Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»
план-конспект по теме

Леготкина Светлана Владимировна

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_samoregulyacii.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

«Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Составитель: С.В. Леготкина педагог-психолог МБДОУ д/с комбинированного вида №1 ст. Ленинградской Краснодарского кр.

Методические рекомендации: практикум проводится для педагогов образовательного учреждения в рамках пcихопрофилактики синдрома эмоционального выгорания. Практикум содержит элементы телесноориентированной психотерапии, психической саморегуляции и  арт-терапии. Для его проведения необходимо небольшое изолированное пространство,  удобные стулья по количеству участников, природные материалы различных фактур, емкости с водой и песком.  Практикум сопровождается релаксационной музыкой.

Цели: актуализация жизненных ресурсов и повышение работоспособности,  снижение рисков развития синдрома эмоционального выгорания (освоение техник психической саморегуляции, обучение приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения).

1. Приветствие

- Уважаемые коллеги, рада вас видеть. Располагайтесь, позвольте своему телу занять удобное положение. (Звучит спок. музыка 01трек 4,5 мин).

2. Шеринг

- Прочувствуйте, пожалуйста, в каком настроении, состоянии Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.

3. Самодиагностика «Волшебная страна внутри нас»

- Все чаще мы слышим термин "эмоциональные расстройства". За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная восприимчивость, обидчивость, плаксивость и агрессивность, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь "задним числом".

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте, что внутри нас находится целая страна, в которой есть король, есть Дума, множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако, они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.

Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязанностях.

"Волшебная страна чувств". (Звучит перем. музыка 02трек 5 мин)

Цель: исследование психоэмоционального состояния

Оборудование: бланк с изображением восьми домиков, названиями  восьми чувств и силуэтом человека: цветные карандаши /8 цветов/

Инструкция 1: "Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость,  Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... У Вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрась домики."

Инструкция 2: Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Посмотрите – вот карта страны чувств /показываем силуэт человека/, она пуста. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.

Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание:

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;

2. На адекватность подбора цвета при "заселении" чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие "радости" и "удовольствию" черного, коричневого или серого цветов. Однако, не смотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем более он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.

Причем, целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

- голова и шея  (символизируют ментальную (мыслит.) деятельность);

- туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

- руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

- тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);

- ноги (символизируют чувство "опоры", уверенность, а также возможность "заземления" негативных переживаний)

Исследуя "карту", мы узнаем, какие чувства "живут" в разных частях тела. Например, чувства, "живущие в голове", окрашивают мысли. Если в голове "живет" страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность  будет  непросто.  В  руках  "живут"  чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же /если в ногах поселились "негативные" чувства/ человек имеет стремление "заземлить", избавиться от них.

4. Упражнение «Дождик»

- После пребывания в напряженных педагогических ситуациях жизненным ресурсам крайне необходима подпитка. Стабилизировать эмоциональное состояние поможет использование элементов телесной эмоциональной саморегуляции. Так как самое близкое, доступное и как-то понятное нам – это наше собственное тело.

5. Упражнение «Дышим в ритме пульса» (Звучит Сон травки 3,5 мин)

- Позвольте мне и себе не тратить драгоценную энергию на разговор. Обратите внимание на ваше эмоциональное состояние, расслабьте мышцы как ребенок, который еще не умеет ходить.

Вы знаете, что в состоянии волнения и стресса у человека учащается дыхание и пульс. Нащупав собственный ритм, подчиняющийся произвольному контролю (ритм дыхания, темп речи), необходимо его замедлить. Как это сделать?

Сначала переходим на брюшное дыхание: положите правую руку на живот, левую на грудную клетку. Область грудной клетки при правильном дыхании остается неподвижной, наблюдаем за движением в области живота – брюшной – релаксационный - тип дыхания.

  1. Настройка дыхания по сердцебиению с замедлением.
  2. Единое дыхание.

-Ритм дыхания и пульса – зеркало наших эмоций, лакмусовая бумажка для эмоций.

С помощью правильно регулируемого дыхания можно добиться снятия психоэмоционального напряжения. Можно навязать организму внешний ритм, поддерживая его некоторое время, и он усвоится. Станет нашим собственным и дальше будет сохраняться самим организмом.

6. Самомассаж (Звучит Танцующий иней 2,5 мин)

- Вы знаете, чем больше человек волнуется, тем больше мышечное напряжение. И мышцы задней области шеи реагируют на это в первую очередь. Область шеи – телесное зеркало, в котором отражается весь организм, отличается богатством рефлексогенных зон (шейная микроакупунктурная система). Контактное воздействие в области шеи оказывает регуляторное воздействие на все тело. «Воротниковую зону» называют телесной панацеей.

Напомним себе «правильное» положение головы и шеи, слегка смещая голову вперед-назад, руководствуясь при этом мысленно произносимыми формулами «первичного самоконтро ля», формулами саморегуляции Ф.М. Александера: «Голова смещает ся немного вперед и вверх. Шея вытягивается, плечи расширяются». Почувствуйте, как это оказывает влияние на общее самочувствие, и за помните свое внутреннее состояние, связанное с «правильным» поло жением головы и шеи.

Замечая дискомфортные ощущения в области задней поверхности шеи, прора батывайте их с помощью телесного контакта на задней поверхности шеи:

  1. сначала по средней линии, вдоль прощупываемых под кожей остистых отростков позвонков, слегка надавливая кончиками пальцев и совершая круговые разминающие движения. Усилие должно быть очень небольшим, движения мягкими, а процедуру необходимо выполнять в положении сидя (желательно с опорой для головы, затылка) или лежа на спине. Сначала выполняете диагностическое прощупывание и массирование, постепенно смещаясь, переходя от одной точки к другой. Там, где обнару живается дискомфорт, задерживаетесь на несколько минут, продолжая легкий самомассаж до уменьшения или устранения негативных телесных ощущений;
  2. затем на 1,5-2 см в стороны средней линии, вдоль позвоночни ка (паравертебрально);
  3. наконец, охватывая «щепоткой» (подушечками большого, указательного и среднего пальцев) или «горстью» прощупываемые продольные мышечные тяжи (мышцы, поднимающие голову и разгибающие шею), аккуратно их разминаете, массируете.

Массажные движения должны быть мягкими, аккуратными. Работаем с нервными рецепторами в коже и подкожной клетчатке.

Снижение мышечного тонуса уменьшает приток «информации» от мышц к мозгу, позволяя ему отдохнуть. Незанятость нейронов мозга переработкой информации повышает их готовность к синхронизации, приводя к особым состояниям сознания, играющим для человека целебную роль.

7. «Диалог с руками»

- Между телом и головным мозгом существует соматотопическая связь (проекционная, соматотопический принцип – принцип соответствия). Область кисти имеет расширенное представительство в коре головного мозга.

Руки – это тактильные ощущения. Порой руки знают, что делать.

  1. Упражнение «Кулачок»
  2. Упражнение «Хор рук» (Звучит Хор рук 2,5+2,5 мин) 

Еще большее воздействие на человека оказывает вода. Известна оздоровительная сила воды. Любые манипуляции с водой – это определенная доза удовольствия. Возьмите кусочки замороженной воды. Вновь прислушайтесь к вашим ощущениям.

В стрессовых ситуациях: смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Набрав воды в стакан, медленно выпейте ее. В стрессовых ситуациях потребность в жидкости увеличивается. Нужно сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. Для того чтобы почти полностью нейтрализовать последствия неприятного разговора, иногда бывает достаточно всего лишь помыть руки и умыться, а в конце дня, перед сном, принять расслабляющую ванну.

  1. Упражнение «Льдинка» (Звучит Паутинка 2 мин)

8. Осмысленная релаксация «Сказка о Волшебнике»  Татьяна Зинкевич – Евстигнеева 

 (Звучит 08 Голоса природы 25 мин)

А сейчас займите удобную для Вас позу, закройте глаза. Мы сделаем глубокий вдох и выдох. Теперь мы можем перенестись в другой мир. Мир удивительной сказочной страны и послушать одну из ее историй.

Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие дума ли: «Он очень молод». Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и кореш ками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с вет ром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным че ловеком, таким как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.

Как-то раз Волшебник сказал людям: — Я слишком долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь. — Зачем же ты оставляешь нас, — грустно сказали люди. — Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости, — попросили они.

— Посмотрите вокруг, — сказал Волшебник, — вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и прово жать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, по трескивают поленья в костре и дышит земля.

Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Почувствуйте как все, что нас окружает, живет в своем Ритме. Свой ритм есть и у каждого из нас.

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит зем ля — ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны — то быс тро, то не торопясь. И главное, каждый из них услышал свой собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыха ние... И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное.

  1. Удивительное и Волшебное растет внутри нас, — с вос торгом сказали они Волшебнику.
  2. Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, — улыб нулся Волшебник. — Ведь Волшебство — это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, всего, что нас окружает, и жить в соот ветствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм и раз будить Творца, живущего внутри каждого, и начнется Волшебство.
  3. А как мы будем им пользоваться? — спросили люди.
  4.  Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, — ответил Волшебник. — И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться.
  1. Можно научиться слышать внутренний Ритм другого чело века, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.

Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность...

И вот Волшебник отправился в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили его слова. Жили, слушая свой внутренний Ритм, и очень скоро в каждом из них проснулся Творец. Спокой но и с любовью они каждый день создавали свою жизнь, излу чая вокруг добро и радость.

И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спо койное биение своего сердца, ритм дыхания. И Творец, живу щий внутри нас, напомнит о себе теплой волной радости.

А мы сделаем глубокий вдох и выдох, и потихоньку будем возвращаться обратно.

9. Шеринг

- Понаблюдайте, как все наши действия сказались на вашем текущем эмоциональном состоянии. Как вам сейчас? Изменилось как-то ваше эмоциональное состояние?

10. Пожелания на прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум: "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"

Представлены занятия по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей...

Семинар-практикум "Профилактика синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ"

Категория педагогов является наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания. Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за воспитанников, дисбаланс между инте...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Я и мое имя. Профилактика синдрома профессионального выгорания".

Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов.Задачи: 1) содействовать укреплению психического здоровья педагогического коллектива,2)  содействие осознанию ценности и уникал...

Семинар-тренинг для педагогов "профилактика синдрома профессионального выгорания"

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...

Семинар-практикум с элементами тренинга по профилактике синдрома профессионального "выгорания" "Путешествие в страну гармонии"

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.Задачи:познаком...

Семинар практикум с воспитателями «Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Цель программы: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению эмоционального состояния воспитателей через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов...