Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"
методическая разработка по теме

Манапова Зухра Бекалиевна

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-trening_spv.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад присмотра и оздоровления №12 «Елочка»

Семинар тренинг для педагогов:

«Синдром профессионального выгорания»

Подготовила:

педагог-психолог

Багаудинова

Зухра Бекалиевна

        Сургут 2014

Семинар-тренинг для педагогов:

"Синдром профессионального выгорания"

Цель: определить симптомы и причины эмоционального сгорания педагога и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.

Материалы: бумага (формат А-4), фломастеры, маркеры, ручки, бейджики, мяч (мягкий), бланки теста "Как вы относитесь к себе?", памятка "Психологическая диета".

Участники: воспитатели и педагоги ДОУ. Количество участников: 10-12 человек.

Время работы - 45-60 минут.

Ход семинара-тренинга:

1.Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча сегодня посвящена синдрому профессионального выгорания. Мы попытаемся понять, что же такое "синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если таковой обнаружится у нас с вами.

Но для начала предлагаю небольшую игру-разминку. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса-лояльная, Дмитрий-добрый.

2.Введене в понятие СПВ. С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что воспитывать и учить детей - дело достойное и необходимое. Но работа педагога подчас сопряжена с противоречивыми мыслями и чувствами: не только гордостью за свою профессию, но и горечью и сомнениями в собственной компетентности, не только радостью от удачно проведенного занятия, но и отчаяньем от невозможности решить возникшую проблему. Непосильная физическая нагрузка (большое количество занятий, написание планов, аттестационные мероприятия), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей - все это осложняет жизнь педагога. Именно поэтому мы с вами сегодня собрались здесь.  

3. Упражнение "Незаконченное предложение".

"В последнее время на работе меня радовало:"

"В последнее время на работе меня огорчало:"

Профессия педагога требует хорошего физического самочувствия и выносливости нервной системы. Работа по четко установленному плану, бережное отношение к каждому воспитаннику, к каждой минуте рабочего времени напоминают конвейерный ритм жизни, постоянное пребывание на людях, отсутствие уединения мешают расслаблению и способствуют накоплению усталости. Обследование учителей показали, что к концу третей четверти 35% педагогов находятся в состоянии высокой степени истощения жизненных сил и на грани срыва адаптационных механизмов, 62% - на среднем уровне риска и лишь 3% имеют нормальное самочувствие.  

4. Мозговой штурм "Что такое Синдром профессионального выгорания".

5. Мини-лекция "Представление о профессиональном выгорании".

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Стадии СПВ

Первая стадия:

Начинается приглушение эмоций: специалист как бы замечает: вроде все пока нормально, но:скучно и пусто на душе;

Исчезают положительные эмоции;

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

Возникают недоразумения с учащимися, коллегами;

Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег или учащихся, вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Третья стадия:

Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к жизни и меру "уплощается", человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Три аспекта профессионального выгорания:

Снижение самооценки. Как следствие такие "сгоревшие" работники чувствуют беспомощность и апатию;

Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами.

Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости.

Самочувствие педагога может быть тем лучше, чем больше времени он ежедневно выделяет для восстановления жизненных сил: физических, нервно-психических, духовных.

6. Упражнение "Памятка коллеге".

Вариант 1.Участники разбиваются на пары. Каждая пара составляет небольшую памятку своим коллегам, которые не присутствуют на тренинге. Памятка показывает так: "Что делать если вы заметили у себя первые признаки профессионального выгорания". И содержит пять-шесть пунктов. Участники могут использовать свой личный опыт, которым они еще не делились в процессе тренинга, а так же приобретенные знания, которые они считают наиболее полезными. Получив памятку пара, знакомится с ее содержанием и галочкой отмечает самую полезную из всех рекомендацию, затем передает памятку дальше. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную по рейтингу рекомендацию и сообщают ее группе.

Вариант 2.Каждый участник составляет небольшую памятку своему коллегу, который присутствует либо не присутствует на семинаре. Когда памятка составлена, авторы пишут, кому адресована она и передают ее ведущему. Ведущий, в свою очередь, в конце семинара раздает памятки адресатам.

7. Тест: "Как вы заботитесь о себе?" (Приложение 1)

А теперь я предлагаю вам узнать, как Вы заботитесь о себе?

Обсуждение результатов;

Следующий шаг по направлению к собственному здоровью "Психологическая диета" - памятка. (Приложение 2)

8. Рефлексия.

Что запомнилось?

Что было важно? Поделитесь впечатлениями.


Приложение 1

Тест «Как вы заботитесь о себе?

        Ответьте, пожалуйста, на вопросы, приведенные в тесте. Для этого оцените каждый вопрос по 4-балльной шкале и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.

        Условные обозначения:

4 – верно (то есть высказывание полностью относится к вам, к вашим поступкам, действиям);

3 – скорее верно, чем неверно;

2 – скорее неверно, чем верно;

1 – неверно (то есть вы так не поступаете никогда).

        Подсчитайте, пожалуйста, ваш результат. Для этого сложите все цифры в колонке «балл».

Номер вопроса

Вопрос

Балл

1

Временами я покупаю себе что-нибудь приятное, как, например, подарок, сувенир, безделушку

2

Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться

3

Я считаю, что имею право иногда быть эгоистичным(ой)

4

Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне

5

Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан

6

Каждый день я уверен (а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное.

7

Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.

8

Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.

9

Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.

10

Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.

11

Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье

12

Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны

13

Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки

14

У меня есть время для занятий увлекательным хобби

15

Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться.

16

Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем

17

Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%

18

Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих

19

Я избегаю употребления наркотиков и табака

20

Я способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства

Итого:


Приложение 2

Психологическая диета (в виде памятки)

  1. Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
  2. Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
  3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов

     Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.

     Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.  

  1. Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
  2. Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
  • в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
  • постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
  • старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом
  • разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему.