёких от педагогической теории современных родителей?

Данный вопрос я думаю, не раз возникал у большинства педагогов. Три года назад я тоже заинтересовалась этой проблемой, так как число детей с тяжёлыми нарушениями речи стало неукоснительно расти, а большинство родителей стали склоняться к мнению, что коррекция недостатков речевого развития должна полностью «ложится на плечи» педагогов дошкольного учреждения. Традиционные формы работы с родителями в виде родительских собраний, лекций, отчетов, информационных уголков уже не приносили желаемых результатов. Я отчётливо понимала, что необходимо создать такие условия, чтобы родители желали сотрудничать и стали активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

   Знакомясь с опытом работы других педагогов, моё внимание привлекла такая форма взаимодействия с семьёй, как «Родительский клуб». 

Коренное отличие клуба от других форм работы — это позиция равенства его участников — родителей и педагогов. Здесь люди собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, обсуждать волнующие их темы.  Вся работа клуба направлена на  максимальную результативность встреч для всех его участников. А участниками являются не только учитель-логопед и родители, но и дети. Приход в клуб совершенно доброволен, но для того чтобы максимально заинтересовать, как можно больше родителей, необходима мотивировка. 

    И здесь возникает ещё одна проблема. Ежегодно в нашем детском саду состав группы компенсирующей направленности меняется, так как в ней находятся дети двух возрастов (старшие и подготовительные). Конечно же, меняются родители. На первом родительском собрании  им снова приходится знакомиться друг с другом, они скованны, как правило, просто молча, слушают педагогов, почти не задают никаких вопросов. В такой ситуации большинство родителей с опаской и недоверием относятся к предлагаемым новым формам работы, так как не хотят быть обременёнными какими-либо дополнительными обязанностями.

      Как же увлечь их, чтобы они добровольно согласились стать активными участниками клуба? Наблюдая за родителями не один год, я заметила, что лучше всего они раскрепощаются в совместной деятельности с детьми. Поэтому первое заседание клуба было решено провести в виде  развлечения  «По дороге красивой речи» с участием детей. В начале заседания я довела до сведения родителей о том, что в нашем детском саду начинает функционировать родительский клуб «Мы вместе».

Целью данного клуба является - приобщение родителей к коррекционному процессу, путем совместных с детьми  практических занятий и консультаций. Основные задачи клуба:

1. Повышение родительской компетентности в вопросах коррекции речевого развития детей.

2. Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома.

3. Обсуждение волнующих тем, обмен опытом.

Затем немного теоретических знаний об основных составляющих этапах логопедического развлечения, таких как пальчиковая и артикуляционная гимнастики, упражнения для развития дыхания, фонематического слуха, лексико-грамматических категорий.

     Следующий этап – само развлечение. В котором родители, вместе с детьми, выстроившись друг за другом «паровозиком» под весёлую музыку отправились в путь. Начиная с этого момента, на лицах родителей появились улыбки. Они с легкость включались в совместную деятельность с детьми, более заинтересованно слушали мои комментарии, советы, рекомендации по поводу правильности выполнения заданий и даже задавали вопросы. Так эмоции, полученные родителями и детьми от совместно проведенного досуга, послужили стимулом дальнейшей работы клуба.

      В конце заседания я ознакомила родителей с положением о создании клуба и планом работы на год. Приоритетным направлением нашего клуба была выбрана практическая деятельность: мастер-классы, совместные занятия с детьми, семинары с использованием мультимедии. Так на каждом заседании клуба  родители на практике знакомились  с методами и приёмами развития тех или иных сторон речевой деятельности, учились адекватно оценивать возможности своего ребёнка.

   Несомненно,  поиск и подбор материала, его компоновка, поиск эффективных практических упражнений и приемов занимает много времени и сил, но эти усилия несравнимы с теми результатами, которые приносит клуб в работе с родителями. За несколько лет взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования клуба я убедилась в том, что выбранная структура и схема подачи информации формируют атмосферу доверия и настоящего сотрудничества между педагогом и родителями.

Для тех, педагогов, которых заинтересовала данная форма работы с родителями, ниже приведен примерный план заседаний нашего родительского клуба «Мы вместе».

Примерный перспективно - тематический план  заседаний

для родителей детей группы компенсирующей направленности подготовительного возраста.

Тема заседания

Участники

Форма

Сроки

1. «Путешествие по стране правильной речи»

Цель: показать необходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам         формирования навыков речевого развития.

родители, дети, учитель – логопед,

Семинар-практикум,

памятки

сентябрь

2. «Занимательные игровые упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста».

Цель: научить основным правилам проведения дыхательной гимнастики,  привлечь родителей к изготовлению пособий.  

родители, учитель – логопед,

Мастер-класс с использованием мультимедиа  

ноябрь

3. «Работа над звуковой культурой речи».

Цель: познакомить родителей со спецификой проведения подгрупповых занятий по звукопроизношению, научить основным приемам работы над звуковым и слоговым анализом слов.  

родители, учитель – логопед.

Практическое занятие с использованием мультимедиа  

февраль

4.«Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей»

Цель: повышение родительской компетентности в понимании данной темы, научить различать неспецифические ошибки на письме.

родители, дети,

учитель – логопед,

Мастер-класс,  презентация памятки

апрель

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский клуб «Развитие» как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в целях развития потенциальных возможностей ребенка.

В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по организации работы детско-родительского клуба «Развитие»,  в  основе которой  лежит   совместная детско-родительская...

Родительский клуб как одна из форм работы с родителями

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Необходимо вовлекать родителей в жизнь детского сада.Родительский клуб – одна ...

Семейный клуб «Дружба» как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ (ЗПР) в ДОУ.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ ...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Предста...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...