Семинар-практикум для педагогов по профилактике синдрома профессионального выгорания
методическая разработка по психологии

Яковлева Оксана Михайловна

Семинар-практикум для педагогов по профилактике синдрома

профессионального выгорания

 

Подготовила педагог-психолог ГБДОУ 85 Невского района г.Санкт-Петербурга  Яковлева Оксана Михайловна

 

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания у участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи:

  1. Сформировать представление о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению.
  2. Помочь проанализировать свой уровень профессионального выгорания.
  3. Познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции.
  4. Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой.
  5. Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_11.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов по профилактике синдрома

профессионального выгорания 

Подготовила педагог-психолог ГБДОУ 85 Невского района г.Санкт-Петербурга  Яковлева Оксана Михайловна

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания у участников тренинга и актуализация их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Задачи:

  1. Сформировать представление о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению.
  2. Помочь проанализировать свой уровень профессионального выгорания.
  3. Познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции.
  4. Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой.
  5. Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Педагог-психолог: 

В современном мире человек живет в режиме постоянного стресса из-за перенапряжения, отсутствия баланса между работой и отдыхом. Всем известное сочетание «сгорел на работе» - не просто метафора, а синдром, о котором заговорили еще в 70-х годах прошлого столетия. Педагогическая деятельность стоит в первом ряду по эмоциональному выгоранию своих сотрудников, потому что их работа связана с высокой психологической нагрузкой.

Эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих воспитанников, более доброжелателен. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен организовывать педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально-личностного подхода в обучении и воспитании каждого ребенка. Работа такому педагогу  только в удовольствие.

Профессия педагог требует ежедневного, ежечасного расходования невероятного количества душевных сил и энергии. А умение владеть собой, держать себя в руках – очень важные показатели деятельности педагога, от которых зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

  • усталость, истощение;
  • недовольство собой, нежелание работать;
  •  усиление соматических болезней;
  • нарушение сна;
  • плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
  • агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
  • негативная самооценка;
  • пренебрежение своими обязанностями;
  • снижение энтузиазма;
  • отсутствие удовлетворения от работы;
  • негативное отношение к людям, частые конфликты;
  • стремление к уединению;
  • чувство вины;
  • потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
  • снижение аппетита или переедание.

 

«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткостью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Принято считать, что эмоциональное выгорание происходит с годами работы, но зачастую оно зависит от «нелюбви» педагога к выбранной профессии.  То есть и у молодых специалистов зачастую наблюдается синдром эмоционального выгорания, который проявляется апатией, нежеланием развиваться в выбранной профессии. В данном случае уместно подумать о смене деятельности, так как профессия воспитателя подразумевает любовь к детям, их полное принятие и эмоциональную отдачу.

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

В любом случае помните: стресс — это нормально, это часть нашего повседневного опыта. Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, чем те, кто коллекционирует, копит свои проблемы и неудачи

Сегодня на нашем семинаре-практикуме мы попробуем заглянуть внутрь себя, узнать себя получше и поучимся снимать эмоциональное напряжение.

Разминка.  Упражнение «Аплодисменты»

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Я попрошу выполнять различные задания тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

  • Поднимите правую руку, кто любит посещать театр, кино.
  • Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
  • Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
  • Руки за голову кто по утрам любит поспать.
  • Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
  • Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
  • Наклоните голову вправо, кто любит читать книги.
  • Наклоните голову влево, у кого глаза карего и голубого цвета.
  • Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
  • Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.

Ну а теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам совершить прогулку по лесу, которая поможет заглянуть нам в глубины нашего подсознания и узнать о себе немного больше.

Цель:  помочь педагогам узнать больше о себе, друг о друге.

Представьте, что вы идете по лесу. Опишите мысленно, какой это лес. Там солнечно или пасмурно, какие деревья там растут, много ли их, как далеко друг от друга они растут? Хорошо ли вам в этом лесу? Какое время года и какое время суток? Вы один (одна)? Что вы делаете в лесу. С какой целью вы сюда отправились?

Вдруг вы видите, что в траве что-то блестит. Наклоняетесь и видите ключ. Какой он? Что вы будет с ним делать — поднимите или пойдете мимо? Обрадовала ли вас находка?

Вдруг вы замечаете медведя. Какой медведь, что он делает? Как он к вам отнесся? Как реагируете на него вы?

Впереди родник. Вы станете из него пить, умываться?

Вы идете дальше и упираетесь в забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала? Вам надо оказаться с другой его стороны. Как вы станете его преодолевать? Легко ли вам перебраться?

Вы идете дальше и замечаете нору. Она большая или маленькая? Вы в нее заглянете? Вам интересно, какой зверь ее вырыл? Интересует ли вас животное, которое там сидит?

Неожиданно к вам подходит карлик. Он пытается обратить на себя ваше внимание, крутится под ногами. Ваша реакция? Вы сердитесь? Вы жалеете его? Он продолжает к вам приставать – что вы делаете?

Вы выходите на берег реки. Представьте себе реку очень отчетливо: какая там вода, какая скорость течения, какое дно, есть ли камни на дне. Нравится ли вам на берегу?

Вы идете дальше и видите дом. Какой он? Какие и сколько комнат в нем расоложено.

Хочу вас обрадовать: это ваш дом, на дверях — табличка, которая об этом и сообщает. Как выглядит табличка и что конкретно на ней написано?

Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам тут? Кругом чистота или беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие? Назовите и опишите их.

Загляните в подвал. Что вы видите? Вы туда войдете? Если да, как себя там чувствуете? Хотите остаться или поскорее уйдете?

Вы поднимаетесь на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? На чердаке порядок или всюду хлам? Сколько времени вы проведете там?

Вы покидаете дом. С сожалением или с радостью? Хотите ли вы поскорее туда вернуться?

Вы идете дальше, и за холмом открывается вид на море. Опишите море. Спокойное оно или бурное, какая погода, есть ли солнце, ветер?

Над морем летают чайки. Высоко, низко, рядом с вами или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают они?

Вы видите корабль. Какой корабль, насколько он далеко от берега? Можете ли вы до него добраться? Станете ли вы это делать?

Ключ к тесту

Лес символически отражает общество, которое вас окружает и ваше отношение к людям. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивно ваше отношение к людям; чем более пугающую картину нарисовало ваше воображение (мрачные деревья, непроходимая чаща), тем труднее вам проявить себя; вы не очень довольны окружающими и считаете, что они не понимают или недооценивают вас. Если вам кажется, что в лесу слишком тесно, то, скорее всего, вы устали от близкого окружения, скопления народа в метро, офисе или квартире.

Ключ — это ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Вашу готовность принимать перемены показывает то, подняли вы ключ или выбросили, обрадовались ему или нет.

Медведь символизирует вашу реакцию на потенциальную опасность. Если вы прячетесь или замираете от страха — скорее всего вы и жизни слишком пассивны, если кидаетесь на медведя — слишком активны.

Ваша готовность напиться из родника показывает вашу готовность идти навстречу любви. Готовы ли вы к тому, чтобы в вашей жизни появилась подлинная, истинная и чистая любовь? Или вы попали к замусоренному канализационному люку?

Море представляет чувственную, эмоциональную сторону любви. По тому, насколько бурным оно представляется вам, модно судить о том, какие отношения вас привлекают.

Забор — символ преград, которые есть на любом жизненном пути. Обратите внимание, какой у вас забор — символическая изгородь или Великая Китайская стена. То, как вы перелезли через забор, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если в вашем воображении внезапно появилось что-то или кто-то, кто помог вам в преодолении — значит, вы мало рассчитываете на себя, а к помощи и поддержке привыкли как к чему-то само собой разумеющемуся. Кстати, напрасно, не всегда в безлюдном лесу будут стоять ваши родственники и друзья в ожидании, когда же вам нужна будет их помощь.

В случае, если вы не смогли перебраться, то, возможно, сейчас перед вами стоит какая-то проблема, которая кажется вам неразрешимой.

Нора — ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело лезли в нору — вы отважный, безрассудный или слишком любознательный человек.

Ваше отношение к карлику покажет, насколько вы милосердны. Есть люди, которые бьют его ногами, а есть те, кто несет его на плечах.

Река — символ течения вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чистая вода. Дно и камни на нем тоже показывают жизненные трудности.

Дом — это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самой собой.

Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у некоторых написано фамилия-имя-отчество, у некоторых – все регалии и заслуги, а у некоторых фамилия нацарапана сбоку мелом)

Те комнаты, которые вы увидели во время теста – это те аспекты вашей жизни, которые для вас наиболее важны. Там, где вам все нравится – все хорошо, если в какой-то из комнаты непорядок, возможно, есть проблемы в этой сфере жизни.

Подвал – ваше восприятие собственного бессознательного. Если вам плохо в подвале, то возможно, вы не в ладах с ним. Боитесь своих снов, не желаете вспоминать многие моменты прошлого, опасаетесь заглядывать в будущее. И это не очень хорошо, поскольку бессознательные страхи создают тревожность и перенапряжение.

Чердак — метафора всего образования, культуры, интеллекта, всех социальных навыков, привитых вам. Если там бардак, то, возможно, вы и не знаете, зачем столько сил прикладывали когда-то к получению диплома.

Чайки — это ваши родственники. Комментарии по громкости, навязчивости и приближенности подставьте сами.

Корабль — это ваша мечта. Насколько она красива и насколько достижима, легко судить по тому, какой корабль и на каком расстоянии от берега вы его видите. Можно ли вообще до него добраться?

Упражнение «Жила-была Женщина»

Инструкция: запишите, пожалуйста, ваши ответы на листе бумаги, отвечайте то, что сразу приходит вам на ум, не раздумывайте.

1.По утрам она просыпалась и думала_________________

2. Собираясь на работу, она__________________________

3. На работе она____________________________________

4. Весь рабочий день она мечтала_____________________

5. А когда рабочий день заканчивался, она_____________

6. Придя домой, она________________________________

7. Засыпая, она думала______________________________

8. А на самом деле она мечтала_______________________

Это была проективная методика, когда человек описывает что-либо на подсознательном уровне, имея в виду свои переживания и мнения. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – дома вдумчиво перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось, чтобы было. Переведите все на позитив.

Упражнение «Выбор»

Инструкция: Давайте узнаем, насколько позитивно смотрите вы на жизнь.

 Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

 1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

 2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

 3​. Съедаете что-то другое.

 4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

 Оценка полученных ответов.

 Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

 Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

 Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

 Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Как видно - все мы по-разному относимся к неудачам. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».

Я хочу вам рассказать притчу. В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан? "

- "50 грамм! ", "100 грамм! ", "125 грамм! " - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал один студент.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан.

Давайте вспомним какие же есть способы отключиться от трудностей и обрести душевное спокойствие. В психологии это называется способами эмоциональной саморегуляции.

Способы  эмоциональной   саморегуляции существуют:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • занятие любимым делом – хобби
  • раскрашивание мандал

Очень важно научиться по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

  • громко запеть;
  • резко встать и пройтись;
  • быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
  •  измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

Следующая техника "Ластик"

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Инструкция: сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается способность  адаптироваться к стрессовой ситуации и постепенно выходить из нее.

Давайте рассмотрим основные советы, которые помогут не «выгореть»:

  1.   Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию;
  2. Выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане;
  3. Не стоит искать в работе спасение или счастье. Помните, что она является деятельностью, которая хороша по определению;
  4. Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни;
  5. Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям;
  6. Трезво осмысливайте события прошедшего дня. Можете взять за правило подведение итогов;
  7. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
  8. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как  воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
  9. Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка…
  10. Перед тем, как помочь кому-то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается.
  11. Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
  12. Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Важно помнить и знать, что в нашей жизни кроме работы есть ещё множество аспектов и сфер, и как бы Вы не любили свою работу и не каким бы не были хорошим специалистом нужно не забывать о других сферах и интересах в своей жизни. Жить полной жизнью – это значит реализовывать все свои мечты, ценить каждый момент жизни, делать то, что действительно хочется и приносит радость.

 И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье, работа - всего лишь часть жизни.

Я научилась...

Я узнала, что...

Я была удивлена тем, что...

Самым важным для меня было...

Мне сегодня...

Я научилась...

Я узнала, что...

Я была удивлена тем, что...

Самым важным для меня было...

Мне сегодня...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Семинар-практикум "Профилактика синдрома профессионального выгорания среди педагогов ДОУ"

Категория педагогов является наиболее подверженной возникновению синдрома профессионального выгорания. Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за воспитанников, дисбаланс между инте...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Я и мое имя. Профилактика синдрома профессионального выгорания".

Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов.Задачи: 1) содействовать укреплению психического здоровья педагогического коллектива,2)  содействие осознанию ценности и уникал...

Семинар-практикум с элементами тренинга по профилактике синдрома профессионального "выгорания" "Путешествие в страну гармонии"

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.Задачи:познаком...

Семинар практикум с воспитателями «Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Цель программы: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению эмоционального состояния воспитателей через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика синдрома профессионального «выгорания»

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, педагоги-психологи, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены постоянно повышать уровень профессионально...