Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"
план-конспект занятия на тему

Корженко Юлия Сергеевна

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-trening_dlya_pedagogov.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОГ ВИДА №10 «РОСИНКА»

Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Подготовила: педагог-психолог

Корженко Ю.С.

Семинар – тренинг для педагогов

«Профилактика синдрома профессионального выгорания»

C:\Users\Work\Desktop\8211_9d27438bc443f8e49974afe797428565.jpg.jpg

2017г.


 Актуальность: Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. создание условий, способствующих профилактике СЭВ;
  2. передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
  3. развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
  4. формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Количество участвующих: 18-24 человека.

Продолжительность: 40 – 60 мин.

Оборудование: стулья по количеству человек, бумага, бланки с кругами, карандаши цветные, ручки, маркеры, магниты, маркерная доска.


Ход тренинга:

Участники сидят полукругом.

- Я рада видеть вас на тренинге, посвященном проблеме '''Синдром эмоционального выгорания педагогов”.

Для начала, дадим определение, что такое «Синдром эмоционального или же профессионального выгорания». «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»

Научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром является непосредственным проявлением возрастающих проблем, которые связаны с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью жизни всего коллектива.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся:

  • люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
  • стремящиеся к непременному успеху;
  • не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
  • уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

- А сейчас давайте проведем с вами небольшую разминку.

Упражнение - разминка: «Поменяйтесь местами те, кто…»

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.  Участники сидят по кругу, предлагает поменяться местами тем, кто, например,

  • носит брюки;
  • любит яблоки;
  • умеет и любит петь;
  • сочиняет стихи;
  • носит часы;
  • работает всю жизнь в одном учреждении;
  • любит свою работу;
  • работает педагогом уже больше 10 лет;
  • мечтал быть педагогом с детства и т.д.

- Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:

  1. стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности,
  2. беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость,
  3. не всегда разумная организации труда,
  4. невнимание к своему здоровью.

- Мини-дискуссия: «Что мешает вам получить удовольствие от профессиональной деятельности?»

Давайте разделимся с вами на подгруппы по 5 человек. Теперь вам необходимо составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности, а затем мы представим этот перечень на доске (после этого предложить определить где организационные, а где индивидуальные барьеры, и посмотреть каких больше)

- Теперь с вами вспомним какие симптомы выгорания встречаются в нашей профессии чаще всего:

  • истощение, усталость;
  • бессонница;
  • негативные установки;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • уменьшение аппетита или переедание;
  • усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  • чувство вины;
  • переживание несправедливости.

Развитие синдрома носит поэтапный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие высокой установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Для того что бы своевременно осознать в себе проявляющиеся симптомы профессионального выгорания необходимо уметь и хотя бы раз в месяц рефлексировать свою деятельность как трудовую, так и жизненную. Сейчас мы попробуем один из простых способов оценочной рефлексии.

Рефлексия в вопросе о профессиональном и эмоциональном выгорании играет не последнюю роль, так как с помощью рефлексии вы можете выводить вы водить в себе новые причины вашей профессиональной и личной деятельности. Но не стоит забывать, что сама по себе рефлексии достаточно энергозатратный способ, поэтому давайте с вами немного снимем наше коллективное напряжение.

Упражнение “Клубок”

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

- Следующий фактором в борьбе с эмоциональным выгоранием выступает фактор поиска ресурсов, как внутренних, так и внешних. Ресурс – это то из чего мы можем черпать силы на выполнение профессиональных и личных целей, те действия или события которые подпитывают нас энергетически. Итак, первым самым главным энергетическим ресурсом выступает наши с вами мотивы, и что бы определить наиболее популярные мотивы я предлагаю провести следующее упражнение.

 - Мини-дискуссия: «Для чего вы работаете?»

Сейчас каждый из вас за пару минут должен дать ответ на вопрос «Для чего я работаю», затем каждый из вас по очереди будет называть один ответ, и те, у кого будет написан такой же мотив поднимут руки. Таким образом мы составим с вами ресурсную карту мотивов.

После выполнение дается время на обсуждение результатов.

- Упражнение «Делаем пиццу»

Участники становятся по кругу друг за другом, и телесными движениями на спинах впереди стоящего человека имитируют изготовление пиццы. Данное упражнение влияет на телесное раскрепощение и снятие барьеров.

- Упражнение «Реальность и желание»: так же мы можем черпать ресурсы не только из наших мотивов, но и из правильного распределения наших желаний и окружающей нас действительности.

  • Сейчас я предлагаю вам на выданном бланке отметить секторами, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная деятельность), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
  • Вторым этапом необходимо отметить секторами идеальное соотношение работы (профессиональная деятельность), работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).

Затем давайте посмотри на то что у нас получилось и ответим себе на вопросы:

  • Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
  • Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
  • От кого или от чего это зависит?

Данная схема служит для вас отличным образом вашей жизни, в которой вы можете просмотреть на какую область в данный момент стоит обратить больше внимания, а в какой наоборот вы слишком сильно «застряли».

- Итак сегодня мы разобрали с вами что же такое синдром профессионального или же эмоционального выгорания, проговорили часто проявляющиеся симптомы и определили несколько важных путей для профилактики данного синдрома. И наш тренинг хотелось бы завершить упражнением которое заставит каждого из вас почувствовать себя лучшим и не подряжаемым педагогом.

- Упражнение «Я сегодня молодец»: Каждый участник тренинга по кругу начиная с фразы «Я сегодня молодец» называет что-то приятное и хорошее про себя, таким образом давая себе положительный ресурс и позитивную установку на день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Практикум: "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"

Представлены занятия по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

Программа «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов.»

Тренинг «Как не «сгореть» на работе».Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.Режим занятий.Продолжительность...