«Синдром профессионального выгорания педагогов».
консультация

Тинякова Светлана Александровна

Материалы из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Синдром профессионального выгорания педагогов».

      Деятельность педагогов связана с эмоционально напряженными ситуациями, которые могут провоцировать психическое выгорание и, как следствие, профессиональную  дезадаптацию. По мнению исследователей, профессиональное выгорание является одной из основных причин снижения продолжительности жизни людей в Российской Федерации, особенно среди мужчин. За последние 5 лет среди умерших мужчин свыше 80% составляли лица трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет).

     Некоторые авторы употребляют термины «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание», которые считаются тождественными термину «психическое выгорание». Существует множество определений этих понятий.

    Согласно современным исследованиям, психическое выгорание — это состояние физического, умственного и эмоционального истощения, проявляемое прежде всего в профессиях социальной сферы.

     Психическое выгорание — психическое состояние, характеризующееся возникновением хронической усталости и эмоционального равнодушия, вызванных собственной работой, и объединяющее в себе эмоциональную опустошенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

        Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психопатолог Герберт Фреденберг в 1974 году при проведении исследований в группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности. Психическое выгорание проявляется в виде симптомов, объединенных в синдром эмоционального выгорания.

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. По определению Н.Е. Водопьяновой, синдром эмоционального выгорания - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

     Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, развитию предневротических состояний, восприятию окружающего мира как несущего опасность. В связи с этим возникает угроза психическому здоровью, а это отрицательно влияет на результаты деятельности и профессиональную направленность человека. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами.

              Признаки профессионального выгорания

- Симптом расширения сферы экономии эмоций - это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться.

- Симптом неадекватного эмоционального реагирования - воспитатель неоправданно "экономит" на эмоциях. "Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым". Это касается не только переживаний, связанных с профессиональной деятельностью, но и с отдыхом, хобби, общением с ближними. Даже пища, которая нравилась раньше, воспринимается как грубая, невкусная.

- Симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Этот симптом выражается в том, что воспитатель делит детей на "хороших" и "плохих", отдавая предпочтение одним и игнорируя других.

- Деперсонализация - циничное отношение к коллегам, лицам, с которыми приходится работать и общаться, к своей профессиональной деятельности в целом, что приводит к конфликтам с коллегами и окружением. Деперсонализация, как правило, развивается ступенчато. Сначала личность начинает ощущать отрицательные эмоции к указанным лицам, потом озлобленность, которая может приводить к аффективным взрывам. У работников это может проявляться в увеличении количества конфликтов в коллективе. Формируется отношение к коллегам не как к личностям, с которыми делается общее важное дело, а как к средству достижения конкретной цели любыми способами.

- Симптом редукции профессиональных обязанностей - это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач. Ощущение собственной некомпетентности, недостаточного профессионального мастерства, неуверенность в положительных результатах профессиональной деятельности. Происходит редукция профессиональных достижений.

- Симптом эмоциональной отстраненности - воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат.

    При наличии всех этих признаков возникает состояние, которое называется потерей ценностей жизни, равнодушием, отсутствием интереса к окружающему миру.

       Одним из показателей эмоционального выгорания в профессиональной деятельности является состояние психического напряжения, вызванное конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящих к хронической тревоге, ощущению постоянного дискомфорта, фрустрации, пессимизму.

       Кто же наиболее предрасположен к эмоциональному выгоранию?

    Во-первых, от эмоционального выгорания наиболее страдают представители тех профессий, которые по виду деятельности вынуждены много и интенсивно общаться с разными людьми.

    Во-вторых, в «группу риска»  входят лица, переживающие постоянный внутриличностный конфликт: имеют низкую заработную плату, плохие условия труда, не обеспечены жильем и т. п.

    В-третьих, эмоциональному выгоранию больше подвергаются работники, профессиональная деятельность которых осуществляется в условиях постоянной нестабильности и боязни потерять рабочее место.

    В-четвертых, на фоне постоянного стресса признаки эмоционального выгорания проявляются в случаях, когда человек находится в новой, непривычной обстановке, в которой необходимо быстро и эффективно действовать. Нередко в таких ситуациях новый сотрудник остро ощущает свою некомпетентность. В этом случае признаки профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

    В-пятых, синдрому выгорания больше подвергаются жители мегаполисов, живущие в условиях навязанного общения и взаимодействия со значительным количеством незнакомых людей.

    В-шестых, что синдром выгорания развивается у тех лиц, профессия которых требует продолжительного пребывания в экстремальных условиях, постоянного повышенного уровня нервно-психической нагрузки без полноценного отдыха, испытывающие:

- физические нагрузки (повышенная скорость, значительный объем информации, перегружающей зрительный, слуховой и кинестетический анализаторы);

- психологические и организационные трудности (необходимость постоянно быть «в форме», невозможность выбора контингента для профессионального общения, отсутствие достаточной эмоциональной разрядки, необоснованно ненормированный рабочий день, отсутствие положительных факторов).       Специалисты-психологи считают, что особенно быстро подвергаются воздействию отрицательных проявлений синдрома те, кто вынужден общаться с лицами, находящимися в отрицательном эмоциональном состоянии, имеющими различные физические и психические дефекты.

                                         Стадии выгорания

     Современные исследования определили, что формирование у работника синдрома профессионального выгорания проходит три основные стадии.

    Первая стадия - фаза напряжения: формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу. Проявляется на уровне выполнения функций - забывания в нужный момент слов, терминов и т. п. Возникают перебои в выполнении простых двигательных действий (систематический ошибочный набор букв на клавиатуре компьютера или замена одних букв другими при написании вручную). Эти действия иногда воспринимаются спокойно или могут вызвать иронию, тем не менее они являются тревожным сигналом, игнорируемым в большинстве случаев. Но такие «незначительные» на первый взгляд ошибки, например, в работе операторов АЭС, могут привести к трагическим последствиям.

В зависимости от характера деятельности, степени нервно-психической нагрузки, индивидуально-психологических особенностей первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет с начала определенной деятельности.

    Вторая стадия - фаза резистенции: снижение заинтересованности в работе, потребности в общении (в т. ч. за пределами работы), рост апатии, недовольство. На этой стадии становится заметным появление отрицательных психофизиологических проявлений, таких как головная боль, увеличение давления и т. п. Увеличивается количество болезней дыхательных путей, проявляется повышенное раздражение. Период формирования данной стадии в среднем — от 5 до 15 лет.

    Третья стадия - фаза истощения: непосредственно личностное выгорание. Характеризуется полной потерей интереса к работе и жизни в целом, эмоциональным опустошением, отсутствием жизненных сил. Человек старается как можно больше общаться с животными, уединяться. Могут появляться суицидальные мысли, которые в отдельных случаях претворяются в жизнь. Усиливаются отрицательные психосоматические проявления и расстройства. Эта стадия формируется от 10 до 20 лет.

Симптомы выгорания

      Вообще симптомы, характерные для синдрома профессионального выгорания, условно можно разделить на три основных группы: психофизиологические, социально-психологические и поведенческие.

       К психофизиологическим симптомам относятся:

- ощущение постоянной усталости, не исчезающей после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение физического и эмоционального истощения;

- снижение уровня восприятия и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции интереса на фактор новизны или страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергичности, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

- беспричинная головная боль, кожные раздражения, тахикардия, сухость, неприятный привкус во рту, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта и т. п.;

- резкая потеря или увеличение веса тела;

- полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна после 4 часов утра или невозможность заснуть вечером до 2–3 часов ночи и тяжелое пробуждение утром);

- заметное ухудшение зрения, слуха, внутренней и внешней сенсорной чувствительности.

       Среди социально-психологических симптомов выделяют следующие:

- равнодушие, скука, пассивность и депрессия (сниженный эмоциональный тонус, ощущение задавленности);

- повышенное раздражение, аффективно отрицательная реакция на мелочи;

- увеличение количества нервных срывов, «погружение в себя»;

- постоянное переживание отрицательных эмоций, для которых объективно отсутствуют причины (ощущение вины, обида, подозрительность и т. п.);

- ощущение неосознанного волнения и состояние повышенного уровня тревоги;

- ощущение гиперответственности и страха («я не смогу», «у меня ничего не получится»);

- общая отрицательная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

    К поведенческим симптомам относятся:

- появление ощущения, что работать становится все тяжелее и тяжелее;

- изменение режима труда (рано приходить на работу и поздно идти домой или приходить с опозданием, а уходить прежде определенного времени);

- старание постоянно, без объективной необходимости брать работу домой, но не делать ее и дома;

- отказ принимать на себя ответственность, принимать решения;

- снижение оптимизма относительно работы, равнодушие к ее результативности;

- невыполнение или откладывание важных (приоритетных) задач и «торможение» на мелких деталях, расходование значительного количества рабочего времени на решение объективно менее важных проблем;

- дистанцированность от коллег, повышение уровня неадекватной критичности;

- злоупотребление алкоголем, снотворными или другими препаратами успокоительного действия; резкое увеличение курения, использование наркотических средств.

    Причины возникновения «синдрома профессионального выгорания»:

Среди причин, которые наиболее отрицательно влияют на работу работников и приводят к профессиональному выгоранию, можно назвать следующие:

- монотонность деятельности;

- вкладывание в работу значительных личностных ресурсов при отсутствии (недостаточности) признания и положительной оценки со стороны общества;

- жесткая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения;

- привлечение к совместной работе «немотивированных» к такой деятельности лиц, определенные неудачи на этой почве или отсутствие заметных результатов в течение продолжительного периода;

- напряженность и конфликтность в профессиональной среде, отсутствие поддержки со стороны коллег и наличие постоянной критики;

- недостаточность условий для самовыражения личности на работе, особенно в случаях, когда такие попытки не поощряются, а ограничиваются;

- недопущение проведения экспериментов и инновационной деятельности;

- отсутствие возможности дальнейшего обучения и профессионального усовершенствования;

- наличие нерешенных конфликтов в личной жизни.

                       Профессиональное выгорание организации.

    Постепенное формирование указанных симптомов профессионального выгорания у работников может привести к своеобразному профессиональному выгоранию целой организации. Сигналами данного выгорания является наличие у многих работников одинаковых психоэмоциональных симптомов, поведенческих проявлений, присущих синдрому выгорания. Как правило, в большинстве случаев это связано с общим пессимизмом в организации, недовольством результатами работы (определенными событиями), высказываемым работниками. Теряется вера и надежда на возможность что-то изменить собственными силами.

   Основываясь на трудах Наталии Самоукиной, других авторов и собственных наблюдениях, можно сделать вывод, что основными причинами профессионального выгорания организаций являются частые изменения руководителей всех уровней, ежегодные организационно-штатные изменения, постоянные конфликты между стратегическим и тактическим руководством, повышенная требовательность к работникам, делегирование полномочий тем, кто по своим профессиональным и индивидуально-психологическим качествам не способен выполнять данные функции, отсутствие объективных критериев оценки результативности деятельности и неэффективная система мотивации и стимулирования персонала.

Факторы развития синдрома эмоционального выгорания

     На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Одним из главных факторов, вызывающих выгорание является индивидуальная (личностная) характеристика самого профессионала.

     Среди внутренних (субъективных) факторов выделяются:

1. Сниженное чувство собственного достоинства. Для этих людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения, что внешне может проявляться как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение в адрес более успешных людей.

2. Сниженное самоуважение приводит к появлению трудоголизма, высокой мотивации успеха вплоть до перфекционизма (быть лучше всех всегда и во всем). Поэтому любое снижение результатов труда может вызвать неадекватную реакцию: уход в себя, депрессия, агрессивные вспышки.

3. Склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне может проявляться как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, предполагающая взятие на себя другой роли, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии. Эти люди с трудом перестраивают жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому редко могут самостоятельно справиться с проблемой эмоционального выгорания. В результате велик риск наступления следующего этапа развития профессиональной дезадаптации - психосоматических заболеваний. Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья.

4. Лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

     Низкий уровень выгорания имеют лица:

- с высокой степенью личностной выносливости – это способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения;

 - владеющие активной тактикой сопротивления стрессу;

- с оптимистичным и жизнерадостным взглядом на мир;

- умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы;

-  занимающие активную жизненную позицию и обращающиеся к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами;

- владеющие средствами психической саморегуляции, заботящиеся о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

    Также следует отметить, что только внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. Сюда должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социо-культурными условиями общества.

      К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести:

1. характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;

2. загруженность рабочего дня;

3. высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

4. большое количество детей в группе;

5. нечеткая организация деятельности;

6. отсутствие сплоченного социального окружения, которое могло бы        оказать поддержку.

7. однополый коллектив.

8. работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться сделать работу идеально, недостаток времени приведет к эмоциональной и физической перегрузке.

 9. педагогический стаж. Эмоциональному выгоранию в образовании     подвержены люди старше 35-40 лет. В таблице представлены эффективные формы взаимодействия педагога и психолога в зависимости от педагогического стажа воспитателя (приложение 1).  

     Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.

     В некоторых случаях наблюдается влияние профессии на личность. Не всегда это влияние носит позитивный характер. Иногда легко узнать представителей той или иной профессии, особенно педагогов, которые даже в неформальной обстановке выдерживают повелительный тон, авторитарны, малоэмоциональны и безапелляционны в отношении окружающих. Это свидетельствует о профессиональной ригидности, утере способности изменять свой стиль поведения.

     И так, следствием развития синдрома профессионального выгорания являются различные нарушения, затрагивающие разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. Исследователи отмечают, что у педагогов существует высокий риск возникновения «эмоционального выгорания». Знание симптомов, стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит педагогам более серьезно отнестись к своему здоровью и самочувствию и предотвратить развитие этого синдрома. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос об организации психологической профилактики синдрома профессионального выгорания.

         Профилактика синдрома эмоционального выгорания включает в себя 4 уровня:                                                                                            

1. Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.  

2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний.

3. Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, организация своей деятельности, саморегуляция своего психоэмоционального состояния.

    Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

      1. На органическом уровне проявления признаков перенапряжения педагоги используют способы, позволяющие снять или перераспределить физическое напряжение: спортивные занятия (бег, спортивные игры), танцы, работа по дому, связанная с физической нагрузкой, принятие ванны, душа, прогулки. Женщины отмечали также заботу о своей внешности: посещение парикмахера, косметические маски и т.п. Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

(Телесно-ориентированная терапия: упражнение на снятие излишнего напряжения).

      2. Для снятия эмоционального напряжения часто используются такие методы, как релаксация, аутотренинг,  дыхательные упражнения, упражнения йоги смеха (хасья Йога).

       Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратны в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

     3. На рациональном уровне используются игры-формулы, приемы позитивного мышления.

    Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Например: «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор». Можно использовать приемы позитивного мышления.

Модели изменения негативного мышления


Негативные мысли, неконструктивные суждения

                                                                  Формулы позитивного мышления

Меня раздражают непослушные дети, непонимающие родители и коллеги. Я не могу справиться с этим чувством!

Хорошо, что не все непослушные и непонимающие! Мое раздражение – это проявление моей энергии, и я могу научиться ей управлять. Я смогу овладеть приемами эффективного общения с «трудными» детьми, родителями и коллегами.

Бесконечные стрессы – это ужасно!

Стрессы – это двигатели прогресса!

Начальники требуют от меня слишком много.

Руководители верят в мои силы и возможности.

Моя работа отнимает у меня слишком много сил.

Все дается нам по силам. Многие люди не имеют ни работы, ни столько силы, сколько есть у меня.

Позитивные пословицы и афоризмы,

стимулирующие преодоление трудностей

Пословицы и афоризмы

Модели преодолевающего поведения

Под лежачий камень вода не течет

Немедленное активное действие

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Активное социальное взаимодействие

Дорогу осилит идущий

Уверенное поведение

Кто ищет, тот всегда найдет

Активный поиск выхода из ситуации

Стучитесь и вам откроется

Активное обращение к помощи других

Не ошибается тот, кто не работает

Преодоление неконструктивной критики

Будем бороться с трудностями по мере их наступления

Устранение преждевременных переживаний

          4. На поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Другим способом может быть изменение маршрута движения на работу или с  работы, замена транспорта пешей прогулкой.

     

                   Особенности уравновешенного педагога

Планы рассмотрения

Характеристика уравновешенного педагога

Физический

Обладает телесным здоровьем, хорошим телосложением, любит физические усилия, умеет сопротивляться усталости.

Аффективный

Устойчив в эмоциональном плане, способен устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, проявляет внимание к партнеру, чувствителен к состоянию и потребностям другого, обладает эмоциональной гибкостью.

Социальный

Способен устанавливать непринужденные и непосредственные отношения. В общении не прибегает к манипулированию.

Интеллектуальный

Обладает хорошими умственными способностями, мыслит и действует продуктивно, стремится найти надлежащий выход из сложной ситуации, полагаясь на факты, использует собственные возможности, совершенствует навыки, реализует поставленные цели, любит искать нетрадиционные пути решения проблем.

Нравственный

Обладает чувством справедливости и объективности, склонен полагаться на собственные суждения. Принимает самостоятельные решения, в том числе относительно социальных норм. Обладает твердой волей, не упрям, признает собственные ошибки, не выставляя их напоказ.

Личностный

Оптимист, любит жизнь, чаще добродушен, жизнерадостен, самостоятелен, реалистичен, способен принимать ответственность на себя, не проявляет излишней доверчивости или подозрительности, достигает желаемого собственными усилиями, с уважением и симпатией относится к самому себе. Обладает чувством юмора, не принимает себя и свой статус слишком серьезно, может посмеяться над собой.

     Влияние педагогического стажа на формирование профессиональной позиции педагога.

 

Стаж в годах

Характеристика профессиональной деятельности

Формы взаимодействия психолога и педагога

1-5

Преобладание знаний над умениями;

Концентрация на собственных возможностях;

Склонность к самоизменениям;

Открытость новому;

Профессиональный поиск;

Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках.

Эмоциональная поддержка

Развитие уверенности в своих силах;

Акцент на достижениях.

6-10

Формирование устойчивой профессиональной позиции;

Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;

Повышение значимости профессии

Помощь в осознании ограничений;

Расширение позитивных возможностей.

11-15

Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений;

Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.

Привлечение к наставнической и проектной деятельности;

Помощь в рефлексии достижений;

Расширение возможностей к восприятию инноваций;

Привлечение к экспериментальной деятельности.

16-20

Кризис самосознания, между «Я – реальным» и «Я – идеальным»;

Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов защиты;

Рост увлеченности работой.

Привлечение к наставнической деятельности;

Помощь в обобщении опыта работы и его распространения среди коллег для повышения самооценки педагога.

21-25

Наибольшая увлеченность работой;

Сформированность профессионально значимых качеств;

Критичность и настороженность 

во взаимодействии с другими специалистами.

Опора на авторитет педагога;

Привлечение к наставнической деятельности.

Более 25

Возникновение синдрома «эмоционального выгорания»;

Психоэмоциональное напряжение.

Помощь в анализе достижений

            Профилактика синдрома эмоционального выгорания.

1. Самое распространенное средство - непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний компетентность специалиста снижается на 50%.

2. Со стороны администрации нужна система поощрений, помощь в организации рабочего места.

3. Использование методов психологической разгрузки и саморегуляции  познавательных процессов, поведения, эмоций и действий.

    Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

    Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

4. Психокоррекционная работа психолога с педагогами проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек.

5. Важно разделять профессиональную деятельность и частную жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь.

 6. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

 7. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

8.  Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

9. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

10. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

11. Избавление от негативных эмоций, а не вытеснение их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

12. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

13. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Литература:

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 2009.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988.

3. Игры. Обучение. Тренинг/ под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994.

4. Клюева Н.В., Свистун М.А. программы социально-психологического тренинга. - Ярославль: Содействие, 1992.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М: Смысл, 2007.

7. Самоукина Н.В. Игры в которые играют. Психологический практикум. - Дубна, Феникс +, 2002.

8. Фопель К. Сплоченость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М., Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Синдром профессионального выгорания у педагогов»

Семинар для педагогов дошкольного учреждения...

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Синдром профессионального выгорания педагога,антистрессовые правила и приемы саморегуляции.

Синдром профессионального выгорания педагога, антистрессовые правила и приемы саморегуляции. Стресс - это защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей сред...

"Синдром профессионального выгорания педагогов", или как бороться с усталостью, раздражением и другими негативными эмоциями

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.В наше время постоянны...