Консультация «Какую первую помощь детям может оказывать воспитатель, чтобы не превысить своих полномочий»
методическая разработка

Вибе Юлия Владимировна

материал для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_pervaya_pomoshch_vospitatelya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МОАУ «СОШ № 5 г. Орска»

Консультация для   педагогов

«Какую первую помощь детям может оказывать воспитатель,

чтобы не превысить своих полномочий»

Подготовила: Вибе Ю.В.,

старший воспитатель 1 кк

г. Орск – 2020 г.

Родители обвинили воспитателя в том, что он не оказал первую помощь ребенку: не обработал рану зеленкой. Прав ли в этой ситуации педагог или он проявил халатность? Чтобы избежать подобных вопросов, воспитатели должны знать зону своей ответственности и действовать строго по закону. О том, какую первую помощь детям и в каких случаях может оказывать воспитатель, рассказывают эксперты.

Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из приоритетных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОО. Но так как большую часть времени дети проводят с воспитателем, в первую очередь на него возлагается эта обязанность.

Если ребенок подавился куском пищи и не может дышать, получил серьезную травму или у него произошла внезапная остановка сердца, жизнь дошкольника зависит от педагога. В его силах оказать первую помощь до прибытия медицинских работников и тем самым спасти ребенка. Но педагог часто не знает, что делать, опасается ответственности за неправильные действия и полагается на медицинского работника. А что если медсестра отсутствует на рабочем месте в момент происшествия или ее вообще нет в штате дошкольной образовательной организации?

Разберемся, как следует воспитателю поступать в подобных ситуациях и где заканчивается зона его ответственности.

Имеет ли право воспитатель оказывать

 первую помощь детям

Первая помощь оказывается с целью спасти пострадавшего – устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.

Каждый человек в России вправе оказать первую помощь пострадавшему в случае экстренной ситуации при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков1. Если человек не может этого сделать, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, что тоже относится к мероприятиям первой помощи. Таким образом, воспитатель имеет право оказывать первую помощь, но при наличии соответствующей подготовки.

Специальную подготовку педагогам должен обеспечить работодатель за счет средств образовательной организации2. Период обучения – 1 раз в три года. Порядок, форму и оформление результатов обучения также определяет работодатель.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья детей обеспечивается в т. ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи. В тоже время, следует помнить, что находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОО: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены под подпись.

Какие ситуации требуют оказания первой помощи

С детьми случаются разные ситуации, но не все они находятся в зоне ответственности воспитателя и требуют оказания первой помощи. Есть ситуации, в которых необходима исключительно помощь врача.

Объем оказания первой помощи определен на законодательном уровне. Существует всего 8 неотложных состояний и 11 мероприятий по спасению жизни5. Первую помощь оказывают только при состояниях, в которых есть непосредственная угроза жизни и здоровью, а именно:

- отсутствие сознания;

- остановка дыхания и кровообращения;

- наружные кровотечения;

- инородные тела верхних дыхательных путей;

- травмы различных областей тела;

- ожоги;

- отморожения;

- отравления.

Таким образом, в ситуациях, когда ребенок жалуется на боли в груди и животе, у него высокая температура или иные состояния, которые не входят в этот перечень, воспитатель должен обратиться за медицинской помощью.

При восьми неотложных состояниях предусмотрены следующие мероприятия

первой помощи:

- оценить обстановку и создать безопасные условия для оказания первой помощи;

- вызвать скорую медицинскую помощь;

- определить сознание;

- восстановить и поддерживать проходимость дыхательных путей;

- определить признаки жизни у пострадавшего;

- провести сердечно-легочную реанимацию;

- остановить наружное кровотечение;

- выявить признаки травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью;

- придать оптимальное положение тела пострадавшему;

- контролировать состояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку;

- передать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи.

Первую помощь согласно данному перечню необходимо оказывать в определенной последовательности и варьировать в зависимости от состояния пострадавшего. Алгоритм действий педагога с учетом этой последовательности представлен в виде памятки в приложении 1.

Таким образом, ни применение лекарственных препаратов, ни обработка ран не входят в перечень мероприятий первой помощи, и, значит, воспитатель не обязан это делать.

Решение о применении медикаментов – это фактически назначение лечения, которое требует определенных медицинских знаний. Такое право имеет врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.

Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.

Важно!!!

Если родители или законные представителя ребенка отсутствуют на месте происшествия, получать их согласие (или согласие ребенка в возрасте до 15 лет) на оказание первой помощи не требуется.

Если несчастный случай произошел с ребенком (в возрасте до 15 лет) в присутствии законного представителя, все манипуляции воспитатель должен производить с его устного согласия.

Какую ответственность несет воспитатель
за неоказание первой помощи

Воспитатель самостоятельно принимает решение об оказании первой помощи исходя из состояния ребенка. Однако в случае, если педагог не оказал первую помощь воспитаннику, он может быть привлечен как к дисциплинарной, так и к уголовной ответственности по ст. 125 «Оставление в опасности» УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Уголовная ответственность грозит педагогу, который заведомо оставил без помощи воспитанника в опасном для его жизни или здоровья состоянии. Предусмотрено также альтернативное наказание – штрафные санкции или лишение свободы до 1 года.

При этом если педагога обвиняют в несчастном случае, произошедшем с ребенком, но он оказал ему первую помощь, это обстоятельство смягчает наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

Кроме того, не является преступлением неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи. Согласно ст. 39 УК РФ, ст. 2.7 КоАП РФ и ст. 1067 ГК РФ не наказывается причинение вреда в том случае, если им был устранен больший вред (например, если во время сердечно-легочной реанимации педагог надавил на грудную клетку и сломал ребро или порвал одежду, но при этом спас жизнь ребенку).

Повысить уровень знаний и качество оказания первой помощи поможет профессиональная подготовка и регулярная переподготовка педагогов. В связи с тем, что эти знания и навыки не применяются каждый день, никто не застрахован от ошибки.

В преддверии летнего периода, для которого характерно увеличение травмоопасных ситуаций, проведите с педагогами консультацию. Используйте материалы сайта «Все о первой помощи» – allfirstaid.ru. Он содержит информацию, которая соответствует действующему законодательству. Предложите педагогам оценить свои знания с помощью анкеты (приложение 2).

По материалам:

Леонид Дежурный
д-р мед. наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Геннадий Неудахин
канд. мед. наук, научный сотрудник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России
Алина Закурдаева
канд. юрид. наук, юрисконсульт ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Оказание первой помощи детям, получившим обморожения"

Оказание первой помощи детям,  получившим обморожения...

Консультация на тему "Детские травмы и советы по оказанию первой помощи детям"

Когда малыш научился передвигаться по комнате ползком или ходить, родители понимают, что необходимо набраться терпения и проявлять предельное внимание. Потому как изучение окружающего мира и неуемное ...

Консультация для родителей "Оказание первой помощи детям"

Бережно относиться с своему здоровью,заботиться о нём, избегать ситуаций приносящих вред здоровью....

Консультации для родитетей - "Оказание первой помощи детям"

Бережно относиться с своему здоровью,заботиться о нём, избегать ситуаций приносящих вред здоровью....

Консультация для родителей" Оказание первой помощи детям"

Консультация для родителей" Оказание первой помощи детям"...

Консультация для родителей: «Первая помощь детям при порезах, ссадинах и ушибах»

Первая помощь детям при порезах, ссадинах и ушибах.Дети, как известно, не сидят на месте. Они играют, бегают и, конечно же, иногда получают травмы. Поэтому каждый родитель время от времени сталкиваетс...

Консультация для педагогов: "Правила оказания первой помощи детям в ДОУ»

        Первая доврачебная медицинская помощь должна быть оказана на месте до прибытия врача или доставки пострадавшего в лечебное учреждение....