Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.
статья на тему

Квашнева Алевтина Олеговна

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. В период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особую значимость приобретает сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения. Известно, что семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_psihologov_6.12.2017.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:


Детско-родительский клуб «Мама - рядом», как одна из интерактивных форм работы педагога-психолога с родителями детей раннего возраста.

Педагог-психолог: Квашнева А.О  МАДОУ «ЦРР - детский сад №123 «Планета детства»

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день достаточно широко представлено в различных как научных, так и популярных источниках. Адаптивные возможности детей раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход ребёнка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Я считаю, что в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада особую значимость приобретает сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения. Известно, что семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребёнок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Я ориентируюсь на такую форму работы, как «Детско-родительский клуба «Мама - рядом» в период адаптации».

Цель работы повышение уровня мотивации родителей во взаимодействии с педагогом-психологом для оптимизации детско-родительских отношений.

Ставились следующие задачи:

1) повышение психологической культуры родителей;

2) совершенствование семейного воспитания;

3) оказание помощи в период адаптации.

Каждая встреча  имеет структуру:

1.Церемония приветствия.

2. Основная часть.

3. Церемония прощания.

Используя сюрпризный момент - игрушку. На данном этапе реализуются такие задачи: привлечь внимание, заинтересованность; установить психоэмоциональный контакт, создать благоприятные условия для дальнейшего игрового взаимодействия; формировать навыки общения.  В рамках церемонии приветствия обязательно проводится хоровод, пальчиковая игра и использование различных музыкальных инструментов.

В основной части включаются игры с сенсорным материалом, игры с дидактическим материалом, игры  со строительным материалом, игры- упражнения, направленные на физическое и музыкальное развитие. В процессе взаимодействия взрослых и детей важно создавать все условия для повышения уровня педагогической грамотности родителей. Поэтому необходимо ненавязчиво объяснять основные цели и задачи игры или упражнения. Тем самым это способствует включению родителей в игровое взаимодействие с детьми, а это в свою очередь повышает степень осознания родителями своей ответственности за развитие и воспитание собственного ребенка.

Завершается песней «Всем домой пора» Е.Железновой. Цели церемония прощания: закреплять положительное впечатление; способствовать развитию положительной самооценки;

Содержание игровых сеансов разработано в соответствии с возрастными  и индивидуальными особенностями детей раннего возраста. Время проведения  игрового взаимодействия в адаптационный период 10-15 мин.

До и после проведения игровых сеансов проводилось первичное и повторное анкетирование родителей. Сравнительный анализ данных анкетирования показал, что произошли значительные изменения в мотивации родителей к совместной деятельности: если первоначально оптимально высокий уровень наблюдался у 23% родителей, то после проведённого цикла занятий уровень мотивации возрос на 36% .Произошли качественные изменения во взаимодействии педагога – психолога с родителями воспитанников, пришло осознание того, что психолог реально может помочь в решении возникших трудностей. 50% родителей отметили, что расширились представления об индивидуальных и возрастных особенностей детей.

На мой взгляд благодаря организации работы «Детско-родительского клуба» в нашем образовательном учреждении были созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого – педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к детскому саду, навыкам общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что интерактивная форма организации сотрудничества и взаимодействия является актуальной, востребованной, социально значимой на современном этапе, может быть рекомендована к внедрению в практику психологических служб дошкольных учреждений.

Так же в работе педагога-психолога  неотъемлемой частью является индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы. Я использую  в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ, можно выделить наиболее часто встречающиеся:

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);  

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа детского сада с родителями детей раннего возраста

Физкультурно-музыкальные мероприятия как средство взаимодействия детского сада с родителями детей раннего возраста....

"Эффективные формы работы, направленные на развитие речи детей раннего возраста».

В материале собраны игры для развития речи детей раннего возраста ....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Предста...

Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....