Семинар-практикум "Профилактика синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ"
материал на тему

Копылова Анна Юрьевна

Категория педагогов является наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания. Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за воспитанников, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, поведение «трудных» воспитанников приводят к стрессам. Просто необходимо научить педагогов самопомощи после рабочего дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами тренинговых упражнений

(время проведения – 1, 5 часа)

Тема: «Профилактика синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения и утомления педагогов в процессе трудовой деятельности. Создание условий для профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде.

Задачи:

  1. Выявить у педагогов наличие или отсутствие синдрома профессионального выгорания (уровень эмоционального истощения).
  2. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.
  3. Дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.

Ход семинара:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Психолог: «Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»? (педагоги высказываются)

  В последнее время много говорится о таком явлении как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция на стресс, полученный на работе.»

  1. Упражнение «Дерево здоровья».

Цель: настрой участников на совместную деятельность, дать возможность каждому из участников высказаться; определение способов снятия психоэмоционального напряжения.

Оборудование: доска, изображение дерева, стикеры, ручки на каждого участника. Инструкция: Уважаемые коллеги! Предлагаю вам результаты анкетирования, которые я вам предлагала ранее (психолог дает информацию об уровне эмоционального истощения в коллективе: высокий, средний, низкий). Мы все понимаем, что эта тема актуальна для нашего педагогического коллектива.

И сейчас я предлагаю вам поделиться со всеми участниками своими способами снятия усталости и напряжения. На листочках напишите 1-2 способа, которые вы используете, чтобы снять напряжение, усталость и восстановить силы (Каждый участник вывешивает свой вариант ответа на доску с изображением дерева) Психолог озвучивает результаты. (см. Приложение № 1)

2. Упражнение «Комплимент» (предварительно разделить на пары: чтобы выбор был максимально произвольным используем прием: участникам в случайном порядке раздаются карточки со словами. Обладатели карточек, связанные общей темой, составляют пары, например, гром-молния (см. Приложение № 2)

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий  личностным  качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б.Окуджавы

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!»

Сейчас мы будем говорить друг другу комплименты. Обмен будет в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Например,

- Рамиля, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А ещё я добрая!

- А у тебя, Аня, такие красивые глаза!

-Да, это так! А ещё я……

Комплимент принимается в форме: Да, это так! А ещё я….(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается говорящему.

Анализ упражнения:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?        

3. Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

4. Упражнение «Моечная машина»

Цель: сплочение коллектива, снятие физического и нервного напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все её моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». В роли «машины» должны побывать все участники группы. Обсуждение

5. Упражнение «Грецкий орех»

Цель: осознание каждым педагогом своей индивидуальности.

Материалы для проведения: необходим мешочек с грецкими орехами (орехи – по числу участников). Психолог высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

Как правило, свой орех  узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал и какой стратегией пользовался, чтобы его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).

     На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все мы очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота, привлекательность, талант. Нужно только ее почувствовать и понять. Орешки дарим участникам семинара на память.

6. Рефлексия «Корзина с пожеланиями» (см. Приложение № 3)

Каждый участник по кругу берет корзину и отвечает на вопросы.

  • Что понравилось на семинаре? Что не понравилось?
  • Какие упражнения и информация были особенно полезны для вас?

Затем берет конфету с пожеланиями

7. Подведение итогов Педагогам раздаются памятки с рекомендациями по применению способов эмоциональной саморегуляции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дерево психологического здоровья

(по результатам опроса педагогов)

  • отдых на природе;
  •  стирка белья;
  •  поход по магазинам;
  •  петь песни, слушать классическую      музыку;
  •  прогулка по незнакомой местности;
  •  выспаться;
  •  балую себя сладеньким;
  •  не замечать стрессовые ситуации;
  •  думать о приятном…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

гром – молния

Москва – Кремль

Мальвина – Буратино

весна – капель

дуэль – Пушкин

медведь – малина

дорога – светофор

кошка – мышка

клоун – цирк

Купидон – любовь

Отелло – Дездемона

рыба- вода

дом – окно

Волга – Россия

птица - гнездо

 

гром

молния

Москва

Мальвина

Буратино

Кремль

весна

Купидон

Волга

капель

любовь

Россия

дуэль

Отелло

Дездемона

Пушкин

рыба

вода

медведь

малина

птица

дорога

светофор

гнездо

кошка

мышка

цирк

клоун

дом

окно

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Рефлексия «Корзина пожеланий»

Психолог: «Предлагаем вам взять корзину и высказать свое мнение, затем взять конфету с пожеланием и покинуть наш сегодняшний семинар в хорошем настроении»

                                                                  для печати

Вам сегодня особенно повезет!

_____________________________________________

Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

_____________________________________________

Наступило время сделать то, что Вы постоянно откладываете!

______________________________________________

Любите себя такой, какая Вы есть, - неповторимой!

______________________________________________

Сделайте себе подарок, Вы его заслуживаете!

______________________________________________

Сегодня с Вами вместе радость и спокойствие!

______________________________________________

Сегодня Ваш день, не упустите возможность сделать что-то приятное для себя и для близких. Успехов Вам!

______________________________________________

Все Ваши желания и мечты реализуются, поверьте в это!

_____________________________________________

Единственное, что можно приобрести и нельзя потерять, - впечатления.                                                        Пора Вам отправиться в путешествие!

______________________________________________

Сейчас Вам необходимо проявить упорство и трудолюбие. От этого зависит Ваше финансовое благополучие!

Вы-молодец! Вы на правильном пути. Действуйте расчетливо и решительно, отбросив все эмоции.

_____________________________________________

Помните: слово – серебро, а молчание – золото. Прежде чем сказать то, что думаете, хорошо подумайте, не торопитесь!

______________________________________________

Сейчас самое подходящее время начать что-то новое! Дерзайте!

______________________________________________

Идеальных людей не бывает. И Вы – не исключение. Не требуйте от себя слишком многого!

______________________________________________

Всем угодить невозможно. Не забывайте и о своих интересах!Дождитесь удобного случая и действуйте – быстро и решительно!

______________________________________________

Избегайте соперничества. Зависть разъедает душу.

______________________________________________

Мы часто не ценим то, что у нас есть. Подумайте об этом и постарайтесь как можно меньше переживать из-за того, чего Вам не хватает!

______________________________________________

Не позволяйте себе унывать. Вспомните: в Вашей жизни много того, за что Вы можете благодарить судьбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...