СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
консультация

Герасимова Владислава Григорьевна

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает стрессоустойчивости специалистов и мотивирует их на практическую работу по профилактике «выгорания». Данный материал будет полезен всем, кто работает с людьми, а особенно с детьми и родителями воспитанников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-prakikum.docx31.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Описание: Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает стрессоустойчивости специалистов и мотивирует их на практическую работу по профилактике «выгорания». Данный материал будет полезен всем, кто работает с людьми, а особенно с детьми и родителями воспитанников.
Цель: предупреждение синдрома профессионального и эмоционального «выгорания» педагогов.
Задачи: 
1. Способствовать сплочению коллектива, желанию поддержать друг друга.
2. Обучить педагогов релаксационным техникам, технике  мышечного расслабления.
3. Показать жизненные стратегии - позитивного восприятия жизни, получения и принятия жизненного опыта.
4. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Этот синдром считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков  - всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, которое развивается в результате хронического неразрешённого стресса на рабочем месте. 

Факторы возникновения выгорания

Личностный фактор. По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Его развитию способствуют неудовлетворенность человека своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
Организационный фактор. На развитие «сгорания» влияет несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации, работа, не получающая должной оценки, рабочие перегрузки, дефицит времени. Но организационный фактор сам по себе не является непосредственной причиной «выгорания». Его значение зависит от оценки восприятия работником ситуации, в которой он работает (в одном и том же учреждении люди по-разному реагируют на этот фактор).
Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие «выгорания» существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых возникают коммуникативные нагрузки.

Причины возникновения синдрома:

- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
- работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру;
- неразрешенные личные конфликты,
- длительная нагрузка на основные анализаторы (слух, зрение и т.д.), концентрация внимания, память, большой объем информации, соучастие эмоций и интеллекта и как следствие нервно-психическое и физическое напряжение.

Специфические особенности педагогического общения.

Также причиной возникновения синдрома эмоционального выгорания считается этика общения, рамки общения. Человек не выбирает себе тех, с кем он взаимодействует. По этическим соображениям эмоциональная «разрядка» невозможна. Накапливание отрицательных эмоций ведет к истощению эмоционально-этических и личностных ресурсов. 
Общение педагогов:
- деловое и личностное одновременно
- постоянное и длительное
- одновременное общение со множественной аудиторией
- число партнеров в течение малого времени варьируется
- активность партнеров может быть непредсказуема

Компонентами выгорания являются:
-
напряжение - проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от сотрудников, в других – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к людям.
-
редукция профессиональных достижений – у специалиста возникает ощущение, что он плохо работает, мало достиг в профессии, возникает чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере.
-
эмоциональное истощение - чувство опустошенности и усталости, вызванное работой.

Существуют различные методики для диагностики синдрома эмоционального выгорания
. 

Это всевозможные психологические тесты и анкеты.

Итак, синдром эмоционального выгорания выражается в хронической усталости, тревожности, рассеянности, негативной самооценке, усилении агрессивности (напряженности, раздражительности, гневливости), усилении пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия), нарушении аппетита, сна, росте заболеваемости, потери интереса к работе и к жизни, увеличении объема психостимуляторов (табак алкоголь, кофе).

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Первые симптомы следует рассматривать не как опасность, а как знак. Знак для того, чтобы защитить рост личности, профессиональный потенциал. Если Вы понимаете, что происходит, Вы сможете справиться с ситуацией. Чем раньше этим заняться, тем лучше.

Профилактика выгорания.        

Универсального рецепта от «сгорания» нет, – протекание процесса, способы выхода из него зависят от структуры и психологических особенностей личности. Потому нужно знать себя, свою «природу», понимать, что вызывает у Вас определенные состояния, как Вы можете ими управлять. И для этого нам нужно учиться – учиться слушать себя, правильно заботиться о себе, координировать эмоции и чувства, получать удовольствие, строить теплые отношения… 
Решения проблемы профессионального и эмоционального выгорания могут быть разными. Важно заняться тем, что дает Вам энергию и душевный подъем. 

Гибкость в построении новых смыслов.
Одним из факторов преодоления профессионального «выгорания» является умение находить новый смысл в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели.

Саморегуляция.
Это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Саморегуляция необходима, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться. Можно использовать следующие способы саморегуляции:

  • Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации.
  • Самоубеждения, самоприказы, вызывающие спокойное состояние - «Я спокойна!», «Стоп!», «Все будет хорошо!» 
  • Концентрация внимания на чем-то:
    - рассматривание предмета и мысленное его описание,

- вслушивание в звуки за окном,
- сосредоточение на своих телесных ощущениях – релаксация, аутогенная тренировка.

  • Самоконтроль внешних выражений эмоций.
  • Использование образов визуализации.
  • Глубокое дыхание.
  • Снятие мышечного напряжения.

Одним из самых доступных способов саморегуляции является набирающая популярность практика музыкотерапии.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и т.д. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной стимулировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

Пифагор – один из первых людей, утверждавших значительное влияние музыки на психологическое и физическое состояние человека.

Применяется с 12 века. Со второй половины 20 века активно исследуется и внедряется, в том числе и в сфере образования.

Подбирается такая терапия сугубо индивидуально, так как музыка структурирует воспоминания, мысли и прочие похожие процессы. Некоторые люди могут испытывать негативные эмоции и даже неприятные ощущения при слушании некоторых звуков, если это связано, например, с негативными воспоминаниями, ситуациями из прошлого.

Упражнение для релаксации

С помощью метода визуализации можно мысленно представить себя в приятной ситуации, получая активное воздействие на всю систему чувств и представлений. 
Чтобы использовать образы для саморегуляции специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации.

Звучит спокойная музыка.  Для упражнения можно использовать как классическую, так и современную электронную музыку в стиле Lounge, Ambient, Chillout, DeepHouse, NewAge, Trance.

- море, шум прибоя

-пение птиц

- Пол Уинтер «Колыбельная матушки-китихи»

- КейкоМацуи«Forever, forever», «Crescent night dreams»

- Вы пришли сюда отдохнуть и расслабиться. Постарайтесь принять максимально приятную для вас позу. Внимательно наблюдайте за сменой визуального ряда. Руки вдоль туловища. Оставьте все проблемы за дверью. Нет прошлого. Вы здесь и сейчас (пауза).

Постепенно ваше тело наполняется тяжестью. Тяжелеет ваша правая рука, тяжелеет левая рука, в животе появляется чувство тепла. Тяжелеет ваша правая нога, левая нога (пауза).

Расслабляются мышцы лица, расслабляются мышцы лба, щек, шеи. Расслабляются и опускаются плечи. Расслабляются мышцы правой руки, расслабляются мышцы левой руки (пауза).

Представьте, что вы оказались на берегу красивого океана или моря. Есть только вы и красота морского пейзажа. Вы лежите на теплом, мягком песке. Смотрите вдаль, любуетесь набегающими волнами, слышите крик чаек. Ваше тело горячее, расслабленное, веки тяжелые. Вдали вы видите, как уплывает красивый белый корабль, отпустите вместе с ним все свои печали, проблемы, несбывшиеся мечты. В вашей голове больше нет плохих мыслей, сомнений (пауза).

Сейчас мысленно повторяйте за мной слова: «Я спокойна, расслаблена. Сегодня у меня все получится, все будет хорошо. Я счастлива» (пауза).

С моря подул приятный прохладный ветер, он сдувает всю вашу усталость, вы чувствуете приятную прохладу. Усталость покидает ваше тело, появляется легкость в руках, ногах, голове. Сеанс завершится на счет три. Раз, два, три.  

Упражнение «Взгляд на себя глазами влюбленного человека».
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это - одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!». Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Звучит спокойная музыка. 

Сядьте поудобнее, закройте глаза, максимально расслабьтесь. Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, в которой одним из героев, являетесь вы сами.
Вам надо решить, кто из людей, вам известных, любит вас. Не так важно, любите ли вы этих людей, но чрезвычайно важно знать, любят ли они вас. Выберите из них одного человека и представьте следующее.
Вы становитесь человеком, который вас любит. С этой новой позиции вы всматриваетесь в себя - в того человека, который только что был так увлечен написанием книги. Вы видите себя глазами другого человека. Вы видите собственные слова, жесты, манеры.  Вы вглядываетесь в себя глазами другого человека, узнаете качества и свойства, которые были вам не знакомы или которые другие привыкли считать недостатками. 
Вы «просматриваете» мысли и воспоминания человека, который вас любит, и понимаете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть, и тем самым делать жизнь другого человека полнее и значимее. 
Вы видите и слышите все то, что этот человек так ценит в вас. Хорошо запомнив всё, только что услышанное и увиденное, вы медленно возвращаетесь в самого себя, зная, кто вы есть для человека, который вас любит.

ТРЕНИНГ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

I ЭТАП – «РАЗОГРЕВ»

1. Упражнение-приветствие «Рукопожатие»

Все участники  встают в круг, берутся за руки. Глаза закрыты. Ведущий сжимает руку соседа справа и по цепочке передаётся рукопожатие. То же самое в другую сторону.

        

2. Упражнение «Танец отдельных частей тела»

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Процедура: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

        

II ЭТАП – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Ведущий и ведомые»

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Процедура: Группа выстраивается в колонну. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через 30 сек. первый участник переходит в конец колонны и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Вопросы для обсуждения:

  • что чувствовали участники, будучи ведущими / ведомыми?
  • что они чувствовали, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда танцую, как он?
  • когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

Упражнение «Тесная компания»

Цель: сплочение коллектива, танцетерапия.

Все участники вытягивают карточки с названием обуви. Участники, имеющие карточки с одинаковым названием обуви, объединяются в пары. Итак, пары созданы, их  задача - исполнить танец названный ведущим. Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – танго, детские сандалики – твист,  лапти – кан-кан,  валенки – летка-енька.

III ЭТАП – РЕЛАКСАЦИЯ

  1. Восстановление дыхания. Упражнение «Круг дышит» под музыку П.И. Чайковского «Сладкая грёза».

  1. Массаж. Упражнение «Дождь». Участники стоят в кругу друг к другу спиной. Каждый под музыку легкими прикосновениями имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

  1. Упражнение-завершение. Все участники тренинга встают в круг. И по кругу каждый своему соседу любыми  способами говорит спасибо (мимикой, пожатием руки, словами, можно спеть любую песню хором).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Выбор темы данной работы был определен запросом администрации МДОУ на организацию систематической профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья педагогов.  Ключевым моментом в предл...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»

Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоци...