Главные вкладки

    ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ
    статья на тему

    Казаченко Любовь Анатольевна

    В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Представлен опыт работы ДОУ в данном направлении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kazachenko_l.a_popenova_i.v._lesosibirsk_statya.id_9746.docx36.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

    Л.А. Казаченко,И.В. Попенова

    МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»

    г.Лесосибирск, Россиия

    В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Представлен опыт работы ДОУ в данном направлении.

    Ключевые слова: литературный клуб, будущий грамотный читатель, детская библиотека, книга.

    Ни для кого не секрет, что на воспитание подрастающего поколения оказывает большое влияние художественная литература. Книги развивают детей, погружают их в волшебный мир сказок, позволяют понять ритмический рисунок стихотворных рифм, расширяют круг знаний при чтении рассказов. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

    В наше время книга всё чаще стала отходить на второй план. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших школьников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

    На первый взгляд, кажется, что дети малы, но ещё Л. С. Выгодский говорил: «Именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого талантливого» читателя».

    В детском саду уделяется большое внимание ознакомлению детей с художественной литературой, используются разнообразные формы работы: чтение книг, рассматривание иллюстраций, инсценирование, просмотр спектаклей, изготовление атрибутов, рисование, викторины по сказкам и многое другое.

    Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

    Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

    Понимая это, захотелось хоть немного повернуть детей к книге, а значит и их родителей. Так как дети ещё сами не умеют читать и самостоятельно пока не могут посещать библиотеку, а тем более купить книгу.

    Актуальность взаимодействия детского сада и семьи не подлежит сомнению. Ребёнок приходит в детский сад из семьи и возвращается в семью. Поэтому одним из важнейших условий развития личности ребёнка, достижения им социальной зрелости является согласованная работа окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

    Я сама люблю много читать, пишу стихи и участвую в литературных конкурсах. Так возникла идея детско-родительского литературного клуба.

    Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников, педагоги и дети. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей и потребностей семей исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем.

    Первое заседание клуба прошло в апреле 2016 года. И название он получил «Солнышко». Почему «Солнышко»? Да, наверное, потому, что солнце – это всегда тепло, добро, это мама, семья. Недаром говорит пословица «при солнышке - тепло, при матери - добро».Итак, родители привлечены, они с большим удовольствием пришли на литературный клуб. Но главная наша цель – это книга. Поэтому лейтмотивом нашего клуба были взяты слова Константина Ибреева:

    Раскрыта книга,

    Шелестят страницы,

    А, может быть, так ветры шелестят,

    Когда весна к тебе в окно стучится

    И в небе гуси-лебеди летят?

    А, может быть, на вековых просторах

    Так меж собою шепчутся ручьи?

    Всё может быть – страниц привычный шорох

    Всегда по-новому красноречив.

    На первом занятии были определены цели и задачи клуба.

    Цель клуба: воспитание будущего грамотного читателя.

    Задачи:

    - воспитывать интерес и любовь детей к книге;

    - способствовать формированию умений детей слушать, слышать и воспринимать художественные тексты, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям;

    - познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения;

    - воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

    Дети были маленькие и ходили в детский сад только первый год, поэтому для инсценирования была выбрана сказка «Колобок». В главной роли бабушки была я. Но я уже сказала, что дети были маленькие, поэтому героями выступали вместе с родителями. Были довольны и родители, и дети. У детей была поддержка, а у родителей радость. Остальные дети участвовали в играх и читали стихи.

    К подготовке второго заседания я привлекла родителей. Речь у детей ещё мало развита и им необходимо слышать грамотную речь.Теперь мамы и папы были героями сказки. Сказка была выбрана «Теремок» по возрасту детей. Я думала, что возникнут трудности с родителями, но они очень охотно согласились играть роли, а некоторые даже сами просили дать им роль в сказке. И как раз просили те, у которых дети очень застенчивы. Мамы объяснили это тем, что ребёнок увидит свою маму и сам будет увереннее в группе. А дети опять читали стихи про маму и папу, участвовали в играх.

    На наше второе заседание была приглашена Ирина Васильевна Дейнеко, главный библиотекарь детской библиотеки №10. С библиотекой у нас давние прочные связи: воспитанники детского сада регулярно бывают там на различных мероприятиях (экскурсиях, занятиях, встречах с местными детскими писателями),  принимают участие в конкурсах, выставках, фестивалях, организуемых сотрудниками библиотеки. Библиотекари присутствуют на родительских собраниях, конкурсах чтецов, организуют передвижные библиотекив ДОУ.

    Ирина Васильевна рассказала о новинках художественной литературы для детей и предложила следующее заседание провести у них.Опять было какое-то сомнение, что родители не поддержат нас в силу своей занятости, так как приглашали их в выходной день. Но к великому счастью, они откликнулись и пришли в воскресенье вместе с детьми в библиотеку.

    Участников клуба встретили библиотекари и одна из любимых сказочных героинь Баба Яга, которая старалась запутать малышей и давала неправильные подсказки о правилах поведения в библиотеке. Малыши и их родители познакомились с библиотекой, с новыми и интересными детскими книжками, поиграли в напольные игры, с удовольствием и увлеченно отгадывали сказочные викторины. Мамы и ребята ушли из библиотеки с книжками и журналами, с хорошим настроением и с желанием еще и еще возвращаться в библиотеку.

    Но, к сожалению, не все дети смогли прийти. Те ребята, которые были, рассказали о своём походе. Остальным детям тоже захотелось посетить библиотеку. Они спрашивали у родителей – а почему они не пришли. Причины были разные, но итог один, их не привели. И тогда я предложила Ирине Васильевне провести заседание клуба со всеми детьми в рабочее время. Пригласили родителей. И никто не ожидал, что откликнутся многие. Нашли время и бабушки, и дедушки, что очень редко, и папы и, конечно же, мамы. Всем им захотелось сходить с нами в библиотеку. Было 13 взрослых и 20 детей.

    Для чтения-игры на этот раз была выбрана книга Карла Эрика «10 резиновых утят». В книгах Эрика Карла, американского детского писателя, все создано именно под маленького ребенка – и содержание, и объем текста, и характеры героев, и иллюстрации.

    На занятии дети не только читали и рассматривали книгу, но и считали в пределах 10 (утят ведь в книжке 10), причем счет был количественным (один, два, три…) и порядковый (первый, второй, третий…). Повторяли цвета: резиновые утята – желтые, «утятам красят клювы красным, а глазки – голубым», медведь – белый, а фламинго – розовый. Осваивали пространственное представление: один утенок плывет на запад, другой – на восток, кто-то плывет направо, кто-то - налево.

    Все вместе слушали, как ревет море во время шторма, и издают звуки разные животные.Отгадывали «мохнатые» загадки и играли.

    А родители в это время еще и учились как можно и нужно читать с детьми книги, то есть руководить воспитанием детей как читателей.

    Нам было интересно мнение родителей о посещении библиотеки, и мы предложили написать отзывы. (Приложение 3)

    Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:

    - в группе имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, создана библиотека детской литературы;

    - работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с детской библиотекой, 

    - можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей.

    - родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

    Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе.  И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

        А. П. Чехов сказал:  «Чтобы воспитать, тут нужно беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» Поэтому мы планируем продолжать вести наш литературный клуб и, конечно же, продолжать сотрудничество с библиотекой.

    В наших планах:консультации, открытые занятия с участием родителей и  рекомендациями по организации домашнего чтения, выставки детских работ по прочитанным книгам, выставки литературы, совместные вечера – развлечения, инсценировки  сказок и многое др.

    Приложение 1

    АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

    «Воспитание интереса и любви к книге»

    1. Есть ли у Вас дома детская библиотечка?        (ДА     НЕТ)

    1. В вашей детской библиотечке преобладают (нужное подчеркнуть):

             познавательные книги, сказки, стихи, рассказы

    1. Чем Вы руководствуетесь при покупке литературы ребенку? (отметьте 1 из пунктов):
    • смотрю содержание;
    • учитываю возраст;
    • отбираю по иллюстрациям;
    • покупаю случайно.

    1. Как часто  Вы читаете ребенку книги?
    • Ежедневно;
    • 2-3 раза в неделю;
    • раз в месяц.

    1. Как вы читаете книги?
    • по просьбе ребенка;
    • по своей инициативе;
    • ребенок читает самостоятельно.

    1. Обсуждаете ли вы содержание прочитанного с ребенком?
    • спрашиваю, что нового узнал из книги;
    • обсуждаю поступки героев, их поведение;
    • предлагаю просто пересказать,

    1. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения?

                          (ДА      НЕТ    ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ)

    1.  Рассказывает ли вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?  (ДА      НЕТ)

    Приложение 2

    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

    Детский сад №43 и детскую библиотеку №10 (Яблочкова,8) интересует отношение родителей к книгам и чтению. Ваши ответы помогут выяснить отношение родителей к книжной культуре и улучшить  совместную работу детского сада и детской библиотеки.

    Будем благодарны, если ответите на наши вопросы.

    1.Вы любите читать?

                         Да.   Нет.

    2.Что делается в вашей семье для привития ребёнку любви к чтению?

    • Читаете вместе с детьми
    • Обсуждаете прочитанное
    • Иллюстрируете прочитанное
    • Сочиняете вместе стихи и сказки

    3. Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на вас неизгладимое впечатление.

    4. Как Вы думаете, будет ли она интересна Вашему ребенку, если вы предложите ему ее почитать?
    5.Последняя книга, купленная Вами.

    6.В группе детского сада оформлен книжный уголок, что интересного вы почерпнули для себя.

    7. Какую информацию о книге, чтении Вы хотели бы видеть в книжном уголке?

    • Рекомендации о привлечении к чтению;
    • Списки новинок детской литературы;
    • Ваше предложение.

    Приложение 3

    Отзывы родителей после посещения детской библиотеки.

    Мы сходили в библиотеку, там было интересно. Дети с удовольствием слушали и смотрели сказку, отвечали на вопросы. Мне кажется, что надо почаще посещать библиотеку и слушать сказки. Я была довольна.

    НаринеГагиковна Б.

    Почаще проводить такие мероприятия. Детей нужно приучать к книжкам и показывать их содержание. Мне кажется, так их можно больше заинтересовать содержанием сказки. Дети все были довольны.

    Роман Викторович З.

    Нам было очень интересно – поход в библиотеку. Надо чаще ходить на такие мероприятия. Это познавательно для наших детей.

    Любовь Александровна.

    Посетили детскую библиотеку, было очень интересно и познавательно. Детям очень понравилось, ребята были погружены в сказочную атмосферу, были увлечены происходящим. Конечно, такие мероприятия очень полезны. Можно устраивать почаще.

    Анастасия Игоревна.

    Поход в библиотеку оставил уйму эмоций, как у ребёнка, так и у родителей. Занятие было увлекательным, познавательным. Видеофрагменты разбавили беседу, помогли лучше воспринять читаемое. Дети полностью были включены в процесс прочтения и даже обсуждения. Мы довольны!!!

    Евгения Станиславовна.

    Мы с ребятами сходили в библиотеку. Получили массу приятных эмоций, как ребятишки, так и мы, взрослые. Смотрели сказку, с интересом отвечали на вопросы. Нужно почаще посещать данные мероприятия. Нам очень понравилось.

    Сергей Дмитриевич.

    Очень понравился поход в библиотеку. Я считаю, что нужно чаще посещать такие мероприятия.

    Виорика Валерьевна М.


    1. Алексеева, А.Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78. 

    2. Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36. 

    3. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34. 

    4. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению 
      // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56. 

    5. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52. 

    6. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с. 

    7. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998. 

    8. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41. 

    9. Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу. - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с. 

    10. Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12. 

    11. Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с. 

    12. Леонтьева, Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 4. - С. 50-57. 

    13. Любимое чтение в детском саду : от 5 до 7 лет. - Балашиха: Транзиткнига; Кызыл : ACT, 2003.- 351 с. 

    14. Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121. 

    15. Прудовская, С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с. 

    16. Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с. 

    17. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000. - 511с. 

    18. Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38. 

    В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

    1. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.
    2. развитие интереса к чтению книг у дошкольников. 

    Цель: приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы.

    Задачи:

    . Приобщить детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

    . Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

    . Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе, к сказкам.

    . Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

    . Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

    .

    Цели:
    • формирование у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;
    • организация совместного досуга детей и родителей посредством книги и чтения.
    Задачи
    • воспитание культуры чтения, формирование у детей представлений о жанрах литературных произведений, их художественных особенностях и структуре, навыков творческого чтения (слушания);
    • расширение кругозора и формирование целостного научного восприятия окружающего мира, воспитание нравственно-этических норм поведения в обществе;
    • помощь в развитии коммуникативно-речевых навыков, умении строить фразы, выражать свои мысли и чувства, вести диалог;
    • привлечение новых читателей.

    Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Родители часто теряются в потоке информации. Им подчас сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Но иметь представление о целесообразности использования в детской аудитории того или иного литературного текста, необходимо, как и научиться руководствоваться критериями художественности.

    В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:



    • целесообразность использования данного произведения в детской аудитории; 

    • его принадлежность к подлинному искусству; 

    • художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения. 


    Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребенка, воспитатели и родители сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем. 

    Продолжением такой работы может стать созданный в группе 
    клуб читателей. Раз в две недели проводятся его заседания, на которых организуют игры, викторины, обмен мнениями, конкурс иллюстраций к прочитанному и т.д. На заседания клуба дети могут приносить из дома свои любимые книги, рассказывать о них, обмениваться книгами. В клубе можно организовать конкурс на лучшего знатока детских стихов, сказок, творчества какого-либо детского писателя3.

    Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи. 


    • Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами. 

    • Расширить их представления о детской литературе. 
    • • Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ. 
      Методы.
    • Чтение разных сказок;
    • Рисование детьми героев сказок.
    • Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
    • Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
    • Самостоятельное составление сказок.
    • Рассказывание сказок собственного сочинения.
    • Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
    • Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
    • Загадки о сказках, героях сказок.
    • Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
    • Предполагаемый результат:
    • Повышение интереса детей к художественной литературе.
    • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
    • Возрождение домашнего чтения.
    • Позитивные изменения в речи детей.
    • Обобщение и распространение семейного опыта.

            Книга… что, может быть, лучше, чем книга. С её помощью можно перенестись в любое время. Любить солнце, как Дюймовочка, нестись по морям и горам, как Айболит, спасать друга, как комар и воробей.

    Сотрудничество с районной детской библиотекой в реализации программы «Росточек»

    На протяжении всех лет существования детского сада дети старших и подготовительных к школе групп посещают занятия в библиотеке, где знакомятся с творчеством писателей, поэтов. Это знакомство проходит в разнообразных формах: театрализованные представления, конкурсы, литературные часы, эко - часы, игровые программы и др.  Готовясь к очередному занятию в библиотеке, воспитатели читают детям литературные произведения, беседуют по содержанию, дети заучивают стихи, инсценируют произведения, рисуют по теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

    В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

    Личностные предпочтения дошкольников как основа формирования будущего читателя.

    В последнее десятилетие в роспечати стали появляться издания, содержащие не только журналы с информативным материалом, но и предметы, с которыми можно манипулировать. Почему не использовать такие изда...

    Мастер-класс «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одна из эффективных форм повышения ИКТ - компетентности педагогов»

    Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, CD, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации (общения, передачи информации).Ни дл...

    Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"

    Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности....

    Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.

    Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. В ...

    «Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

        В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

    Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.

    В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....